Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательном процессе

Разделы: История и обществознание


Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека:  к природе, её богатству, к людям. Изучение своеобразия культуры, закономерностей развития общественных отношений, быта населения Белгородчины помогает глубже проникнуть в историческое прошлое края, помогают переосмыслить нам наследие, сберечь и приумножить его. К сожалению, сегодня  много ещё есть подростков, которые ничего не знают об истории родного края. Но только ли их в этом вина? Между тем академик Д. С. Лихачёв говорил: “Любовь к родному краю, значение его истории – основа, на которой только и может осуществлять рост духовной культуры всего общества. Культура – как растение, у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней”, поэтому наша школа уже много лет ведёт работу по развитию национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент, которая является темой  и нашего эксперимента уже третий год. За истекший период мною, как учителем истории, учителями школы проделана определённая работа, как на уроках, так и во внеклассной деятельности. 

Учителями школы были разработаны этнокультурные модули по предметам, цель  которых, формирование культурологических знаний учащихся  по народной культуре родного края.  Традиционные предметы учителя наполняют новым содержанием ориентации школы. Ведь в любом предмете можно найти такие понятия, которые воспитывают в ребёнке гордость за свой народ.  На своих уроках по истории Росси, используя деятельностный подход, который позволяет мне формировать у учащихся исследовательские умения и навыки.  При изучении  той или иной темы в истории на уроке исследуем материалы по истории Белгородчины. На таких занятиях учащиеся изучают периодическую печать, архивные документы. Ребята описывают исторические события, сопоставляют его с другими материалами, фиксируют, анализируют, обязательно включают элементы творческой деятельности. Накопленный материал становится дидактическим и наглядным материалом  по истории края. Сравнительно-исторический анализ источников, отражающий факты местной истории, позволяет проникнуть ребятам в сущность явлений, событий, провести параллель между прошлым и будущим истории края.  Уроки истории посвящены изучению быта и культурному наследию наших предков. Учащиеся пишут летопись своей малой родины, делают её более близкой, осязаемой. К 67-летию Победы в Великой Отечественной войне учащиеся 9 класса  собрали материал о тружениках тыла в годы войны, о женщинах награждёнными медалями «За доблестный труд в годы ВОВ»,  материал об учителях ветеранах.    На уроках народоведения ребята с интересом исследуют темы «Русская кухня», записывая рецепты. Вместе с учащимися мы изучаем народные игры наших бабушек и дедушек. Итогом изучения истории края стали исследовательские работы  учащихся  «Святыни села Короткое», «Свадебный обряд», «Крещение. Выбор крёстных родителей», «О матери» и другие работы.  Учащиеся седьмого класса создали проект « Старинные слова моего села» устаревшие слова «говорят» об истории нашего села, современная лексика учит  исследовать и понимать историю края. А человек, знающий свои корни, любящий свою малую родину и есть тот образ выпускника, над воспитанием которого работает школа.  Многие вопросы истории края мы не можем рассматривать в рамках урока. Урочного времени недостаточно. Традиции русской культуры входят в жизнь ребят также через работу разнообразных предметных кружков и кружков дополнительного образования. В течение нескольких лет на базе школьного музея  ведётся кружок «Активисты школьного музея». Формы проведения занятий кружка различны:  работа с музейными экспонатами, встречи со старожилами села, экскурсии по родному краю. На занятиях кружка ребята не только описывают музейные экспонаты, но изучают и исследуют их используя этнографические вопросники  по темам разработанные Государственным музеем народной культуры.  Учащиеся кружка  разрабатывают поисковые маршруты летних походов, выступают на школьных и районных конференциях с результатами исследований. Лучшие работы поощрены грамотами.  Результаты работы школы отражены в деятельности  краеведческого музея, залах Боевой и Трудовой Славы. В музее собран богатейший материал по этнографии, это «живая»  история края.  Экспозиции музея помогают в изучении истории села, обрядов, национального быта. Дети не просто ходят в музей, они живут в исторической среде. Здесь проходят уроки, заочные путешествия, конференции, встречи с интересными людьми. Музей оживает в каждом школьном празднике. Традицией стало проводить на базе школьного музея народные праздники. При совместной деятельности учащихся кружка и актива музея были открыты новые экспозиции: «Школьный класс середины прошлого века», «Ветераны живут рядом», «Педагоги школы – ветераны войны и труда». В феврале месяце 2012 года актив музея принял участие в областном конкурсе «Военная реликвия» посвящённый 67-летию Победы, где ребята получили свидетельство участника.   

