Цель: учить сравнению по количеству двух множеств предметов, упражнять в сравнении предметов по величине, учить детей слышать и слушать воспитателя, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос, развивать связную речь, память, логическое мышление, воспитывать взаимовыручку, желание помочь в трудной ситуации.
Словарь: лестница, выше, ниже, столько, сколько, помочь.
Материал: раздаточный: лестницы с небольшой разницей в длине, мерка; лист бумаги с наклеенными по всему полю 7-ю бабочками, лист бумаги с наклеенными 6-ю цветами; 10 кружков жёлтого цвета для обозначения бабочек, 10 кружков красного цвета для обозначения цветов; трафарет для установления взаимно однозначного соотнесения фишек-заместителей; игрушки: куклы – Мальвина и Буратино.
Ход занятия
Дети входят в группу и воспитатель обращает их внимание на домик, возле которого сидит Мальвина и плачет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, там возле домика Мальвина плачет, давайте спросим у неё, что случилось?
Подходят к Мальвине
Воспитатель: Мальвина, что произошло, почему ты плачешь?
Мальвина: Здравствуйте, ребята, дело в том, что в этом домике сидит Буратино, которого закрыл там Карабас Барабас, а ключ подвесил так высоко, что я не могу его достать, и теперь он не может оттуда выбраться.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино выбраться из домика, но что для этого нам нужно сделать?
Дети: Нужно принести верёвку или лестницу.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы подберём лестницу, и поможем Мальвине достать ключ. Вот здесь, посмотрите, возле домика лежат лестницы , нам нужно подобрать самую длинную, которая достанет до ключа, а как это сделать?
Варианты ответов детей.
Дети подходят к домику, садятся на стульчики.
Воспитатель: А теперь (вызывает ребёнка) возьми мерку и измерь лестницы, и выбери самую длинную.
Ребёнок выполняет задание, при затруднении или ошибке, помогают другие дети.
Мальвина: Спасибо, ребята, теперь я могу достать ключ и освободить Буратино (берёт лестницу,и достаёт ключ)
Появляется Буратино
Буратино: Спасибо, вам, ребята, за помощь, я долго сидел в домике и хочу поиграть, давайте отдохнём немного?
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Дети выполняют соответствующие движения.
Мальвина: Ребята, я очень люблю гулять по лугу, где растут цветы и порхают бабочки, и приглашаю вас погулять со мной, хотите?
Дети: Да, конечно, хотим.
Идут на «луг».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько здесь порхает бабочек, они собирают нектар с цветов, но вот как же понять всем ли бабочкам хватит цветов?
Дети: нужно посчитать.
Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем сначала бабочек при помощи жёлтых фишек, а затем цветы при помощи красных фишек. Всё это вы будете делать за столами-цветами.
Дети отмечают фишками количество бабочек и количество цветов.
Мальвина: А ещё у вас на столах есть трафареты, при помощи которых вы и поймёте, всем ли бабочкам хватает цветов. Нужно взять трафарет и выложить в верхней его части фишки жёлтого цвета, а в нижней части – фишки красного цвета.
Воспитатель: Ну и как, ребята, всем ли бабочкам хватило цветов? (делается анализ).
Буратино: Ой, ребята, как интересно! А за вашу помощь я подарю вам небольшие сувениры.
Раздаёт сувениры.
Воспитатель: Дети, а давайте вспомним, что мы с вами сегодня сделали .
Дети делают вывод.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, что помогли Буратино и Мальвине, ну, а нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Прощаются и уходят.