Праздник "Прощай, Букварь!"

Разделы: Начальная школа


Клоун 1. Здравствуйте, уважаемые зрители!

Клоун 2. Дети и их родители! Гости и учителя!

Клоун 1. Сегодня не ленитесь,
На праздник торопитесь.

Клоун 2. Сегодня в нашем зале.
Начнется представление.

Клоун 1.  Мы всем друзьям раздали.
На праздник приглашения.

Клоун 2. Итак, занавес открывается.

Клоун 1. Представление начинается!

1. Хороша сегодня школа
Зал горит огнем!
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем!

2.  Папы, мамы, гости дорогие,
Вы пришли сюда не зря.
Ведь у нас сегодня праздник,
Праздник Букваря!

3. Жить без Азбуки не можем
Дорог всем нам знанья свет
Имениннику – спасибо,
Имениннику – привет.

Учитель: Да в эти дни все первоклассники прощаются с мудрой книгой – Букварем. Я поздравляю вас, дети, с первой школьной победой, окончанием Букваря. Желаю вам дальнейших успехов, ребята! А сейчас, давайте вспомним, что произошло 1 сентября.

Мальчик дарит учителю цветы.

Учитель: Спасибо! Хочешь многое узнать,
Научись малыш, читать!

Мальчик: И зачем было идти? Я читаю лет с пяти!
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать!

Учитель: Подожди, не торопись    
Лучше к школе приглядись!
А уйти всегда успеешь,
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь
Подключаться толку нет.
Насмешишь ты целый свет!

Мальчик: Как же так? Ведь я читаю!
Буквы знаю, цифры знаю.

Учитель: Эту тоже? (Р – показывает)
Мальчик: Ну а как же? Перед нами буква Рэ.
Учитель: Нет не рэ, не. Рэ. Это буква Эр.

Мальчик: Извините, я не знал,
Но я правильно читал.

Учитель: Да, читать, это полдела
Потруднее написать
Надо звуки научиться различать.

Мальчик:  Понял много я сейчас
И пойду учиться в класс
Многое узнаю
И букварь я прочитаю!

4. В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря,
Было очень интересно.
На страницах букваря.

5. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!

6. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

7. Маме с папой не понять
Как трудно было прочитать
Нам в первый раз "Ау", "Уа"
Такие сложные слова.

8. Но страницы прошуршали,
Буквы 33 узнали мы.
И теперь любую книжку
Мы прочтем без передышки

Песня на мотив «В траве сидел кузнечик»

Клоун 1. Вот дом, хороший дом.
И этот дом зовётся просто дом.

Клоун 2. И в том доме есть жильцы.
Но не зверята, не птенцы,
Не рыбы и не люди.

Клоун 1. Кто в нём живёт,
Не будем говорить,
Вы отгадаете,
И всё про них узнаете.

Клоун 2. Крошки птички сели в ряд
И словечки говорят. (Буквы)

Учитель: Гости уже все собрались, а главных героев – Букв ещё нет!
Звучит музыка... Выскакивает баба Яга и кружась в танце, говорит.

Баба Яга: Здравствуйте, сладенькие, здравствуйте, миленькие. Я баба Яга, Костяная нога,  злая-презлая. Вот я какая.

– Что на праздник пришли. С букварём попрощаться? А буквы то, я хорошо спрятала.

Я вот, представьте, не читаю, не пишу.
И без букв прекрасных ваших 
Я прекрасно проживу.

Ученик: Да что ты, бабушка, какой же праздник без букв? Ни стихотворения не прочтёшь, ни сказки!

Баба Яга: Сказки? Очень сказки я люблю, да память плохая. Половину помню, а половину нет. Угадаете, сказку, тогда отдам буквы.

Задание Бабы Яги. (Читает перепутанные названия сказок)

1. «Снежная принцесса». («Снежная королева».)
2. «Красная кепочка». («Красная шапочка.)
3. «Илья-Царевич и Серый волк». («Иван-Царевич и Серый волк».)
4. «Мальчик и Карлсон». («Малыш и Карлсон».)
5. «Гадкий цыпленок». («Гадкий утенок».)
6. «Сказка о рыбаке и рыбачке». («Сказка о рыбаке и рыбке».)
7. «Стойкий железный солдатик». («Стойкий оловянный солдатик».)
8. «Свеколка». («Репка».)

