Конспект урока русского языка во 2-м классе
Повторение темы «Родственные слова и формы слова»
Учебник Н.А. Чуракова «Русский язык», 2 класс (1 часть).
Цель урока: Обобщить знания детей о родственных словах, выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи урока:
Образовательная:
- учить различать родственные слова и формы слова;
- закрепить умение находить и подбирать родственные слова, распознавать проверочные и проверяемые слова; обозначать корень.
Развивающая:
- развивать зрительное восприятие, концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление.
- развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
Коррекционная: обогащать и уточнять активный и пассивный словарь, расширять кругозор, познавательную активность.
Воспитательная:
- формирование мотивации учебной деятельности;
- воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: компьютер, проектор, доступ в интернет
Ход урока
1. Организационный момент.
– Чудесный день!
И настроение чудесное – подстать.
Так разрешите мне урок с улыбочки начать.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
– Откройте тетради, запишите число
2. Минутка чистописания
Характеристика буквы Зз по образцу
3. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
– Какое сейчас время года? (зима) СЛАЙД 2 (Приложение 1)
– Запишите это слово. Какую гласную написали в корне? Почему? (и, проверочное слово зимний, зимушка)
– Игра «Кто больше?»
Придумайте и запишите родственные слова к слову зима, выделите корень. (определение победителя по количеству подобранных родственных слов)
Сегодня мы продолжим работу по теме «Родственные слова».
– Какие слова мы называем родственными? (слова, с разными основами, в которых есть общая часть)
– Что такое корень? (общая часть родственных слов)
– Чему будем учиться сегодня на уроке?
4. Словарная работа. СЛАЙД 3-8
– Отгадайте загадки. Слова-отгадки запишите в тетрадь.
- Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит (дорога)
- Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)
- Я березку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу, а меня не видать. Кто я? Можешь угадать? (ветер)
- Вещунья, белобока, а зовут ее … (сорока)
- Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтет, белого найдет (заяц, лисица)
- Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге? (медведь)
Взаимопроверка в парах СЛАЙД 9
5. Работа по теме урока по учебнику
ч. 1, с.160 упр. 127
– Прочитайте скороговорку.
– Устно проворьте согласные на конце слов.
– Подберите (устно) проверочные слова к гласным буквам (колол – колет, лед – льда, перед – передо мной)
– Спишите и обозначьте твердый или мягкий звук [л] или [л']
Самостоятельное выполнение, проверка
ч. 1, с.160 упр. 128
– Все ли слова являются родственными? С кем из героев – Машей или Мищей согласишься? (Слово волчок является родственным остальным словам только в одном значении: если это уменьшительно-ласкательное название волка. Оно не является родственным другим словам, если означает детскую игрушку)
– Как вы думаете, как это слово должно быть записано в Толковом словаре: один раз или два раза? (волчок – это фольклорное название волка, и в Толковом словаре это слово в таком значении обнаружить не удастся)
6. Физкультминутка
7. Закрепление изученного материала
Работа с ЭОР СЛАЙД 10
№1 – Можешь ли ты среди трёх слов: «лесник», «дровосек» и «лесоруб» найти два родственных?
– Давайте запишем только родственные слова. Что их объединяет?
– Есть ли в словах общая часть или корень?
– Какие слова родственные, а какое лишние?
№2 Подбери однокоренные слова (по рядам) к слову стол, море, гора
Проверку осуществляет по 1 человеку.
Все ли слова распределили: Почему? (морж, горький, столб, т.к не родственные)
№3 Прочитай текст, выпиши слова, родственные слову лес – 1 вариант и колесо – 2 вариант (по 1 ученику у доски)
8. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 11
№4 Найди слова, родственные слову море, выдели корень СЛАЙД 12
№5 Найди родственные слова и отнеси их к солнцу или к соли (на выбор)
№6 Соедини стрелками родственные слова (1 у доски, все по карточкам или если есть возможность, за компьютерами)
9. Подведение итогов.
Прекрасный день!
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец
– Какое открытие сделал для себя на уроке?
– Что мне было интересно на уроке?
– Над чем еще нужно поработать?
На парте у вас лежат конверты со смайликами, выбери тот смайлик, который соответствует твоей работе СЛАЙД 13
- красный – я активен и уверен на уроке,
- жёлтый – я чувствовал себя неуверенно, работал мало;
- зелёный – у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома.
Спасибо за урок!
Ссылки: