Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и систематизировать детские представления о часах, как об одном из необходимых предметов человека.
- Учить устанавливать связь между видами часов и особенностями использования человеком.
Развивающие:
- Способствовать умению участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, высказывать суждения, выслушивать своих собеседников.
- Развивать творческое воображение и логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, интерес к миру современных предметов.
- Вызывать у детей стремление планировать свою жизнь по часам.
Ход занятия
В: – Дети, посмотрите на нашу ленту времени. Что мы сейчас будем делать?
Д: – Пора начинать занятие.
В: – Как ещё можно узнать о том, что пора заниматься?
Д: – Посмотреть на часы.
В: – Что такое часы?
Д: – Часы – это прибор для определения текущего времени суток.
В: – Люди всегда хотели как можно точнее измерять время.
– Как вы думаете, часы всегда существовали или нет?
Д: – Часы были не всегда.
В: – А как же тогда люди определяли: когда спать, когда вставать, когда работу начинать?
Д: – По солнцу. Солнце встало, и люди просыпались, солнце садилось, и люди ложились спать.
В: – Давайте придумаем символы для обозначения солнца, затем из предложенных вариантов выбираем один и зарисовываем в таблицу.
Солнце |
Солнечные часы |
Водяные часы |
Песочные часы |
Механические часы |
|
|
|
|
|
В: – Что еще человек заметил, наблюдая за солнцем?
Д: – Человек заметил: солнце по небу идет, а тень от деревьев передвигается вместе с солнцем. Утром с одной стороны, а вечером с другой.
В: – Что подсказало движение солнца человеку? Что придумал человек?
Д: – Придумал солнечные часы.
В: – Расскажите.
Д: – Солнечные (макет). Начертили циферблат, вбили в его центр палку и падающая от палки тень, стала показывать более или менее точное время.
Заполняем таблицу
В: – Как вы думаете, всегда ли было удобно человеку с такими часами?
Д: – Нет, они показывали время только в солнечную погоду днем, а в пасмурную или в дождь, или ночью по ним нельзя узнать время. Поэтому пришлось изобретать другие часы.
В: – Какие часы потом придумал человек, чтобы они работали в любую погоду?
Д: – Водные. У них из одного сосуда в другой перетекает вода, отмеряя время.
Заполняем таблицу
В: – Удобны они были? Почему?
Д: – Нет (необходимо было подливать воду, следить за вытеканием воды, показывали неточное время).
В: – Какие еще часы придумал человек?
Д: – Песочные: песок проходит через узкое отверстие, в одну песчинку, в одинаковые промежутки времени.
Заполняем таблицу
В: – Какой недостаток в этих часах?
Д: – Их все время надо было переворачивать.
В: – Вот эти часы рассчитаны на 1 минуту, на 3 минуты. И каждые 1, 3 минуты их надо переворачивать.
Проведем опыт. Двое детей. Возьмите часы и переверните. Определим, какие часы отмерили больший промежуток времени, а какие меньший. Объясните почему?
Д: – В этих больше песка, а в этих меньше.
В: – Согласны? Где их используют в наше время?
Физкультминутка (используем песочные часы, 1 минуту двигаемся под музыку, выполняя движения)
В: – Вы правильно сказали: солнечные, водяные, песочные часы были не очень удобны и человек придумал простой механизм. Посмотрите, из чего состоит механизм (показать макет часов). Расскажите.
Д: – Внутри таких часов находятся различные колесики и рычажки. Все это движется, цепляется друг за друга и приводит в движение стрелки.
В: – Назовите основные части часов(иллюстративный материал).
(1– корпус, 2 – циферблат, 3 – стрелки, одна – минутная, другая – часовая)
В: – Сейчас существует огромное разнообразие часов. Назовите какие часы вы знаете?
(наручные, настенные напольные)
В: – Какие часы самые главные у нас в России?
В: – А сейчас мы будем стрелочками часов. Поиграем в игру: «Ходят стрелочки по кругу».
На полу, по кругу расположены карточки с цифрами 1 от 12, дети встают около карточки и идут по кругу со славами:
«Мы часы, наш точен ход,
Водит стрелки хоровод,
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите».
Называю время – 5 часов, дети должны встать у карточек 12 и 5. Повторяем игру 2-3 раза.
В: – Что будет, если все часы исчезнут? (ответы детей)
В: – Хорошо, что наши часы всегда идут и можно точно определить время .
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Определи время» (на столе выкладываются иллюстрации, изображающие разные моменты режима дня)
Молодцы, вы хорошо знаете, что и в котором часу мы делаем. Что помогает нам соблюдать режим?
Давайте разделимся на две команды и составим цепочку путешествия часов из прошлого в будущее. (схема и набор картинок для каждой команды)
прошлое |
→ |
→ |
→ |
будущее |
|
|
|
|
|
В: – Давайте проверим. Расскажите. Одно окошко свободно. Почему?
Д: – Это для часов, которые будут в будущем.
В: – Как вы думаете, какие они будут?
Рисование часов будущего (создание из геометрических фигур)
Итог:
Сегодня мы вспомнили, как появились часы, поделились своими знаниями с другими. Показали, что умеем определять время, поняли, что очень важно ценить свое и чужое время.
Говорят: часы стоят
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с вами вместе
А часы стоят на месте.
А сейчас мы будем оформлять музей часов в группе.