Баба Яга: Молодцы! Отгадали, ладно, вот Вам ваши буквы. 1-2-3! Буковки пришли.

– Гласные! (Здесь)
– Согласные! (Здесь)
– Буквы, которые не обозначают звуков! (Здесь)
– Ну что ж, пошла я. До свиданья!

Клоун 1.  Буквы! По порядку алфавита, стройсь!

Клоун 2. Буквы-значки, как бойцы на парад
В чётком равненье построились  в ряд
Каждый в условленном месте стоит.
И называется он алфавит.

Клоун 1. Буквы тоже как и люди
Хорошо трудиться любят.
А к тому же всё умеют
И профессии имеют.

Клоун 2.  Познакомьтесь, вот герои
Будьте вы такими в школе.

Клоун 1. Буквы! По порядку алфавита, рассчитайсь!

А – аптекарь
Б – бочар
В – валяльщик
Г – гончар
Д – дробильщик здоровенный
Е – ефрейтор
Ё – ёж под ёлкою сидит
Ж – жестянщик-простачок
3 – закройщик-старичок
И – историк бородатый
К – красильщик франтоватый
Л – лудильщик
М – маляр
Н – носильщик
О – овчар
П – писатель
Р – радист
С – сапожник
Т – турист
У – бесстрашный укротитель
Ф – чудак-фотолюбитель
Х – художник
Ц – известный цимбалист
Ч – чудесный часовщик
Х – художник
Ш – шофёр,большой шутник
Щ – породистый щенок
Ъ
Ы
Ь
Э – электрик, энергетик
Ю – юрист
Я – а дальше, я – это я, мои друзья!

Буква Я встаёт на первое место.

Учитель: Буква Я , а ты почему встала не на своё место?

Я: Не хочу стоять в ряду!
Быть желаю на виду!
Я главная, заглавная.
Я хочу, чтобы повсюду Впереди стояла я!
Я ведь вам, не просто буква.  Я – местоимение.
ВЫ в сравнении со мною – недо-ра-у-ме-ние! Не более, не менее.

Рассказчик. Тут вся азбука пришла в страшное  волнение.

Ф: Фу-ты, ну-ты.. Фыркнул Ф, от обиды покраснев.
С: Срам! Сердито С сказала.
В  кричит: Воображала!

Проворчало П: Попробуй! Потолкуй с такой  Особой.
Рассказчик. Я затопала ногами.

Я:
Не хочу,
Не хочу,
Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама.
Хватит у меня ума!

Рассказчик. Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись.
И ответил дружный хор.

Все: Хорошо, идём на спор!

А. Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку
Правда стало быть твоя.

Рассказчик. Буква я взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела,
Написать она сумела
Только я-я-я-я-я-я.

Рассказчик. Как зальётся буква х...

X. Ха-Ха-Ха!

Рассказчик: О от смеха покатилось,
А за голову схватилась,
Б схватилась за живот,
Буква я сперва крепилась,
А потом как заревёт.

Я: Я, ребята, виновата,
Признаю свою вину
Я   согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю.

Все. Что ж!

Рассказчик. Решил весь алфавит
Дело ведь совсем не в  месте
Дело в том, что все мы вместе.

Рассказчик. Буква Я всегда была.
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я!

Учитель: Ну вот, теперь все буквы ещё раз познакомились с вами.

Й-Ь-Ы-Ъ. Нет не все. Мы ещё не познакомились.

Учитель: Пусть все буквы отдыхают, а вы оставайтесь здесь.

Буква Й а с тебя начинается хоть одно слово?

Й. Конечно. Йод – ребята хорошо знают это слово.

Учитель к Ь и Ъ: А вы почему молчали, когда все читали? Отвечайте, почему они молчат? А может они вообще не нужны в букваре?

Ь и Ъ: Это почему же? Мы очень нужны!

