Понаблюдайте, пожалуйста, за современными детьми. Будь то Ваш, соседский или просто ребенок на улице, в общественном транспорте – как часто и подолгу они проводят время перед экранами разнообразных мониторов: телевизор, телефон, электронная книга и компьютер – теперь это его неотъемлемые друзья. Почему так? В современном суетливом мире, к сожалению, у взрослых довольно часто не хватает времени на общение с теми, кому оно так необходимо, кто ещё не достаточно взрослый, чтобы самому решать возникающие вопросы, кому не хватает житейского опыта в борьбе с нарастающим стрессом. Компенсировать недостаток живого общения помогает красивая движущаяся картинка. Имитируя взаимосвязь с окружающим миром, она увлекает ребенка в сказочный мир компьютерных игр, порою с совсем не положительными персонажами. Стремясь к реализации общения, ребенок с головой погружается в мир бесконечных и как правило бессмысленных диалогов безликих пользователей. И чем больше человек запутывается в паутине компьютерных сетей, тем быстрее он расстается со своей индивидуальностью, тем более разрушительное действие оказывается на его личность.
Однако, как и любое техническое новшество, компьютерные технологии нейтральны сами по себе. Именно от взрослого человека зависит, как ребенок будет использовать их. Для учителя же компьютер – это очередной и очень действенный метод воздействия в образовательном процессе. Хотим мы того или нет, но школе придется занимать свою нишу в использовании компьютерных технологий и осваивать методы воздействия на ребенка на всё более привычном и понятном для него языке. И актуальнейшая задача на сегодняшний день – разрабатывать наиболее доступный и интересный метод подачи материала, при этом сделав использование компьютера в образовательном процессе гармоничным и как можно более результативным.
Согласно «Педагогике искусства» Б.М. Неменского, выработано несколько методических путей осуществления программы преподавания изобразительного искусства и одними из важнейших являются: метод привлечения личного эмоционального и бытового опыта детей и метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, дающей, пожалуй, самые большие возможности для установления связей урока с жизнью. Актуальнейшим образом выглядят реализующие эти методы, составленные Неменским Б.М., методические пособия и поурочные планы для преподавания ИЗО в школе. И теснейшим образом они перекликаются с новыми стандартами образования, обучения детей по которым направленно на достижение комплекса следующих результатов:
А) личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; принятие мультикультурной картины современного мира;
- в трудовой сфере: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере: умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Б) метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Согласно реализации комплекса образовательных программ Министерством образования и науки РФ выработан пакет документов в виде «Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием», по которому на помощь учителю должны приходить комплексы высокотехнологического оборудования, призванного обеспечить возможность активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных) и в электронной форме: управлять образовательным процессом, создавать и редактировать электронные тексты и презентации, звук и изображения; проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результат освоения программы, осуществлять различные виды и формы контроля знаний.
Компьютерные технологии в современной школе на уроках изобразительного искусства.
Начнем с главного. Самое основное, как мне кажется, что необходимо четко и ясно представлять себе – что, компьютерные технологии не заменяют, не упраздняют или чем-то умаляют учителя и его авторитет среди детей, – а лишь дополняют его работу. Введение их в образовательный процесс задает качество последнего не только за счет концентрации большего учебного материала, преподносимого в наиболее удобной и красивой форме, но за счет осмысления и «переваривания» учителем преподаваемой информации. Материал урока, таким образом, – это результат активной и напряженной работы учителя с научной литературой и с информационными ресурсами в открытом доступе сети Internet. В то же время сами обучающиеся, наблюдая результат этой работы, с ещё большим уважением относятся к преподавателю, видя в нем неподдельную заинтересованность и профессионализм.
Диапазон средств, применяемых для подачи материала, с введением компьютерных технологий, становится поистине огромен. Можно обозначить две используемые составляющие: технические приспособления для подачи материала и информационные ресурсы, формируемые учителем в подаваемый материал.
Использование портативного компьютера и специального проектора изображения на поверхность – уже неотъемлемая часть подачи материала. Наглядность материала напрямую зависит от качества техники. Так, используя современный быстродействующий ноутбук и качественный проектор, мне проще настроить необходимое оборудование и гораздо быстрее подготовиться к уроку. К техническим приспособлениям, наверное, можно отнести и программные продукты, используемые при подготовке к урокам: Microsoft Word – для работы с текстом, Microsoft PowerPoint – для подготовки мультимедийных презентаций. Хорошим помощником при проведении занятия является музыкальное сопровождение. Классическая музыка помогает настроить детей на рабочий лад при самостоятельной работе на уроке и поддерживает интерес к занятию в целом. Проигрывание музыки осуществляется через аудиосистемы – встроенные в компьютер или отдельные колонки.
