Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Красно солнышко"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с «закличками», как формой народного фольклора. Учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий, качеств.
  • Формировать динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многогранности и многосвязности.

Развивающие:

  • Через различные виды активного проживания помогать осмысливать литературные образы.
  • Расширять представления о природе, подбирать произведения, по-разному рассказывающие о сходных событиях.
  • Создавать условия для проявления детского словотворчества, элементарного сочинительства

Воспитательные:

  • Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности, для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в разных видах детской деятельности.
  • Воспитывать умение слушать педагога и друг друга.

Средства деятельности:

Раздаточный материал: картинки-карточки с героями сказок для деления на команды. 

Предварительная работа: беседа о весне, наблюдения за солнцем, таянием снега.

Формы организации: групповая

Ход мероприятия

Дети играют в парах в  игру «Заботливое солнышко»:

– Утром солнышко восходит высоко,

(Поднимают руки вверх с раскрытыми ладонями от себя, разводят в сторону)

– Вечером заходит глубоко.

(Опускают руки вниз, чуть наклонившись)

– Днем гуляет по небу оно,

(Поднимают руки вверх, показывая что «держат» шар, «проводят» его слева направо)

– Согревает всех, лучи, раскинув широко

(Руки в стороны)

– Гладит ласково листочки и цветы,

(Поглаживают себя по голове, по руке)

– Людям золотит и щёки и носы

(Поглаживают щеки, нос)

– День прошёл и с неба на покой,
Солнца шар садится за горой

(Руки поднимают вверх, «делают» шар, «опускают» вниз)

Воспитатель: Можно ли назвать солнышко заботливым?

Дети: Можно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что солнышко заботливо согревает всех.

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим, какое солнышко в рассказе Н.Сладкова «Медведь и Солнце».

Чтение.

Воспитатель: Какое солнышко в этом рассказе?

Дети: Тёплое, жаркое, работящее, трудолюбивое.

Воспитатель: Где и когда происходят эти события?

Дети: В лесу, в берлоге, конец зимы, в начале весны.

Воспитатель: Кто герои рассказа?

Дети: Медведь, вода, снег, солнце.

Воспитатель: Что сказал медведь про воду?

Дети: Чтоб ты, слякоть, пересохла!

Воспитатель: Что прожурчала медведю вода?

Дети: Снег начал таять, воду пустил. А я теку под уклон.

Воспитатель: Что ответил ему снег?

Дети: Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!

Воспитатель:  Почему медведь ничего не смог сделать с солнышком?

Дети: Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе в небе. Снег топит, воду гонит.

Воспитатель: Вы хотите поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам надо поделиться на команды. 

Возьмите картинки, вспомните героев сказки и поделитесь на три команды,  Придумайте названия командам.

Дети выполняют задание.

Задание 1.

Команды получают по 1 вопросу.

Дидактическая игра «Что могло случиться если…»

Воспитатель:  Если бы солнышко не припекло?

Дети: Снег бы не стал таять, медведь бы не проснулся.

Воспитатель:  Если бы вода не просочилась в берлогу?

Дети: Тогда бы штаны не намокли, медведь бы не проснулся.

Воспитатель: Если бы весна не наступила?

Дети: Тогда не пришло бы лето.  Медведь бы не проснулся.

Воспитатель:  А вы хотите, чтобы весна пришла поскорее?

Дети: Да.

Воспитатель: Что может нам помочь  позвать весну?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: А ещё нам помогут  позвать весну заклички.

«Заклички» – это короткие стихи – приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил, они передавались от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народные произведения. Люди верили, что если покликать, позвать во время солнце, то быстрей наступит весна.

Послушайте народную «закличку».

Солнышко, повернись!
Красное разожгись!
С весной красною вернись!
Красно солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Воспитатель: Каким называют солнышко в «закличке»?

Дети:  Красным.

Воспитатель: Что означает слово «красный»?

Дети: цвет, красивый, прекрасный, молодой

Воспитатель: О чем и о ком так говорят?

Дети: о девице, солнышке

Воспитатель: С давних времен, люди называли красным всё, самое красивое и доброе: «красное солнышко», «красный день» (праздник), «красное слово», «красная девица». Даже пословицы сложили, например: «Красна птица пером, а человек умом». Красный – значит красивый.

Вы хотите, чтобы весна к нам пришла быстрее?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте придумаем заклички, чтобы солнышко быстрее нас услышало.

Задание 2.

Воспитатель: Нужно придумать «закличку» про  солнышко, чтобы быстрей наступила весна.

Команды выполняют задание

Воспитатель: А сейчас, мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Побежал в саду ручей.
(Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Прилетело сто грачей.
(Машут руками, изображая птиц)
А сугробы тают, тают,
(Приседают)
А цветочки подрастают.
(Встают на носочки, руки тянут к солнышку)

Гимнастика для глаз.

Солнце по небу гуляет,
И привет нам посылает.
(Глазки вверх, вниз).
Ладошки солнышку протянем,
(Вытягивают руки вперёд)
Погреем их на солнышке,
А теперь закроем глазки,
Сосчитаем до пяти.
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Можно глазки открывать.
Будьте здоровы!

Воспитатель предлагает детям присесть.

Задание 3.

Воспитатель: С чем бы вы сравнили солнышко?

Дети: С кругом, с яблоком, мячом.

Воспитатель: Послушайте, с чем сравнивает солнце поэт А. Еськов в своём стихотворении.

Воспитатель читает стихотворение А. Еськова «Что такое солнце?»:

– Солнце – монетка, – скупой проворчал.

– Нет, сковородка! – обжора вскричал.

– Нет, каравай, – хлебопек произнес.

– Компас, – сказал убежденно матрос.

– Солнце – звезда, – астроном объявил.

– Доброе сердце, – мечтатель решил.

Воспитатель:  Кого еще можно сравнить с солнышком?

Дети: Маму.

Воспитатель: Послушайте стихотворение поэта Лагздынь «Без мамы»

Воспитатель читает стихотворение Г.Р.Лагздынь «Без мамы»:

Без мамы в квартире
Печально и пусто.
Без мамы в квартире
И скучно, и грустно.
А мама придет –
Словно солнышко встретишь!
Улыбка у мамы –
Всех лучше на свете!

Воспитатель: Какая улыбка у мамы?

Дети: Добрая, солнечная.

Воспитатель: Как вы думаете, солнышко любит улыбаться?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы понимаете, что солнышко улыбается?

Дети: Оно согревает нас своими лучиками.

Воспитатель: Давайте посмотрим, улыбается нам сейчас солнышко.

Дети подходят к окну и смотрят.

Дети: Да, улыбается?

Воспитатель: Послушайте стихотворение о солнечной улыбке.

Воспитатель читает стихотворение:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве нравятся хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

Воспитатель: Давайте подарим друг другу солнечные улыбки.

Дети улыбаются друг другу.

Воспитатель: Что вы ощущаете при этом?

Дети: Нам стало радостно и весело.

Воспитатель: И мне от ваших улыбок стало теплее и  радостнее. 

Почему нам стало так хорошо?

Дети: Потому что мы слушали стихи про солнышко. Придумывали «заклички». Улыбались друг другу.

Список литературы:

  1. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет: Методическое пособие/ Под ред. Парамоновой Л, А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 782.: ил. (Развивающие занятия с дошкольниками).
  2. Ладыгина Т.Б. Стихи к летним детским праздникам. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
  3. Метенова Н.М. Доброе утро, малыши! – Ярославль.: 2000. – 39 с.