Ь: Смотрите. Семья. А вот что получится, если меня не будет – семя. Так нужен я или нет?

Учитель: Да, без тебя нельзя. А ты что скажешь?

Ъ: И скажу и покажу. Вот: съел – сел.

Учитель: Да, нужные вы буквы. А где же ваша соседка, та что плачет? (Выходит Ы) НУ, что же ты опять плачешь?

Ы: Как же мне не плакать? В начало слова меня не пускают, После шипящих стоять не разрешают.

Ь и Ъ: Не плачь. Ты очень нужная буква. Без тебя не получится такого хорошего слова «Мы». Не плачь, пойдём с нами.

Учитель: Вот какие интересные у нас буквы.
Давайте познакомимся с некоторыми из них
Ну-ка, буква 3 расскажи нам о себе.

З: Я буква 3. С меня начинается слово «Загадка» Любите загадки? (Да)
Гадайте по порядку
Вы друг другу помогайте
Дружно нам ответ давайте.

Отгадывание загадок.

З: Молодцы! Все загадки отгадали,
Знанья нам вы показали.

Учитель: Спасибо буква З. А сейчас с вами познакомится буква Р.

Р: Я очень трудная буква. Меня очень трудно произносить. Вот послушайте.

Ученик читает стихотворение А.Барто «Буква Р»

Учитель: Вот мы и познакомились с некоторыми буквами.

Клоун 1: Есть у нас хороший хор
Наш прекрасный лучший хор.
И такого хора в мире.
Не бывало до сих пор.

Клоун 2: Дирижёр наш – алфавит.
Во всём мире знаменит.
Всех к порядку приучает,
Место в хоре назначает.
Стих закончен, можно петь.

Учитель: Дорогие буквы, сейчас ребята споют для вас песню.

Песня о буквах.

Клоун 1. Вы в школе почти целый год отучились
Вы много успели и много узнали.

Клоун 2. Писать и считать вы уже научились.
И первые книги уже прочитали.

Клоун 1. А верным помощником в этом вам стала  Первая главная книжка. Какая? (Букварь)

Букварь: Учились все по мне, и встарь
Я книга школьная – Букварь!
Подведем итог мы с вами.
Какие получили знания?
Как идет образованье?
Чему же научил вас я?
Сейчас посмотрим мы, друзья!

– А сейчас, давай Букварь с буквами вспомним, как мы учились читать и писать.

«И» – Вот и кончился урок 2р.
Но ребятам он не впрок.

«Р» – Меня вчера только учили
А уж сегодня позабыли     
Был здесь «рак», а стал вдруг «лак»

«Щ» – А меня написали не так.
Я не ша, а какой-то червяк

«О» – Я над строчкой как  птица летела

«Т» – Над моей головой ты висела

«Ё» – Надо мной не поставили точки

«У» – Что там точки? Меня пропустили совсем!

«Ч» – Зато я уж не Ч, а какая-то 7.

«Ж» – Я совсем непонятная стала уже
Я не знаю, кто я, но уж точно не Ж.

«Ю» – Нас неправильно всё написать норовят
От детей отдохнуть бы, хоть денёк отдохнуть!

Учитель: Погодите, друзья, не вините ребят.
Трудно всё начинать в первый раз.
Очень скоро совсем будет вас не узнать.
Но и вы всем ребятам должны помогать.

«О» – Значит надо терпеть?

«Т» – Значит надо лишь ждать?

«Ё» – Хорошо мы по потерпим.

Все: Учитесь писать.

Учитель: И мы принялись за дело
Мы прилежно изучали букву.
И учились читать и писать с нею слова.

6. Ежедневно по утрам.
Заниматься нужно нам
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас

7. Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим звуки
Звуки эти разные,
Все: Гласные, согласны

8. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать
Но не желают свистеть и ворчать.

9. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь!

По порядку:

ССС – змеиный слышен свист
ШШШ – шуршит опавший лист
ЖЖЖ – шмели в саду жужжат
РРР – моторы тарахтят.

