Много лет функционируют на селе малокомплектные детские сады. Специфика воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах коренным образом отличается от работы в обычных многогрупповых детских садах. Наполняемость одногрупповых детских садов представлена большим возрастным диапазоном-от1до7 лет.
В нашем детском саду возрастной состав группы в основном представлен следующим образом:
- младшая разновозрастная группа-от1 до 3 лет
- старшая разновозрастная группа- от4 до 7 лет
Делая такое комплектование разграничений возраста мы облегчаем организацию режима и воспитательно- образовательного процесса. Работа в малокомплектном детском саду с разновозрастным комплектованием групп осложняется целым рядом факторов, которые необходимо учитывать при планировании воспитательно- образовательного процесса.
Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить состав каждой подгруппы в начале учебного года. Составляются списки детей по возрастам на начало учебного года. На основании комплектования этих двух основных подгрупп разрабатывается воспитателем и заведующей перспективный образовательный план и сетка образовательной деятельности по подгруппам..
Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня. Режим дня –это четкий распорядок жизни в течении суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Имея одну разновозрастную группу, у нас разработан один режим дня для всех детей, но взятый за основу режим среднего возраста. Режимные моменты с младшими детьми начинаются на 5-10 минут раньше. Подъем детей происходит постепенный. Важно всегда соблюдать правило- режимные моменты начинать с младшими детьми. Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.
В малокомплектном детском саду для выполнения воспитательно- образовательной работы нужна полная согласованность в работе воспитателя( он один), младшего воспитателя(он один) и заведующей. Заведующей- потому что и заведующая ведет воспитательно- образовательную работу в группе в течении 3 часов. Младший воспитатель разновозрастной группы должен хорошо знать режим дня учреждения, помогать воспитателю в организации педагогического процесса, прививать детям навыки самообслуживания, прививать культурно-гигиенические навыки. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно.
Важно! Когда воспитатель находится с одной подгруппой детей, то с другой находится или младший воспитатель , или заведующая.Наряду с должностными обязанностями воспитателя и младшего воспитателя мною был разработана схема деятельности воспитателя и младшего воспитателя по режимным моментам.
Распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя в группе.
Режимные моменты | Содержание работы с детьми | Деятельность воспитателя | Деятельность младшего воспитателя |
Утро. Прием детей. |
Проводится: - игровая деятельность детей под руководством воспитателя - трудовая деятельность (поручения, дежурства) - индивидуальная деятельность с детьми; - воспитание КГН, культура поведения - Коллективные и индивидуальные разговоры с детьми. |
Принимает и осматривает детей, беседует с родителями. | Проветривает и убирает помещение |
Утренняя гимнастика. | Комплекс утренней гимнастики сменяется через 10 дней | Проводит утреннюю гимнастику | Готовит столы к завтраку. Оказывает помощь в умывании детей. |
Завтрак | Обращает внимание детей, как накрыты
столы; Уточняет название блюд; Отмечает заботу повара , младшего воспитателя о детях; Создать у детей положительное отношение к еде, Учит детей правильно есть, Следит за осанкой детей, Добивается, чтобы дети съедали всю пищу. |
Организует подготовку к завтраку. Проводит завтрак. |
Получает завтрак. Вместе с дежурными накрывает на столы. Убирает посуду Моет посуду. |
Занятия | Следит за позой детей. Проводит физминутки, Соблюдает педагогические и гигиенические требования к организации занятий. |
Организует и проводит занятия. | Организует игры детей той подгруппы,
которая не участвует в занятиях. Провожает и следит за детьми в туалетной комнате. |
Прогулка | Проводится: - игровая деятельность детей(подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические игры) -трудовая деятельность( коллективная, подгрупповая, индивидуальная); - наблюдения( коллективные, подгрупповые, индивидуальные) - индивидуальная работа с детьми по закреплению основных видов движения) - наблюдение за детьми. |
Выходит на прогулку с детьми. Организует деятельность всех детей. Приводит с прогулки сначала младших детей, а затем старших |
Помогает одеваться на прогулку детям. Затем проветривает и убирает помещение. Готовиться к обеду. Встречает с прогулки младших детей, помогает им раздеться. |
Обед | То же, что и завтрак | Руководит подготовкой детей к обеду. Проводит его. |
Раздает обед. |
Дневной сон | Наблюдает за сном детей | Постепенно укладывает детей спать. Создает условия для спокойного сна. |
Вместе с дежурными убирает посуду. Моет ее. Убирает помещения. |
Подъем детей. | Осуществляет постепенный подъем детей. | Проводит постепенный подъем детей. Проводит бодрящую зарядку после сна. |
Помогает поднимать детей. Помогает одевать детей. Убирает постели. |
Занятие с младшей подгруппой | Тоже, что и занятия со старшей подгруппой. | Организует и проводит занятия | Оказывает помощь в проведении занятия |
Совместная деятельность взрослого с
детьми. Свободная самостоятельная деятельность детей . |
Проводится: - игровая деятельность, где воспитатель контролирует игру младших детей. - 1 раз в неделю проводится вечер досуга; - индивидуальная работа с детьми; - работа с родителями, - кружковая работа с детьми старшего возраста. - самостоятельная игровая деятельность детей. |
Организует деятельность детей. | Играет с детьми. Готовится к ужину. |
Ужин | Совершенствует гигиенические навыки. Навыки культурного поведения за столом. |
Руководит подготовкой детей к ужину. Проводит ужин. |
Получает и раздает ужин. Собирает и моет посуду. |
Вечерняя прогулка | То же, что и дневная прогулка | Одевает часть детей и выходит с ними на
прогулку. Организует их деятельность. Беседует с родителями. Организует уход домой. |
Помогает одеться детям. Убирает помещение. |
Воспитательно-образовательная работа в малокомплектном детском саду осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей, а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых с детьми. В первом случае воспитатель создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий мы стараемся организовать учебную деятельность всех детей. . В групповой комнате создана предметно- развивающая среда, где ребенок любого возраста может найти себе дело по душе . Все в группе доступно для детей.
Специфика работы малокомплектного детского сада в основном заключается в том, что дети в группе разных возрастов. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и деятельности, различная степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Мы стараемся создать благоприятную атмосферу доброжелательности, взаимопонимания. Учим детей развивать в себе самооценку поступков. Дети старшего возраста берут шефство над младшими. Им нравится ухаживать за ними, играть с ними. Мы учим детей не ссориться, работать коллективно. Дети с увлечением выполняют поручения, без напоминания помогают одевать детей младшего возраста.. В свободные минуты дети старшего возраста любят рассказывать малышам сказки - развивают разговорную речь. Дети младшего возраста тянутся к старшим, участвуют в их играх.
Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектном детском саду, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.