Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока: повторение, обобщение и углубление знаний по данной теме.
Задачи урока:
- С помощью методики взаимного тренажа закрепить знания обучающихся о названии формул соединений серы.
- Из курса валеологии повторить применение соединений серы в медицине.
- Провести межпредметную связь между историей и химией на основе использования соединений серы.
- Закрепить знания обучающихся о химических свойствах кислотных оксидов на примере оксида серы (1V).
- Проверить знания по данной теме.
Оборудование: карточки для проведения взаимного тренажа, лоток с химическими реактивами и оборудованием.
Ход урока
Организационный момент.
Основная часть урока: Запишите число и тему урока. Сегодня на уроке мы повторим особенности свойств и применения соединений серы.
План урока:
- Методика взаимного тренажа (формулы и названия соединений серы).
- Устный опрос (применение серы и ее соединений).
- Опыт (применение соединений серы).
- Письменная работа (химические свойства оксида серы (1V)).
- Самостоятельная работа (составление молекулярных, ионных уравнений химических реакций).
Сейчас проверим ваши знания о соединениях серы (формулы и названия) с помощью методики взаимного тренажа технологии КСО. У нас с вами 3 ряда – 3 команды. Каждому члену команды я выдам карточку с формулами. Внутри каждой команды карточки разные: каждая из них отличается по формулам и по цвету. В верхнем правом углу указан номер варианта. (Приложение №1) Вы устно проверяете друг друга, затем обмениваетесь карточками, поднимаете руку и ищете нового партнера на своем ряду (раздаю карточки и листки учета). Подпишите листок учета (Приложение №2). В листе учета вы указываете номер варианта тех карточек, на которые вы будете давать свой ответ. В листке учета ваш напарник ставит число ваших правильных ответов. Во время свободной минуты вы делаете задания с доски: записать в листы учета названия формул – AL2(SO3)2, Mg(HS)2, NaHSO3, KHSO4. На работу вам отведено 10 минут, приступайте. Время вышло. Сравним ваши результаты со шкалой, которая указана на доске: 20-25 правильных ответов – “5”; 15-20 – “4”, 10-15 – “3”, меньше 10 – “2”. Сдайте листки учета.
Дома вы должны были повторить сведения о том, как применяют соединения серы в медицине. Я буду показывать карточки с формулами, а вы должны назвать формулы и указать применение этого вещества.
- CaSO4•2H2O (кристаллогидрат сульфата кальция; изготовление гипса).
- ZnSO4•7H2O (кристаллогидрат сульфата цинка, антисептическое и вяжущее средство при коньюктивитах).
- BaSO4 (сульфат бария, баритова каша; используется в рентгенодиагностике).
- Na2SO4•5H2O (кристаллогидрат сульфата натрия, глауберова соль; используется в качестве слабительного).
- S (сера; основа мазей, применяется при лечении грибковых заболеваний кожи).
- Na2S2O3 (тиоусльфат натрия; используется как противоядие при попадании в организм тяжелых металлов).
Рассмотрим с вами, как в 19 веке люди использовали соединения серы. Члены Российской тайной организации “Черный передел” использовали невидимые чернила. Они сначала писали водным раствором сульфата меди (11), который имел голубой цвет. Надписи постепенно высыхали и превращались в невидимые. А как же тогда удавалось прочесть такие письма? Для того, чтобы прочесть письмо необходимо было лист с надписями подержать над склянкой с нашатырным спиртом (водным раствором аммиака), невидимые буквы проявлялись в синий цвет. Давайте попробуем осуществить данный опыт (на доске пишу исходные вещества, затем раздаю лотки с реактивами).
Ход работы
CuSO4+ 4NH3 = (Cu(NH3)4)SO4
Теперь вспомним с вами свойства оксида серы (1V). На доске указаны формулы веществ: O2, NaOH, NO2, HCL, CaO, Zn(NO3)2, H2O. Из предложенных формул веществ выберите те, с которыми взаимодействует оксид серы (1V) и напишите уравнения реакций. Через 7 минут проверяем ваши ответы. Оценки за урок.
Теперь вы поработаете самостоятельно по данной теме. (Приложение №3) На работу у вас 10 минут. В конце урока работы сдать на проверку.