Постоянно развиваясь, компьютерные технологии расширяют границы возможного при подаче материала. Существует возможность подключения к компьютеру графических планшетов, через которые учитель поэтапно руководит процессом рисования. Уже начинают применяться так называемые интерактивные доски – сенсорные панели, с помощью которых учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
Вопрос о том, где брать материал для преподавания, остается пока довольно открытым. Благо, что высшее художественное образование, дало мне возможность неплохо ориентироваться в мировом художественном искусстве, а ресурсы глобальной сети Internet постоянно пополняются качественными снимками работ известных живописцев, скульпторов и архитекторов. Такие сайты, как www.globmuseum.info, www.museum.ru, да и обычные интернет-поисковики типа Google и Yandex быстро приведут во всемирно-известные музеи и их сокровищницы, позволяя оперировать открытыми ресурсами по своему желанию.
Мультимедийные презентации: проблема учителя или мотивация детям?
Основная проблема внедрения информационных компьютерных технологий в образовательный стандарт, на мой взгляд, это проблема методического обучения преподавателя и очень скромное количество пособий по симбиозу стандартных, проверенных опытом качественных образовательных программ с компьютерными технологиями. Если преподаватель с компьютером что называется «на ты», это намного упрощает задачу.
Так как на современном этапе развития образования использование информационно-коммуникационных технологий стало необходимой потребностью в деятельности, как преподавателей, так и обучающихся, то отсутствие практики общения с компьютером является своеобразным камнем преткновения. На своем примере могу сказать, что все сложности работы и отсутствие компьютерного опыта, с лихвой окупаются большой результативностью при малом количестве времени, затраченном на изучение основных методов построения мультимедийного материала.
Рассмотрим, на мой взгляд, наиболее наглядный пример внедрения компьютерных технологий и наиболее часто мною применяемый – использование мультимедийных презентаций с помощью программы Microsoft PowerPoint, являющейся частью Microsoft Office и доступной в редакциях для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS.
Использование электронных презентаций Microsoft PowerPoint помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно и повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока, например: «Правила построения перспективы», «Разноцветный мир природы» и т.д. Шрифт букв на слайдах используется крупный. Можно варьировать фон слайда: заливка одним или двумя цветами, градиентом, расположение на заднем плане репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположение картинок в определённом порядке и т.д. Возможно задавать правила перехода от слайда к слайду, используя различные графические эффекты. На следующих слайдах устанавливаются также тексты или картинки, а также то и другое. При составлении презентации учителю важно подобрать материал высокого качества, без искажения цвета, высокого разрешения. Можно использовать различные анимационные эффекты. Это способствует повышению внимания детей и радует глаз.
Использование перечня чего-либо обязательно предполагает появление каждой новой позиции (например, перечисление особенностей художественных стилей разных эпох). Удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию. Тексты, которые следует детям записать в тетрадь, также помещаются на слайдах презентации. Это освобождает учителя от продиктовки и позволяет ребёнку работать в привычном для него темпе. Важно, чтобы текст был лаконичным и написан крупными буквами.
Презентация удобна и для организации проверки знаний. Эта проверка может предварять новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками располагаются перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком.
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPointе, является возможность варьировать объем материала, использовать методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст или рисунок, или просто скрыть лишние слайды, используя их как свою шпаргалку. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Главный успех проведенной презентации – это интерес обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Презентации повышают мотивацию учащихся, усиливают восприятие нового учебного материала, поддерживают интерес учеников на протяжении всего урока. Однако, не любая презентация способствует повышению качества учебного процесса. Использование презентаций может привести к перенасыщению информации и не добиться цели урока. А ведь любые формы и приемы, используемые учителем, должны быть направлены на достижение цели урока и решать определенные задачи. Кроме того, неумело построенная презентация ухудшает восприятие нового материала. Большинство ошибок, которые допускаются при создании презентаций, на мой взгляд, – это избыток текста на слайде, использование мелких объектов, увлечение анимационными эффектами без учета содержания слайдов. Все это снижает качество и ценность презентаций.
Современный мультимедийный урок – это не только составленная презентация. Подготовка к подобным урокам требует более тщательного подхода, чем к традиционным урокам, занимает на ранних этапах обучения компьютерным технологиям гораздо больше времени. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность, формы и способы подачи информации на экран, обратную связь с обучающимися, должен в целом представлять на сколько эффективно будет использование подаваемого материала.
Как это выглядит на практике.
Рассмотрим одну из составленных и продемонстрированных мною на уроке в 6м классе презентаций по теме «Пейзаж – большой мир».