10. Дружат гласная с согласной
Составляют вместе слог.
Если слоги встанут рядом
Получаются слова

11. Ты и ква, а вместе тыква.
Со и ва читай сова.
Ма-ша ка-шу ва-рит-нам.
Чтоб скорей и легче было.
Всё читайте по слогам.

12. Соединим мы два слова.
И предложение готово
Дождь идёт Гремит гроза.
Улетела стрекоза.

13. Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать,
И постепенно понемногу,
Все: Мы научились все читать.

Учитель: Вот мы и закончили изучение  букв.

Клоун 1. Вы были незнакомы
Читались еле-еле

Клоун 2. На строчечках неровными
Рядочками сидели

 
Клоун 1. Теперь ребята знают
Вас всех наперечёт

Клоун 2. И каждый, каждый знает
Что это хорошо.

Учитель: Давайте покажем Букварю, чему мы научились.

Чтение пословиц, отгадывание кроссворда.

Частушки о Букваре.

Букварь учил нас не только читать, но и быть дружными, воспитанными, внимательными. Поиграем в игру «Угадай букву».  (Загадки в стихах о буквах)

Букварь: За ребят я очень рад!
Вижу, учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём? (33)

13. Мы все Букварь сказать хотим.
За всё тебя благодарим.
И всё что сделал ты для нас,
Мы это помним, это знаем.
И вот взволнованно сейчас
Тебя мы с честью провожаем.

14. Наш первый учитель,
Букварь наш родной,
С тобою мы стали дружнее,
По школьной дороге пойдем мы одной,
Теперь мы немножко взрослее.

15. Спасибо, что ты научил нас читать,
Наш друг и учитель наш верный.
Как много еще предстоит нам узнать,
Но ты все равно самый первый.

Букварь:
Я очень горжусь, что я первый для вас.
Открыл тайну буквы и слова.
Надеюсь, когда-нибудь свой первый класс,
Букварь свой вы вспомните снова.
(Слышится громкий плач.)

Учитель: Что такое, что случилось?
Почему так огорчилась?

Ученица:  Жалко с букварем прощаться.
На второй год хочу остаться.
С ним было так чудесно!
С ним очень интересно!

Букварь:  Но дальше будет ещё интереснее!
Вы познакомитесь с баснями и песнями.
Стихами и рассказами.
Меня вам заменит «Литературное чтение»  (показывает учебник)
И самое лучшее всё вам доверит.

Книга: Я – Книга для чтения.
Могу заставить погрустить
Читателя любого.
Смеяться, плакать и любить
Мне помогает слово.
Пришла я из заморских стран,
Где тихо плещет океан.
Там сказок, волшебства не счесть:
Прекрасные луга там есть.
Там Белоснежка с гномами живёт.
И царь Гвидон на корабле плывёт.
Но чтобы это всё узнать
Надо книжки прочитать.
Тем, кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!

Букварь: Желаю вам дружить с БУКВАМИ, копить знания и стать грамотными и начитанными людьми.

Ученица:
Раз так, то и я с букварём попрощаюсь
И вместе со всеми, сейчас улыбаясь
Скажем все громко:
Прощай, наш Букварь!
Хотя расставаться с тобою нам жаль.

16. Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими.
В царство грамоты войдут.

Песня «До свиданья, Букварь»

Букварь: До свидания!

Учитель: Мы закончили изучение Букваря и теперь вы – читатели. А вот и наш знакомый первоклассник.

18. Я потратил много сил
Но все буквы изучил
Рад я очень за себя
Алфавит освоил я!
Теперь я сам смогу прочесть.
Какие реки в мире есть,
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.
Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал.
И город наш обосновал.

Клоун 1. Мы с вами на празднике
Радостном были.
И разные буквы мы изучили.

Клоун 2. Мы в буквах великие тайны открыли
И сами в игре этой буквами были.

Клоун 1. Мы их изучали, мы с ними играли
Как много чудесного с ними узнали.

Клоун 2. Кто выучил буквы – тот молодец
А представленью пришёл уж конец

Клоун 1. Прощайте, прощайте, и нам уж пора

Клоун 2. Учись на «отлично» всегда детвора.

Учитель: Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Песня на мотив песни «Пусть бегут неуклюже»