Предмет математики настолько
серьезен,
что полезно не упустить случая сделать его
немного занимательным.
Б.Паскаль
Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, игру чаще всего использовали на занятиях математического кружка, при проведении внеклассных занятий по предмету.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра-творчество. Игра-труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают. Запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений. Прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры легко уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в условие учебного материала.
На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков с элементами игры.
Сочетание всех элементов игры, основных направлений и их взаимодействие повышает организованность, эффективность, приводит к желаемому результату.
Игровой замысел, как правило, выражен в названии игры.
Игры позволяют:
- повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность.
- помочь учащимся проявить способности и активность (в особенности в их самостоятельной деятельности по подготовке игр и их самостоятельном проведении);
- создавать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика, расширить кругозор, закрепить знания, в том числе по многим школьным предметам;
- развить находчивость, смекалку;
- повысит у многих учащихся уверенность в себе;
- научить ученика отстаивать свою точку зрения;
- помочь раскрытию таланта;
- развить способность к толерантному общению, развить чувство товарищества и взаимовыручки;
- развить умение объективно оценивать свои силы и возможности.
Некоторые такие игры представлены в Приложении 1.
Они успешно используются на уроках математики в 5-6 классах. Они просты, доступны и понятны каждому ученику.