Первый слайд содержит название темы урока. Так же в содержание слайда можно включить подзаголовок – начальный краткий материал по данной теме. Или репродукцию картины. (См. Приложение №1; слайд 1)
Второй слайд показывает репродукции пейзажей Древнекитайского художника Го Си. Живопись именно этого художника выбрана не случайно, т.к. я опираюсь на иллюстрации учебника с которым работают учащиеся во время урока, тем самым расширяя зрительный ряд для учащихся. На уроке работаю одновременно и с материалами учебника и собственно подготовленными. Можно дублировать некоторые репродукции. (См. Приложение №1; слайд 2,3) Рассказывая об особенностях жанра пейзажа и искусства в целом, в эпоху Древнего Китая, необходимо подчеркнуть самое важное, путем вывода текста на экран. Визуальное восприятие текста способствует наилучшему усвоению новых знаний у учащихся.
Второй и третий слайд презентации построены таким образом, что сначала появляются репродукции картин художника, затем происходит выход текста. Симбиоз пейзажа и иероглифов показан в одновременном выходе на экран. Плавно раскрывая тему: «Пейзаж – большой мир», в соответствии с текстом учебника первоначально учащиеся визуально воспринимают иллюстрации учебника, затем я расширяю зрительный ряд, тем самым акцентирую их внимание и подчеркиваю главные аспекты данной темы. (См. Приложение 1 слайды 4, 5, 6) Мною подобраны контрастные друг другу пейзажи романтического направления живописи. (См. Приложение №1 слайды 7, 8) Тем самым учащимся легче передать то или иное состояние погодных условий или времени суток, выполняя творческое задание – романтический пейзаж.
Домашняя самоподготовка и интерактивное обучение. Школа информатизации
Использование информационных технологий помогает разнообразить внеклассную работу. Наша школа задействована на экспериментальной площадке курса дистанционного обучения: Центр информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО). Данный курс представлен в виде открытого ресурса глобальной сети интернет.
Рабочая программа по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского включает в себя обширную теоретическую часть, неразрывно связанную с практикой. Практика же на уроках изобразительного искусства – основная составляющая общего времени. Таким образом, удаленный ресурс помогает сконцентрировать и донести до ученика не только основную теоретическую часть, но и предоставить гораздо больше информации, которая может заинтересовать и повысить мотивацию учащегося.
Зарегистрировавшись в качестве преподавателя на данном ресурсе, появляется возможность не только проводить удаленные уроки, выкладывая для учеников необходимую информацию, но и проводить проверочные занятия, представляя их в виде тестов с последующим выставлением оценки. В каждом уроке на ресурсе мною реализованы три рубрики.
- «Сегодня на уроке». В данной рубрике представлена показанная в классе презентация, дополненная текстом учебника и задания по теме пройденного урока в виде теста с вопросами, в виде вопрос-ответ в свободной форме. Тут же возможно представить задание в виде кроссворда и т.п. (См. Приложение №2)
- Рубрика «Путешествие в мир искусств». Здесь учащиеся найдут гиперссылки на отобранные как наиболее интересные сайты музеев, сайты со страницами биографии и творчества знаменитых художников и различных деятелей искусств. Ссылки мною снабжаются текстовыми документами формата Word с инструкциями и дополнениями к ним.
- Рубрика, представленная в виде форума с творческими работами учащихся. Здесь выкладываю фотографии работ, сделанных на уроке, а у учеников реализована возможность обсуждения работ сверстников. (См. Приложение №2)
Основная предметная именная страница оформляется по желанию самого преподавателя. Моя страница на ресурсе оформлена репродукциями знаменитых художников. Присутствует календарь событий, на котором отмечаются проводимые в Москве выставки, рекомендуемые мною для посещения учащихся с родителями. Здесь же выставлен блок «Шедевры русских художников», приуроченный к текущему времени года. На нем представлены пейзажи и портреты авторов. На данной стене учащиеся и их родители могут посмотреть результаты выполненных тестов. (См. Приложение №2)
Таким образом, реализованная здесь учебная среда позволяет контролировать активность и посещаемость страницы учеником со стороны как учителя, так и родителей. Учитель же может подробно комментировать каждую работу учащегося, вести диалог и давать нужные рекомендации. Ребенку же помимо реализации общения через форум со своими одноклассниками предоставляется возможность свести к минимуму непродуктивную работу в классе, организовать с помощью родителей свое рабочее время и открыть для себя ещё больше интересной и полезной информации.
Список используемой литературы:
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. – 1998. – №1.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просввещение, 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт: изобразительное искусство http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2755
- Школа информатизации – реальная инклюзивность http://www.ug.ru/archive/33879
- Использование компьютерных технологий в образовании http://www.eduhmao.ru/info/1/3691/23101/