Проведение недели «Музей и дети» стало традицией для нашей школы. В рамках недели проходят краеведческая викторина, конкурсы исследовательских работ. Актив музея проводит открытые мероприятия «Приглашаем в музей» для младших школьников, «Мир русской деревни» для 6-9 классов. В этом году впервые проводим акцию «Сделай подарок музею» и уже есть первые экспонаты.  Собранные материалы используются на праздниках, выставках, открываются новые экспозиции. В течение года бюро экскурсоводов проводит экскурсии не только для учащихся школ, но и для гостей села. К нам приезжали ребята из Чеченской республики, отдыхавшие в санатории «Дубравушка». В прошлом году были  в гостях учащиеся  школ города Белгорода. В школе разработана воспитательная система, где одной из ведущих является программа «Традиция». Действуя согласно этой программы, в школе проводятся праздники по народному календарю: «Осенины», «Покровские посиделки», «Новый год»,  «Рождество», «Проводы масленицы».

И ещё мне бы хотелось остановиться на работе этнографического исследовательского отряда. В рамках эксперимента  по восполнению знаний школьников по этнографической культуре   в школе  июне 2009 года был создан этнографический исследовательский отряд. В состав отряда вошли 10 учащихся. В начале своей деятельности отрядом под руководством учителя были поставлены цели и задачи исследовательской деятельности: восполнение этнографических знаний школьников, привитие навыков исследовательской деятельности; создание для школьного музея базы данных по материальной и нематериальному культурному наследию; создать условия для творческой деятельности;  изучить особенности культуры и быта села; развивать коммуникативные способности учащихся; научить оформлять собранный исследовательский материал. Разработан план действий по сбору и оформлению этнографических материалов. Ребята записывали воспоминания  жителей села о том, как проходил свадебный обряд в селе Коротком в середине 20 века, а также как выбирали крёстных родителей для своих детей. Многие воспоминания относятся и к началу века. Также в ходе исследовательской деятельности  жителями села в музей были переданы многие старинные предметы быта: прялка, деревянная маслобойня, глиняные кувшины, рогач и другие предметы. Проведя этнографические экспедиции, ребята не только записывали воспоминания, но и составляли словарь старинных предметов домашней утвари, которые исчезают из нашей речи, фотографировали старых жителей села. На территории школы учителями и учащимися  была создана этнографическая площадка, которая будет пополняться и в этом году.

И в завершении хочется обратиться к словам  своего коллеги: «Всем известно, что Родина начинается с тех мест, где мы родились, где впервые узнали вкус хлеба и запах цветов, услышали задушевные песни и речь окружающих людей. На земле это самое дорогое место для человека.  Растить в человеке любовь к этой земле, её славному прошлому и настоящему – задача современной школы, каждого педагога.  Не просто передать сумму знаний, которое выработало человечество, а сформировать у детей черты русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, любовь к Родине, чувство чести и товарищества, это сделать намного сложнее, чем просто дать знания».

Этнокультурный  компонент на уроках истории.

Класс

Тема урока

Кол. час

Содержание

Материалы музея

1.

6

История родного края-часть истории России

1

 

Отдел «История, культура и быт села»

2.

 

Родной край в древности.

1

Появление первобытных людей в крае. Памятники эпохи бронзы. Население раннего железного века. Древние славяне в крае.

 

3

 

Родной край в период феодальной раздробленности. Поход князя Игоря против половцев.

1

Борьба с хазарами и кочевниками. Северская земля.

Экспозиция «Народные умельцы, ремёсла села»

4.

 

Родной край в 14 – 15 веках.

1

Начало заселения края. Основные занятия.

Отдел «История, культура и быт села»

5.

 

Родной  край в период развития и укрепления русского централизованного государства.

1

 

Экспозиция «Крестьянское подворье»

6.

 

Культурное развитие родного края.

1

 

Отдел «История, культура и быт села»

7.

7

Родной край в конце 16 начале 17 веков. Начало строительства оборонительных крепостей.

1

Социальный состав населения. Род занятий.

Отдел «История, культура и быт села»

8.

 

Экономическое развитие края в 17 веке. Народные восстания.

1

Образование Белгородской губернии. Сельское хозяйство. Промысел и торговля. Разинцы на Белгородчине. К. Булавин.

Экспозиция «Народные умельцы, ремёсла села»

9.

 

Быт и обычаи местного населения.

1

Быт, обычаи, традиции населения края.

Отдел «История, культура и быт села»

10.

 

Белгородский край в период образования Российской империи

1

Основные занятия населения края. Орудия труда. Новые культуры в крае.  Развитие торговли. Дворянское хозяйство

Экспозиция «Народные умельцы, ремёсла села»

11.

8

Родной край в начале 19 века.

1

Состояние крестьянского хозяйства. Крестьянские промыслы. Крепостничество.

Отдел «История, культура и быт села»

12.

 

Быт и обычаи местного населения в 19 века.

1

 

Отдел «История, культура и быт села»

13.

 

Родной край после отмены крепостного права. Земство.

 

Наделение крестьян землёй. Крестьянские кустарные промыслы. Торговля. Социальный состав населения. Земское движение в крае.

Экспозиция «Народные умельцы, ремёсла села»

14.

 

Культура  края в 19 века.

 

Н.В. Станкевич, М.С. Щепкин, С.А. Дегтярев, И.А. Двигубский. Земские школы, училища.

Экспозиция «Народное образование на селе»