Особенности работы малокомплектного детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Много лет функционируют на селе малокомплектные детские сады. Специфика воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах коренным образом отличается от работы в обычных многогрупповых детских садах. Наполняемость одногрупповых детских садов представлена большим возрастным диапазоном-от1до7 лет.

В нашем детском саду возрастной состав группы в основном представлен следующим образом:

  • младшая разновозрастная группа-от1 до 3 лет
  • старшая разновозрастная группа- от4 до 7 лет

Делая такое комплектование разграничений возраста мы облегчаем организацию режима и воспитательно- образовательного процесса. Работа в малокомплектном детском саду с разновозрастным комплектованием групп осложняется целым рядом факторов, которые необходимо учитывать при планировании воспитательно- образовательного процесса.

Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить состав каждой подгруппы в начале учебного года. Составляются списки детей по возрастам на начало учебного года. На основании комплектования этих двух основных подгрупп разрабатывается воспитателем и заведующей перспективный образовательный план и сетка образовательной деятельности по подгруппам..

Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня. Режим дня –это четкий распорядок жизни в течении суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Имея одну разновозрастную группу, у нас разработан один режим дня для всех детей, но взятый за основу режим среднего возраста. Режимные моменты с младшими детьми начинаются на 5-10 минут раньше. Подъем детей происходит постепенный. Важно всегда соблюдать правило- режимные моменты начинать с младшими детьми. Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.

В малокомплектном детском саду для выполнения воспитательно- образовательной работы нужна полная согласованность в работе воспитателя( он один), младшего воспитателя(он один) и заведующей. Заведующей- потому что и заведующая ведет воспитательно- образовательную работу в группе в течении 3 часов. Младший воспитатель разновозрастной группы должен хорошо знать режим дня учреждения, помогать воспитателю в организации педагогического процесса, прививать детям навыки самообслуживания, прививать культурно-гигиенические навыки. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно.

Важно! Когда воспитатель находится с одной подгруппой детей, то с другой находится или младший воспитатель , или заведующая.Наряду с должностными обязанностями воспитателя и младшего воспитателя мною был разработана схема деятельности воспитателя и младшего воспитателя по режимным моментам.

 Распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя в группе.

Режимные моменты Содержание работы с детьми Деятельность воспитателя Деятельность младшего воспитателя
Утро.

Прием детей.

Проводится:

- игровая деятельность детей под руководством воспитателя

- трудовая деятельность (поручения, дежурства)

- индивидуальная деятельность с детьми;

- воспитание КГН, культура поведения

- Коллективные и индивидуальные разговоры с детьми.

Принимает и осматривает детей, беседует с родителями. Проветривает и убирает помещение
Утренняя гимнастика. Комплекс утренней гимнастики сменяется через 10 дней Проводит утреннюю гимнастику Готовит столы к завтраку.

Оказывает помощь в умывании детей.

Завтрак Обращает внимание детей, как накрыты столы;

Уточняет название блюд;

Отмечает заботу повара , младшего воспитателя о детях;

Создать у детей положительное отношение к еде,

Учит детей правильно есть,

Следит за осанкой детей,

Добивается, чтобы дети съедали всю пищу.

Организует подготовку к завтраку.

Проводит завтрак.

Получает завтрак.

Вместе с дежурными накрывает на столы.

Убирает посуду

Моет посуду.

Занятия Следит за позой детей.

Проводит физминутки,

Соблюдает педагогические и гигиенические требования к организации занятий.

Организует и проводит занятия. Организует игры детей той подгруппы, которая не участвует в занятиях.

Провожает и следит за детьми в туалетной комнате.

Прогулка Проводится:

- игровая деятельность детей(подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические игры)

-трудовая деятельность( коллективная, подгрупповая, индивидуальная);

- наблюдения( коллективные, подгрупповые, индивидуальные)

- индивидуальная работа с детьми по закреплению основных видов движения)

- наблюдение за детьми.

Выходит на прогулку с детьми.

Организует деятельность всех детей.

Приводит с прогулки сначала младших детей, а затем старших

Помогает одеваться на прогулку детям.

Затем проветривает и убирает помещение.

Готовиться к обеду.

Встречает с прогулки младших детей, помогает им раздеться.

Обед То же, что и завтрак Руководит подготовкой детей к обеду.

Проводит его.

Раздает обед.
Дневной сон Наблюдает за сном детей Постепенно укладывает детей спать.

Создает условия для спокойного сна.

Вместе с дежурными убирает посуду.

Моет ее.

Убирает помещения.

Подъем детей. Осуществляет постепенный подъем детей. Проводит постепенный подъем детей.

Проводит бодрящую зарядку после сна.

Помогает поднимать детей.

Помогает одевать детей.

Убирает постели.

Занятие с младшей подгруппой Тоже, что и занятия со старшей подгруппой. Организует и проводит занятия Оказывает помощь в проведении занятия
Совместная деятельность взрослого с детьми.

Свободная самостоятельная деятельность детей .

Проводится:

- игровая деятельность, где воспитатель контролирует игру младших детей.

- 1 раз в неделю проводится вечер досуга;

- индивидуальная работа с детьми;

- работа с родителями,

- кружковая работа с детьми старшего возраста.

- самостоятельная игровая деятельность детей.

Организует деятельность детей. Играет с детьми.

Готовится к ужину.

Ужин Совершенствует гигиенические навыки.

Навыки культурного поведения за столом.

Руководит подготовкой детей к ужину.

Проводит ужин.

Получает и раздает ужин.

Собирает и моет посуду.

Вечерняя прогулка То же, что и дневная прогулка Одевает часть детей и выходит с ними на прогулку.

Организует их деятельность.

Беседует с родителями.

Организует уход домой.

Помогает одеться детям.

Убирает помещение.

Воспитательно-образовательная работа в малокомплектном детском саду осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей, а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых с детьми. В первом случае воспитатель создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий мы стараемся организовать учебную деятельность всех детей. . В групповой комнате создана предметно- развивающая среда, где ребенок любого возраста может найти себе дело по душе . Все в группе доступно для детей.

Специфика работы малокомплектного детского сада в основном заключается в том, что дети в группе разных возрастов. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и деятельности, различная степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Мы стараемся создать благоприятную атмосферу доброжелательности, взаимопонимания. Учим детей развивать в себе самооценку поступков. Дети старшего возраста берут шефство над младшими. Им нравится ухаживать за ними, играть с ними. Мы учим детей не ссориться, работать коллективно. Дети с увлечением выполняют поручения, без напоминания помогают одевать детей младшего возраста.. В свободные минуты дети старшего возраста любят рассказывать малышам сказки - развивают разговорную речь. Дети младшего возраста тянутся к старшим, участвуют в их играх.

Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектном детском саду, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.