Обобщающий урок по теме "Родственные слова и формы слова"

Разделы: Начальная школа


Конспект урока русского языка во 2-м классе

Повторение темы «Родственные слова и формы слова»

Учебник Н.А. Чуракова «Русский язык», 2 класс (1 часть).

Цель урока: Обобщить знания детей о родственных словах, выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи урока:

Образовательная:

  • учить различать родственные слова и формы слова;
  • закрепить умение находить и подбирать родственные слова, распознавать проверочные и проверяемые слова; обозначать корень.

Развивающая:

  • развивать зрительное восприятие, концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление.
  • развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Коррекционная: обогащать и уточнять активный и пассивный словарь, расширять кругозор, познавательную активность.

Воспитательная:

  • формирование мотивации учебной деятельности;
  • воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: компьютер, проектор, доступ в интернет

Ход урока

1. Организационный момент.

– Чудесный день!
И настроение чудесное – подстать.
Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

Откройте тетради, запишите число

2. Минутка чистописания

Характеристика буквы Зз по образцу

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

– Какое сейчас время года? (зима) СЛАЙД 2 (Приложение 1)

– Запишите это слово. Какую гласную написали в корне? Почему? (и, проверочное слово зимний, зимушка)

– Игра «Кто больше?»

Придумайте и запишите родственные слова к слову зима, выделите корень. (определение победителя по количеству подобранных родственных слов)

Сегодня мы продолжим работу по теме «Родственные слова».

– Какие слова мы называем родственными? (слова, с разными основами, в которых есть общая часть)

– Что такое корень? (общая часть родственных слов)

– Чему будем учиться сегодня на уроке?

4. Словарная работа. СЛАЙД 3-8

– Отгадайте загадки. Слова-отгадки запишите в тетрадь.

  • Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит (дорога)
  • Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)
  • Я березку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу, а меня не видать. Кто я? Можешь угадать? (ветер)
  • Вещунья, белобока, а зовут ее … (сорока)
  • Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтет, белого найдет (заяц, лисица)
  • Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге? (медведь)

Взаимопроверка в парах СЛАЙД 9

5. Работа по теме урока по учебнику

ч. 1, с.160 упр. 127

– Прочитайте скороговорку.

– Устно проворьте согласные на конце слов.

– Подберите (устно) проверочные слова к гласным буквам (колол – колет, лед – льда, перед – передо мной)

– Спишите и обозначьте твердый или мягкий звук [л] или [л']

Самостоятельное выполнение, проверка

ч. 1, с.160 упр. 128

– Все ли слова являются родственными? С кем из героев – Машей или Мищей согласишься? (Слово волчок является родственным остальным словам только в одном значении: если это уменьшительно-ласкательное название волка. Оно не является родственным другим словам, если означает детскую игрушку)

– Как вы думаете, как это слово должно быть записано в Толковом словаре: один раз или два раза? (волчок – это фольклорное название волка, и в Толковом словаре это слово в таком значении обнаружить не удастся)

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного материала

Работа с ЭОР СЛАЙД 10

№1 Можешь ли ты среди трёх слов: «лесник», «дровосек» и «лесоруб» найти два родственных?

Давайте запишем только родственные слова. Что их объединяет?

Есть ли в словах общая часть или корень?

Какие слова родственные, а какое лишние?

№2 Подбери однокоренные слова (по рядам) к слову стол, море, гора

Проверку  осуществляет по 1 человеку.

Все ли слова распределили: Почему? (морж, горький, столб, т.к не родственные)

№3  Прочитай текст, выпиши слова, родственные слову лес – 1 вариант и колесо – 2 вариант (по 1 ученику у доски)

8. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 11

№4 Найди слова, родственные слову море, выдели корень СЛАЙД 12

№5 Найди родственные слова и отнеси их к солнцу или к соли (на выбор)

№6 Соедини стрелками родственные слова (1 у доски, все по карточкам или если есть возможность, за компьютерами)

9. Подведение итогов.

Прекрасный день!
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец

– Какое открытие сделал  для себя на уроке?

– Что мне было интересно на уроке?

– Над чем еще нужно поработать?

На парте у вас лежат конверты со смайликами, выбери тот смайлик, который соответствует твоей работе СЛАЙД 13

  • красный – я активен и уверен на уроке,
  • жёлтый – я чувствовал себя неуверенно, работал мало;
  • зелёный – у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома.

Спасибо за урок!

Ссылки:

  1. http://www.eor-np.ru/node/412
  2. http://www.eor-np.ru/sites/default/files/eor/
  3. http://www.eor-np.ru/
  4. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/