Конспект занятия по грамоте на основе темы "Птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: развитие звуковой грамотности детей подготовительной к школе группе.

Задачи занятия: на основе темы «Птицы» закреплять навыки звукового анализа слов, формировать начальные знания синтаксиса, деления слов на слоги; расширять словарный запас.

Оборудование: магнитная доска с магнитами, фланелеграф, картинки с изображением птиц, слова – названия птиц, звучки,слоговая схема, фантазийные герои: Клякса, Звукоша, Слогуша, Лиллипут и Велканша; карточка с правилом про всегда твердые, всегда мягкие звуки, «волшебные перчатки», рабочие тетради.

Содержание.

(Воспитатель приглашает детей к окну полюбоваться природой.)

Воспитатель: – Кого мы с вами можем увидеть из окна?

Дети: – Птиц.

Воспитатель: – А хотите мы с вами пригласим птиц в наше королевство Грамоты?

Дети: -Да.

Воспитатель: – Чтобы нам попасть в королевство Грамоты вместе с птицами нужно назвать слова-дейсвия, подходящие к птицам. Давайте, начну я : «Птицы умеют летать».

(Дети называют слова и садятся на свои места.)

Воспитатель: – Вот мы и в королевстве Грамоты. И птицы…(магнитная доска с картинками птиц и их названиями. Птиц почти полностью закрывает Клякса <Рисунок 1>).

рис.1

Рисунок 1

Воспитатель: – Ой, что же наделала эта вредина Клякса! Как же мы узнаем, кто прилетел к нам?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: – А давайте спросим у Слогуши. (Показ Слогуши <Рисунок 2>).

рис.2

Рисунок 2

Воспитатель: (Изменить голос) – Чтобы прогнать Кляксу, вы должны отгадать загадки про птиц. Слушайте и отгадывайте, а отгадки запишите у себя в тетради.

Загадки:

1. Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

3. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)

4. Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая … (Сорока).

(Когда дети отгадают четыре загадки, воспитатель ставит Слогушу к фланелеграфу и снимает Кляксу.)

Воспитатель: – Посмотрите, мы правильно угадали! Проверьте записанные слова.

Воспитатель: – Дети, скажите, что любит делать со словами Слогуша?

Дети: – Любит делить их на слоги.

Воспитатель: – Я предлагаю вам в благодарность за помощь Слогуше поделить отгаданные слова на слоги, а Слогуша вас проверит.

(Дети делят слова на слоги, а затем воспитатель держа в руках Слогушу, прикрепляет на фланелеграф слоговую схему, состоящую из трех слогов.)

Воспитатель: – Мне кажется, что Слогуша что-то напутал. Четыре слова, а схема одна. Почему, дети ? Как  вы думаете?

Дети: – Все слова состоят из трех слогов.

Воспитатель: – Точно схема одна, а слов – четыре. А давайте придумаем к этой схеме еще названия птиц.

(Дети придумывают. (Колибри, поползень, свиристель, курица, …)

Воспитатель: – Ну, молодцы, хорошо провели время со Слогушей?

Дети: (ответ).

Воспитатель: – Ой, ребята, птичек-то мы пригласили, но не угостили чем-нибудь вкусным. А что любят есть птицы?

Дети: (ответы).

Воспитатель: – Мы находимя в королевсте Грамоты <Рисунок 3>  и угощение для птиц принес нам Звукоша, только рассыпал его. (Воспитатель показывает Звукошу <Рисунок 4> и незаметно рассыпает перед магнитной доской на пол звучки).

рис.3

Рисунок 3

рис.4

Рисунок 4

Воспитатель: – Давайте соберем горошки.

Физкультминутка:

Шел Звукоша по дорожке
И рассыпал все горошки.
Мы Звукошу не ругаем.
Мы Звукоше помогаем.
Мы горошки собираем.

Воспитатель: – У Звукоши горошки не простые, они звуковые. Каждая горошина лежать над соответствующей буквой в названии птиц.

(Воспитатель вызывает к магнитной доске четверых детей. Они подбирают с пола горошины и «кормят» птиц. Остальные в тетрадях.)

Воспитатель: – Чтобы правильно разложить горошины, Звукоша приготовил вам волшебные перчатки и правило-подсказку.

(Воспитатель обращает внимание детей на уголок королевства Грамоты, где висят волшебные перчатки и правило <Рисунок 5>.)

рис.5

Рисунок 5

Воспитатель: – Вот и покормили мы наших птичек.

Воспитатель: – А хотите ли вы, ребята, вместе с птицами повеселиться?

Дети: (ответ).

Воспитатель: – Тогда все отправляемся к Лиллипуту и Великанше.Птицы полетят, а мы пойдем.

(Дети показывают пальчиками, как они идут. Воспитатель показывает картинку с изображением Лиллипута и Великанши <Рисунок 6>.)

рис.6

Рисунок 6

Воспитатель: – Помните, ребята, мы уже были у них в гостях. У Лиллипуточки все уменьшается, а у Великанши – увеличивается.

Воспитатель: – Птицы будут показывать части своего тела, а Лиллипуточка и Великанша будут изменять их, а вы – показывать.

(Воспитатель подносит карточки с изображением частей тела птицы поочередно, то к Лиллипуточке, то к Великанше. И дети называют их.)

Воспитатель: – Ох и повеселились. Что-то я не замечаю еще одного жителя страны Грамоты. Догадываетесь?

Дети: – Словеши  нет.

Воспитатель: – Куда-то он делся, но оставил нам записку.

(Воспитатель обращает внимание детей на меловую доску)

Зимой холодно.

Птицы голодают.

Им нужны кормушки.

Вы хотите помочь птицам?

Воспитатель: – Прочитаем записку. (Читают четыре человека).

Воспитатель: – В первых трех предложениях стоит знак «точка», поэтому они повествовательные. В четвертом знак «Вопрос», поэтому они вопросительные.

Воспитатель: – Раз четвертое предложение вопросительное, то прочитаем его еще раз, но правильно. (Читает один ребенок.)

Воспитатель: – Правильно. Словеша спрашивает вас: «Вы хотите помочь птицам?»

Воспитатель: – Как вы можете помочь пташкам?

Дети:  – Сделать кормушки, подкармливать птиц.

Воспитатель: – Давайте в выходной смастерим кормушки. Пусть родители помогут вам. И мы развесим кормушки на нашем участке.

Воспитатель: – А сейчас птицам пора улетать.

(Воспитатель приоткрывает окно и  убирает магнитную доску.)

Воспитатель: – Скажем им волшебное слово.

Дети: – До свидания!