Цель занятия: развитие звуковой грамотности детей подготовительной к школе группе.
Задачи занятия: на основе темы «Птицы» закреплять навыки звукового анализа слов, формировать начальные знания синтаксиса, деления слов на слоги; расширять словарный запас.
Оборудование: магнитная доска с магнитами, фланелеграф, картинки с изображением птиц, слова – названия птиц, звучки,слоговая схема, фантазийные герои: Клякса, Звукоша, Слогуша, Лиллипут и Велканша; карточка с правилом про всегда твердые, всегда мягкие звуки, «волшебные перчатки», рабочие тетради.
Содержание.
(Воспитатель приглашает детей к окну полюбоваться природой.)
Воспитатель: – Кого мы с вами можем увидеть из окна?
Дети: – Птиц.
Воспитатель: – А хотите мы с вами пригласим птиц в наше королевство Грамоты?
Дети: -Да.
Воспитатель: – Чтобы нам попасть в королевство Грамоты вместе с птицами нужно назвать слова-дейсвия, подходящие к птицам. Давайте, начну я : «Птицы умеют летать».
(Дети называют слова и садятся на свои места.)
Воспитатель: – Вот мы и в королевстве Грамоты. И птицы…(магнитная доска с картинками птиц и их названиями. Птиц почти полностью закрывает Клякса <Рисунок 1>).
Рисунок 1
Воспитатель: – Ой, что же наделала эта вредина Клякса! Как же мы узнаем, кто прилетел к нам?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: – А давайте спросим у Слогуши. (Показ Слогуши <Рисунок 2>).
Рисунок 2
Воспитатель: (Изменить голос) – Чтобы прогнать Кляксу, вы должны отгадать загадки про птиц. Слушайте и отгадывайте, а отгадки запишите у себя в тетради.
Загадки:
1. Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
3. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
4. Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая … (Сорока).
(Когда дети отгадают четыре загадки, воспитатель ставит Слогушу к фланелеграфу и снимает Кляксу.)
Воспитатель: – Посмотрите, мы правильно угадали! Проверьте записанные слова.
Воспитатель: – Дети, скажите, что любит делать со словами Слогуша?
Дети: – Любит делить их на слоги.
Воспитатель: – Я предлагаю вам в благодарность за помощь Слогуше поделить отгаданные слова на слоги, а Слогуша вас проверит.
(Дети делят слова на слоги, а затем воспитатель держа в руках Слогушу, прикрепляет на фланелеграф слоговую схему, состоящую из трех слогов.)
Воспитатель: – Мне кажется, что Слогуша что-то напутал. Четыре слова, а схема одна. Почему, дети ? Как вы думаете?
Дети: – Все слова состоят из трех слогов.
Воспитатель: – Точно схема одна, а слов – четыре. А давайте придумаем к этой схеме еще названия птиц.
(Дети придумывают. (Колибри, поползень, свиристель, курица, …)
Воспитатель: – Ну, молодцы, хорошо провели время со Слогушей?
Дети: (ответ).
Воспитатель: – Ой, ребята, птичек-то мы пригласили, но не угостили чем-нибудь вкусным. А что любят есть птицы?
Дети: (ответы).
Воспитатель: – Мы находимя в королевсте Грамоты <Рисунок 3> и угощение для птиц принес нам Звукоша, только рассыпал его. (Воспитатель показывает Звукошу <Рисунок 4> и незаметно рассыпает перед магнитной доской на пол звучки).
Рисунок 3
Рисунок 4
Воспитатель: – Давайте соберем горошки.Физкультминутка:
Шел Звукоша по дорожке
И рассыпал все горошки.
Мы Звукошу не ругаем.
Мы Звукоше помогаем.
Мы горошки собираем.
Воспитатель: – У Звукоши горошки не простые, они звуковые. Каждая горошина лежать над соответствующей буквой в названии птиц.
(Воспитатель вызывает к магнитной доске четверых детей. Они подбирают с пола горошины и «кормят» птиц. Остальные в тетрадях.)
Воспитатель: – Чтобы правильно разложить горошины, Звукоша приготовил вам волшебные перчатки и правило-подсказку.
(Воспитатель обращает внимание детей на уголок королевства Грамоты, где висят волшебные перчатки и правило <Рисунок 5>.)
Рисунок 5
Воспитатель: – Вот и покормили мы наших птичек.
Воспитатель: – А хотите ли вы, ребята, вместе с птицами повеселиться?
Дети: (ответ).
Воспитатель: – Тогда все отправляемся к Лиллипуту и Великанше.Птицы полетят, а мы пойдем.
(Дети показывают пальчиками, как они идут. Воспитатель показывает картинку с изображением Лиллипута и Великанши <Рисунок 6>.)
Рисунок 6
Воспитатель: – Помните, ребята, мы уже были у них в гостях. У Лиллипуточки все уменьшается, а у Великанши – увеличивается.
Воспитатель: – Птицы будут показывать части своего тела, а Лиллипуточка и Великанша будут изменять их, а вы – показывать.
(Воспитатель подносит карточки с изображением частей тела птицы поочередно, то к Лиллипуточке, то к Великанше. И дети называют их.)
Воспитатель: – Ох и повеселились. Что-то я не замечаю еще одного жителя страны Грамоты. Догадываетесь?
Дети: – Словеши нет.
Воспитатель: – Куда-то он делся, но оставил нам записку.
(Воспитатель обращает внимание детей на меловую доску)
Зимой холодно.
Птицы голодают.
Им нужны кормушки.
Вы хотите помочь птицам?
Воспитатель: – Прочитаем записку. (Читают четыре человека).
Воспитатель: – В первых трех предложениях стоит знак «точка», поэтому они повествовательные. В четвертом знак «Вопрос», поэтому они вопросительные.
Воспитатель: – Раз четвертое предложение вопросительное, то прочитаем его еще раз, но правильно. (Читает один ребенок.)
Воспитатель: – Правильно. Словеша спрашивает вас: «Вы хотите помочь птицам?»
Воспитатель: – Как вы можете помочь пташкам?
Дети: – Сделать кормушки, подкармливать птиц.
Воспитатель: – Давайте в выходной смастерим кормушки. Пусть родители помогут вам. И мы развесим кормушки на нашем участке.
Воспитатель: – А сейчас птицам пора улетать.
(Воспитатель приоткрывает окно и убирает магнитную доску.)
Воспитатель: – Скажем им волшебное слово.
Дети: – До свидания!