Раздел программы: «Технология ручной обработки металла». 7-й класс
Цель: Познакомить учащихся с приемами нарезания наружной резьбы, закрепить навыки ранее изученных слесарных операций (разметка, опиливание, разрезание слесарной ножовкой). Познакомить с профессией «Слесарь».
Задачи:
Обучающая:
- формирование знаний о применениях резьб;
- умение прочитать чертеж.
Развивающая:
- умение организовывать свою практическую деятельность.
Воспитывающая:
- воспитывать у учащихся аккуратность и точность в работе.
Тип урока: комбинированный
- организация учащихся в начале урока;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков;
- вводный инструктаж;
- самостоятельная работа, текущий инструктаж;
- заключительный инструктаж.
Формы организационной деятельности:
- Фронтальный опрос
- Индивидуальная практическая работа.
Методы ведения урока: устный опрос, беседа, рассказ, демонстрация готовых изделий, приемов работы и самоконтроля, самостоятельная (практическая работа учащихся).
Виды контроля: устный опрос, практические задачи (определение видов и причин брака при нарезании наружной резьбы), проблемные ситуации.
Объект труда: изготовление винта, винтовое соединение.
Оснащение занятия: слесарные верстаки, слесарные тиски, инструменты и приспособления для нарезания резьбы, образцы резьбовых крепежных деталей, образец изделия, заготовки для деталей изделия, справочные таблицы диаметров стержней и отверстий, тестовые карточки-задания.
Ход урока
I. Организационно-подготовительный этап.
- приветствие,
- контроль посещаемости,
- проверка готовности к уроку.
- настрой учащихся на работу
II. Вводная часть.
- сообщение темы урока,
- сообщение задачи урока.
III. Повторение ранее изученного материала.
- устный опрос:
а) Что понимают под резьбой в технике?
б) Какие вам известны виды резьбы (по назначению, профилю, направлению витков, по виду поверхности)?
в) Назовите основные элементы резьбы.
г) Как условно изображают резьбу на чертежах?
д) Что означает надпись на чертеже (М8; М24х2; М12х1,5 LH)?
е) Какой инструмент применяется для нарезания наружной резьбы?
Ж) Как называется приспособление для закрепления плашки?
Выставление оценок.
IV. Самостоятельная практическая работа учащихся.
-
вводный инструктаж:
а) Раздача заготовок и инструментов;
б) Распределение учащихся по рабочим местам;
в) Правила безопасности труда при ручной обработке металла;
г) сообщение о назначении изделия и его применении;
д) Показ эталонного изделия;
е) Разбор технологической последовательности изготовления изделия. -
текущий инструктаж:
а) Проверка соблюдения последовательности технологических операций и осуществления учащимися самоконтроля;
б) Контроль соблюдения правил безопасности;
в) Ответы на возникающие вопросы;
г) Предупреждение или помощь в исправлении ошибок.
V. Заключительная часть урока.
- заключительный инструктаж:
а) Подведение итогов практической работы, выставление оценок;
б) Определение лучших практических работ и устных ответов учащихся;
в) Анализ ошибок, их причин и способы устранения;
г) Разъяснение возможностей последующего применения полученных знаний умений и навыков нарезания резьбы.
VI. Выдача домашнего задания.
а) задача на техническое мышление (По желанию, выполнить дома).
VII. Уборка рабочих мест и мастерской.
Резьба применяется для разъемных соединений деталей, а также для передачи движения. Резьбы бывают двух видов: наружные и внутренние. Стержень с наружной резьбой называется винтом, а деталь с внутренней резьбой – гайкой.
Профиль – очертание выступов и впадин в продольном направлении; виток-часть резьбы, образуемая при одном полном обороте профиля; угол профиля а-угол между боковыми сторонами профиля; высота профиля – расстояние между вершиной и впадиной профиля в направлении, перпендикулярном к оси резьбы; шаг резьбы р-расстояние между двумя одноименными точками на соседних витках; наружный диаметр d-наибольшее расстояние между противоположными вершинами резьбы; внутренний диаметр d – наименьшее расстояние между противоположными впадинами резьбы; средний диаметр d – расстояние между серединами двух противоположных профилей резьбы.
Резьба применяется по виду профиля резьбы:
1. По виду нарезаемой поверхности.
Нарезается на наружной поверхности детали. Стержень с резьбой называется болтом (винтом, шпилькой и т.п.)
Нарезается на внутренней поверхности детали. Деталь с резьбой называется гайкой (гнездом, муфтой и т.п.).
2. По форме нарезаемой поверхности
Нарезается на наружной или внутренней поверхности.
3. По направлению винтовой линии.
Винтовая линия у резьбы поднимается слева направо ( по часовой стрелке). Широко применяется в машиностроении.
Винтовая линия у резьбы поднимается справа налево (по часовой стрелке). Используется значительно реже, в особых случаях (на шпильках крепления левых колес автомобиля и других деталях, вращающихся при работе в левую сторону).
4. По числу заходов (витков на поперечном сечении)
Используют там, где требуется надежное соединение - для крепежных резьб.
5. По профилю витков.
Для нарезания на крепежных деталях (шпильках, болтах, винтах и гайках)-треугольная.
Для передачи движения или больших усилий: в металлорежущих станках (ходовые винты) – трапециидальная.
Для передачи большого одностороннего усилия ( в винтовых прессах, домкратах и т.п.) – упорная.
Для соединений, подвергающихся сильному износу, эксплуатирующихся в загрязненной среде (пожарные трубопроводы, крюки грузоподъемных машин и т.п.) Используются редко, так как непрочна и трудна в изготовлении – прямоугольная.
6. Неподвижное соединение деталей в машинах, механизмах, инструментах, приспособлениях.
Подвижное соединение деталей в машинах, механизмах, инструментах, приспособлениях.
Список использованной литературы:
- Жадаев, Ю.А., Жадаева, А.В. Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки металлов» по программе В.Д. Симоненко., 5-7 классы; Волгоград; Учитель, 2005. -220 с.
- Муравьёв, Е.М.,Технология обработки металлов: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Муравьёв -5-е изд. с измен, и доп. - М.: Про; подсвещзение, 2002. - 240 с.
- Самородский, П.С., Симоненко, В.Д., Тищенко, А.Т., Технология:Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). -2-е изд.,перераб. / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005 - 160 с.
- Волошин, Г.Б., Воронов, А.А., Гедвилло, А.И.,и др.; под ред. Д.А. Тхоржевского, - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
- Раскопов В.М. Планирование и организация подготовки деятельности учителя технологии. МГПИ. 1996.