Цели и задачи:
Обучающие:
- Познакомить с «закличками», как формой народного фольклора. Учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий, качеств.
- Формировать динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многогранности и многосвязности.
Развивающие:
- Через различные виды активного проживания помогать осмысливать литературные образы.
- Расширять представления о природе, подбирать произведения, по-разному рассказывающие о сходных событиях.
- Создавать условия для проявления детского словотворчества, элементарного сочинительства
Воспитательные:
- Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности, для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в разных видах детской деятельности.
- Воспитывать умение слушать педагога и друг друга.
Средства деятельности:
Раздаточный материал: картинки-карточки с героями сказок для деления на команды.
Предварительная работа: беседа о весне, наблюдения за солнцем, таянием снега.
Формы организации: групповая
Ход мероприятия
Дети играют в парах в игру «Заботливое солнышко»:
– Утром солнышко восходит высоко,
(Поднимают руки вверх с раскрытыми ладонями от себя, разводят в сторону)
– Вечером заходит глубоко.
(Опускают руки вниз, чуть наклонившись)
– Днем гуляет по небу оно,
(Поднимают руки вверх, показывая что «держат» шар, «проводят» его слева направо)
– Согревает всех, лучи, раскинув широко
(Руки в стороны)
– Гладит ласково листочки и цветы,
(Поглаживают себя по голове, по руке)
– Людям золотит и щёки и носы
(Поглаживают щеки, нос)
– День прошёл и с неба на покой,
Солнца шар садится за горой
(Руки поднимают вверх, «делают» шар, «опускают» вниз)
Воспитатель: Можно ли назвать солнышко заботливым?
Дети: Можно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что солнышко заботливо согревает всех.
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим, какое солнышко в рассказе Н.Сладкова «Медведь и Солнце».
Чтение.
Воспитатель: Какое солнышко в этом рассказе?
Дети: Тёплое, жаркое, работящее, трудолюбивое.
Воспитатель: Где и когда происходят эти события?
Дети: В лесу, в берлоге, конец зимы, в начале весны.
Воспитатель: Кто герои рассказа?
Дети: Медведь, вода, снег, солнце.
Воспитатель: Что сказал медведь про воду?
Дети: Чтоб ты, слякоть, пересохла!
Воспитатель: Что прожурчала медведю вода?
Дети: Снег начал таять, воду пустил. А я теку под уклон.
Воспитатель: Что ответил ему снег?
Дети: Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!
Воспитатель: Почему медведь ничего не смог сделать с солнышком?
Дети: Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе в небе. Снег топит, воду гонит.
Воспитатель: Вы хотите поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам надо поделиться на команды.
Возьмите картинки, вспомните героев сказки и поделитесь на три команды, Придумайте названия командам.
Дети выполняют задание.
Задание 1.
Команды получают по 1 вопросу.
Дидактическая игра «Что могло случиться если…»
Воспитатель: Если бы солнышко не припекло?
Дети: Снег бы не стал таять, медведь бы не проснулся.
Воспитатель: Если бы вода не просочилась в берлогу?
Дети: Тогда бы штаны не намокли, медведь бы не проснулся.
Воспитатель: Если бы весна не наступила?
Дети: Тогда не пришло бы лето. Медведь бы не проснулся.
Воспитатель: А вы хотите, чтобы весна пришла поскорее?
Дети: Да.
Воспитатель: Что может нам помочь позвать весну?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: А ещё нам помогут позвать весну заклички.
«Заклички» – это короткие стихи – приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил, они передавались от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народные произведения. Люди верили, что если покликать, позвать во время солнце, то быстрей наступит весна.
Послушайте народную «закличку».
Солнышко, повернись!
Красное разожгись!
С весной красною вернись!
Красно солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Воспитатель: Каким называют солнышко в «закличке»?
Дети: Красным.
Воспитатель: Что означает слово «красный»?
Дети: цвет, красивый, прекрасный, молодой
Воспитатель: О чем и о ком так говорят?
Дети: о девице, солнышке
Воспитатель: С давних времен, люди называли красным всё, самое красивое и доброе: «красное солнышко», «красный день» (праздник), «красное слово», «красная девица». Даже пословицы сложили, например: «Красна птица пером, а человек умом». Красный – значит красивый.
Вы хотите, чтобы весна к нам пришла быстрее?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте придумаем заклички, чтобы солнышко быстрее нас услышало.
Задание 2.
Воспитатель: Нужно придумать «закличку» про солнышко, чтобы быстрей наступила весна.
Команды выполняют задание
Воспитатель: А сейчас, мы немного отдохнём.
Физкультминутка.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Побежал в саду ручей.
(Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Прилетело сто грачей.
(Машут руками, изображая птиц)
А сугробы тают, тают,
(Приседают)
А цветочки подрастают.
(Встают на носочки, руки тянут к солнышку)
Гимнастика для глаз.
Солнце по небу гуляет,
И привет нам посылает.
(Глазки вверх, вниз).
Ладошки солнышку протянем,
(Вытягивают руки вперёд)
Погреем их на солнышке,
А теперь закроем глазки,
Сосчитаем до пяти.
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Можно глазки открывать.
Будьте здоровы!
Воспитатель предлагает детям присесть.
Задание 3.
Воспитатель: С чем бы вы сравнили солнышко?
Дети: С кругом, с яблоком, мячом.
Воспитатель: Послушайте, с чем сравнивает солнце поэт А. Еськов в своём стихотворении.
Воспитатель читает стихотворение А. Еськова «Что такое солнце?»:
– Солнце – монетка, – скупой проворчал.
– Нет, сковородка! – обжора вскричал.
– Нет, каравай, – хлебопек произнес.
– Компас, – сказал убежденно матрос.
– Солнце – звезда, – астроном объявил.
– Доброе сердце, – мечтатель решил.
Воспитатель: Кого еще можно сравнить с солнышком?
Дети: Маму.
Воспитатель: Послушайте стихотворение поэта Лагздынь «Без мамы»
Воспитатель читает стихотворение Г.Р.Лагздынь «Без мамы»:
Без мамы в квартире
Печально и пусто.
Без мамы в квартире
И скучно, и грустно.
А мама придет –
Словно солнышко встретишь!
Улыбка у мамы –
Всех лучше на свете!
Воспитатель: Какая улыбка у мамы?
Дети: Добрая, солнечная.
Воспитатель: Как вы думаете, солнышко любит улыбаться?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы понимаете, что солнышко улыбается?
Дети: Оно согревает нас своими лучиками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, улыбается нам сейчас солнышко.
Дети подходят к окну и смотрят.
Дети: Да, улыбается?
Воспитатель: Послушайте стихотворение о солнечной улыбке.
Воспитатель читает стихотворение:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве нравятся хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Воспитатель: Давайте подарим друг другу солнечные улыбки.
Дети улыбаются друг другу.
Воспитатель: Что вы ощущаете при этом?
Дети: Нам стало радостно и весело.
Воспитатель: И мне от ваших улыбок стало теплее и радостнее.
Почему нам стало так хорошо?
Дети: Потому что мы слушали стихи про солнышко. Придумывали «заклички». Улыбались друг другу.
Список литературы:
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет: Методическое пособие/ Под ред. Парамоновой Л, А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 782.: ил. (Развивающие занятия с дошкольниками).
- Ладыгина Т.Б. Стихи к летним детским праздникам. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
- Метенова Н.М. Доброе утро, малыши! – Ярославль.: 2000. – 39 с.