Повторение по теме "Союз". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

Обучающие:

  • повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;
  • совершенствовать умения и навыки
    • обнаруживать союзы, правильно писать;
    • определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
    • правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие:

  • развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;
  • развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
  • развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • на основе литературного материала воспитывать уважение к литературе, любовь к чтению.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, тесты на каждого ученика (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

В процессе работы на уроке вы должны: повторить и закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах.        

Девизом нашего урока является лозунг: «Знаю, умею, могу!».

А сейчас открыли тетради и записали тему урока.

Какова тема урока? (слайд 1) Что мы будем делать? (ответы учащихся) (Приложение 4)

2. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель: Тема нашего урока: “Повторение по теме «Союз»”. Итак, сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать и углублять знания о союзе (слайд 2).   

Эпиграф к нашему уроку: (слайд 3)

«…Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». М.В. Ломоносов

– Как вы понимаете слова Ломоносова?

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

– А сейчас разминка (слайд 4). Выполните тест и проверьте себя по ключу.

Тест   (слайды, распечатка)

1. В каждом столбике укажи союз:

а) то же;      г) и так;

б) так что;   д) также;

в) что же;    е) так же;

2. В каждом ряду выдели сочинительный союз:

а) также, так как, что;

б) если, то…то, будто;

в) едва, потому что, но;

3. Определи причинный союз: как будто, словно, потому что

временной: чтобы, пока, точно

изъяснительный: как скоро, что, оттого что

4. Части какого предложения связаны сочинительным союзом?

а) Что легко достается, то дёшево ценится.

б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков.

в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.

г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.

5. Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.

а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады.

б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест.

в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала.

г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.

Ключ к тесту:  (на слайде 4)

1) б, д

2) тоже, то..то, но

3) потому что, пока, что

4) б

5) а)-1; б)-2; в)-1; г)-1; д)-2;

Оцените по шкале:

«5» – нет ошибок 

«4» – одна ошибка

«3» – две ошибки

«2» – более двух ошибок

Один учащийся у доски с карточкой №1:

– Выполните полный синтаксический разбор предложения

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

Индивидуальная работа по карточкам (одновременно с работой на доске). Карточка №2

Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении.

1. Поднимается солнце, и разогревается воздух;  капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега, поля и холмы, то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).

Карточка №3

Найти союзы, указать их разряд.

1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод  и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

Карточка №2 (образец)

1. Поднимается солнце, и (сочинительный, соединительный) разогревается воздух;  капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и (сочинительный, соединительный)  редеть. Наверное, то же делается и на деревьях: там тоже (сочинительный, соединительный) сливаются капли. 2. Все те же берега, поля и (сочинительный, соединительный) холмы, то же прекрасное небо. 3. Учиться и (сочинительный, соединительный) жить есть одно и (сочинительный, соединительный) то же.

Карточка №3 (образец)

1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод  и (сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный)  могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже  (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.

Взаимопроверка карточек №2 и №3 (№1 проверяем фронтально)

4. Проверка домашнего задания (слайд 5)

1) Учитель:  Какую часть речи мы называем союзом?

(Союз – это служебная часть речи, которая служит для  связи однородных членов или частей сложного предложения.)

– Чем отличаются служебные части речи  от самостоятельных, знаменательных?

(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)

– На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные).

– Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?

(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)

ИЛИ монологическое высказывание учащихся о союзе по таблице (Приложение 3)

2) – Следующее задание. Определите тип союза в прочитанных мною предложениях (используйте для этого карточки с буквами С и П) (слайды 6, 7)

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов.

2) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.

3) Река сверкала то голубым, то зеленым светом.

4) Накануне выглянуло солнце, но дороги еще не совсем просохли.

5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору, с которой было видно всю окрестность.

6) Слуга вышел и объявил, что лошади готовы.

5. Слово учителя (слайд 8)

Учитель: Союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И.  А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава»)

– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)

– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая  связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте).

– Верно, ребята! Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте (слайд 10).

6. Физминутка.

Учитель: А теперь прошу обратить внимание на комплекс для улучшения мозгового кровообращения и выполнить их:

1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Повторить 4–6 раз.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение.

Повторить 6–8 раз в медленном темпе.

Комплекс для снятия напряжения с мышц туловища

Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1–5 – круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 – то же в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

А теперь поиграем:

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)

Спасибо. Продолжим урок.

7. Закрепительные упражнения.

1) Графический диктант с взаимопроверкой (слайд 11)

Учащиеся составляют только схемы предложений. (схемы для проверки на доске (Приложение 2), взаимоконтроль)

  1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
  2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
  3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
  4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
  5. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.

2) Учитель: Следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет (слайд 12).

1. [ ], а [ ]

2. [ ], (потому что)

3. [ = и = ]

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет. Учитель выборочно оценивает ответы.

3) Учитель: Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер (слайд 13).

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами. Неожиданно набежала туча...

Примерный вариант. Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. Когда неожиданно набежала туча, мы отправились по домам. Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.

Дети читают свои предложения, объясняют. Учитель выборочно оценивает ответы.

4)* Дополнительное задание.

Учитель: Найди и исправь ошибки в употреблении союзов (*слайд 14)

Заря чиста, а утро будет ясно. Я решил вернуться на тропинку, так как не заблудиться.

Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза. (По значению  союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению на простые и составные)

8. Итог урока (слайд 15)

Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

9. Рефлексия (слайд 16)

 Продолжите высказывания по уроку

  • сегодня  я почувствовал, что…
  • я выполнял задания…
  • у меня получилось …
  • я понял, что теперь могу…
  • я научился…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

10. Домашнее задание (слайд 17)

Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание.

Выписать из учебника «Литература. 7 класс» 4 предложения с союзами, охарактеризовать их.

Учитель: Спасибо за работу на уроке.