Цели:
- Познакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе.
- Развивать внимание, память, пополнять словарный запас.
- Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи.
- Продолжить работу по развитию интереса к предмету, развитию речи и мышления.
- Совершенствовать навык каллиграфического, правильного, беглого письма.
Оборудование:
У учителя – словарь С.Ожегова, карточки с названиями геймов, картинка щегла, козули, презентация к уроку (Приложение 1).
У детей – карточки с гласными буквами, карточки для игры «Грамматическое домино»
Ход урока
1. Оргмомент
Девочка-минутка (картинка)
Внимание! Проверь дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Сегодня счастливый случай свел нас на встречу, поэтому я назвала нашу встречу – урок «Счастливый случай».
2. Сообщение темы, целей.
Чем же мы сегодня будем заниматься?
Прочитайте тему урока (читают с доски)
Продолжим работу над глаголами, познакомимся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе, продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать.
1 гейм
3. Актуализация знаний (1 чел. – задание со словарем, 2 чел. – карточки)
Расскажите все что знаете о глаголе. (помогают предать действие предмета, бывают глаголы синонимы и антонимы, употребляются в прямом и переносном значении, бывают сказуемым)По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных)
Глагол
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пишет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол!
Он лицо имеет, время,
Вид, залог и наклонение
И не слишком он «высовывается» –
С другими частями речи согласовывается.
Глагол – это область волшебной страны «Речь». Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают слова области «Имя существительное».Когда их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут о многом рассказать и взрослым и детям.
Стихотворение (рассказывает ученик)
Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сестренку свою в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
На стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю
Дорожки в саду я песком посыпаю
А после работы в тени отдыхаю.
Задание: назвать глаголы.
4. Минутка чистописания
Откроем тетради и запишем в них день и место нашей встречи.
(Гимнастика для кисти рук)
Поставьте руку на локоть. Представьте что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх-вниз (10 раз). Нарисуем 5 кругов по часовой стрелке, 5 – против.
Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
1 слайд. Щёголь щегол на березе щебечет
Щурится, греясь на солнышке кречет.
Щелкает в роще певец – соловей.
Щиплет теленок траву у реки…
Щедрые добрые нынче деньки.
Прочитайте стихотворение
– Кто такой щёголь? (из словаря: любящий наряжаться, нарядно одетый человек)
– Кого автор называет щеголем?( щегла – картинка)
– Кто догадался, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?
Щ – расскажите из каких элементов она состоит? Наши цепочки будут состоять из прописной буквы Щ и первых слогов глаголов, которые есть в стихотворении. Назовите их, эти слоги.
(Щ состоит из трёх наклонных линий с закруглениями вправо и петли, которая опускается вниз у нижней линии)
5. Словарная работа
А теперь 2 гейм «Найди друзей»
(приготовьте карточки с гласными буквами)
Р . СТЕНИЕ
. ВТОБУС
. ДЕЖДА
К . ЗУЛИ
– Что такое козули? (пряники которые пекут только в Архангельской области, они долго хранятся до 1 года т.к. в тесто добавляют пряности: корицу и гвоздику. Козули бывают разных форм (показать их))
Запишите эти слова в столбик. Что их объединяет?
4 слайд Подберите к этим словам друзей из другого столбика, составьте словосочетания, дописав окончания прилагательных, определите род.
КРАСИВАЯ
КОМНАТНОЕ
НОВЫЙ
ВКУСНЫЕ
Составьте предложения с любым словосочетанием.
Запишите в тетрадь, разберите по членам предложения и частям речи.
Запись у доски: В магазине продается красивая одежда.
Бабушка испекла вкусные козули.
В комнате висит старинная картина.
– Какие слова помогли передать действие предмета?
6. Физкультминутка
(игра «Ремонт»)
Учитель читает список слов. Когда он называет глагол-дети хлопают в ладоши, а если слова другой части речи – делают приседания.
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, капитал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, крокодил, повредил, вылепил, зажег, флажок, дружок.
7. Новый материал Следующий 3 гейм «Спешите видеть»
5 слайд – Картинки. (Самолет летит. Дерево растет)
Составьте предложения, состоящие из сущ. и гл.
Запишите эти предложения в тетрадь
Самолет летит.
Дерево растет.
– Назовите существительные. В каком числе они употреблены?
(Ед.ч. т.к. обозначают один предмет)
– Назовите глаголы. В каком числе они употреблены? Как вы думаете?
(ед.число т.к обозначают действие одного предмета)
– На какой вопрос отвечают глаголы в ед.ч.? (что делает?)
6 слайд Измените предложения так, чтобы в них действовало несколько предметов.
Самолёты летят.
Деревья растут.
– В каком числе употребили существительные и глаголы?
– Почему вы так считаете?
(мн.ч т.к два предмета, т.к. действие нескольких предметов)
– На какой вопрос отвечают глаголы в мн. числе? (что делают?)
Сформулируйте вывод по плану:
7 слайд 1) Как изменяются глаголы?
2) В каком числе употребляются глаголы?
3) Что обозначают глаголы в ед.числе?
4).Что обозначают глаголы в ед.числе?
8. Закрепление. Работа с учебником
Сравним вывод с правилом на странице 204. Глаголы в единственном и множественном числе отвечают и на другие вопросы. Прочитайте их с. 204.
9. Самостоятельная работа. Упражнения в распознавании числа глаголов.
Упр.547. 1 ряд – 1 предл.
2 ряд – 2 предл.
3 ряд – 3 предл.
4 гейм. «Отгадай-ка»
Взял листок Глагол веселый
И таблицу начертил.
В первом столбике глаголы
Он, конечно, поместил.
Надо к каждому скорее
По три буквы дописать,
Чтоб глаголы те сумели
Существительными стать.
Взял листок Глагол веселый |
В |
О |
Й |
|
|
|
М |
О |
Й |
|
|
|
|
П |
Е |
Й |
|
|
|
|
С |
П |
И |
|
|
|
|
Т |
Р |
И |
|
|
|
8 слайд
Для сильных учащихся индивидуальное задание (карточки)
Подберите к данным глаголам слова, противоположные по значению. Определите число. Подчеркните орфограммы.
Бледнеет – краснеет
Ложатся – встают
Плачет – смеется
Одевают – раздевают
11. Повторение. Следующий гейм – блиц
«Это мы все проходили».
(игра «Грамматическое домино»)
12. Итог урока.
Чему учились на уроке?
Как изменяются глаголы?
Назовите глаголы в единственном и множественном числе.
13. Домашнее задание. Упр.550, написать текст со словами во множественном числе
14. Рефлексия
Упражнение «Пейзаж» (учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным,печальным настроением, а другая радостным, веселым.
Ученики выбирают ту картину,которая соответствует их настроению.