Цель игры:
- в игровой форме закреплять, проверять знания и умения учеников;
- развивать смекалку, формировать навыки самостоятельной работы по предмету
- пробуждать интерес к изучению русского языка.
Игра 1. «Наряжаем елку»
Темы: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание проверяемых согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных в корне».
Задание. Отгадайте загадку, получите выигранный шарик (Рисунок 3, Рисунок 4), чтобы повесить его на елку (Рисунок 1, Рисунок 2).
Например: Ив дождь, и в зной надёжный друг укрыться нам поможет: протянет он десятки рук и тысячи ладошек. Ответ: дерево
Ствол этот непростой:
Хоть длинный, но пустой.
(Тростник)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо,
Если вдруг прекратиться этот стук.
(Сердце)
За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся.
(След)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет.
(Дождь)
Перед ним молодые березки
Поправляют, красуясь, прически.
И месяц, и звезды
В нем отражаются...
Как это зеркало называется?
(Пруд)
Круглые глаза мигают, хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает, спит в дупле погожим днем.
(Сова)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет -
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
Игра 2. «Ассоциации»
Тема: «Буквы и, у, а после шипящих».
Задание. Допишите в словосочетание слово, в котором действует правило «Буквы и, у, а после шипящих».
Например: Забрел в глухую
Ответ: чащу.
- __________________________ ветерок
- прыгать с ____________________
- красная ______________________
- _____________________бывают только раз
- _____________________сосен освещало солнце
- _____________________вечернее платье
- строгое ______________________
- горячий _____________________
- _____________________человек
- _____________________в дверь
Волшебный помощник: парашют, стучать, шить, площадь, чай, свежий, вершина, чудеса, жюри, счастливый.
Игра 3. «Собираемся в поход»
Тема: «Самостоятельные части речи».
Задание. Помогите туристам сложить в рюкзаки (Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8)
самое необходимое - только то, что соответствует надписям на кармашках рюкзака.
- Существительное.
- Глагол.
- Прилагательное.
- Местоимение.
Например: деревянный - прилагательное, рюкзак: № 3.
Дерево (рюкзак № _____)
Мы ___________
Теплоход ___________
Поехали ___________
Учебник ___________
Пять ___________
Съешь ___________
Налево ___________
Семь ___________
Над ___________
Из-за ___________
Направо ___________
Оранжевый ___________
Пушистый ___________
Сорок два ___________
Себя ___________
Игра 4. «Едем в Частиречинск»
Тема: «Самостоятельные части речи».
Задание. Совершим путешествие в Частиречинск. Необходимо заполнить полки в вагонах (Рисунок 9, Рисунок 10). Дано слово и вопросы к нему. Нужно вставить по смыслу два следующих слова.
Например:
1-й вагон | 2-й вагон | 3-й вагон |
Мяч | (какой?) | (что делает?) |
Ответ: Мяч зеленый прыгает.
- Рыбка (какая?) (что делает?)
- (Кто?) добрый (что делает?)
- Собака (какая?) бежит.
- Медведь (какой?) идет.
- (Кто?) хитрая сидит.
- Зайка (какой?) проскакал.
- Осень (какая?) наступает.
- (Что?) зимний спит.
Игра 5. «Грамотеи»
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Задание. Прочитайте текст, исправьте орфографические ошибки.
Недолеко от халма маленькая ричушка распал-злась в лужыцу; расколенная почва, жадно выпевая ее, отнимала у нее силу; но вдоли она, вероятно, слевалась с другой такою же ричонкой, потому что по ее тичению зиленела густая, пышная осока. (А.П. Чехов)
Игра 6. «Четвертый лишний»
Тема: «Повторение изученного материала».
Задание. Найдите лишнее слово.
- Шишки, живот, крыжовник, шило.
- Дерево, морской, дуб, золотистый.
- Хризантема, октябрь, велосипед, дорожка.
- Шубка, робкий, леса, ловкий.
- Купаются, просыпается, дожди, смеются.
Волшебный помощник: переехать, наехать, ключом, чистый, передумать, возить, входить, перестирать.
Игра 7. «Сконструируй слово»
Тема: «Морфемный разбор слова».
Задание. Даны морфемы. Составьте из них слова.
Игра 8. «Стрелки»
Тема: «Безударные проверяемые гласные в корне слова».
Задание. Даны слова и буквы: а, я, е, и. От каждого слова необходимо провести стрелку к нужной букве.
Игра 9. «Незнайка»
Тема: «Простое предложение».
Задание. Помогите Незнайке (Рисунок 11) придумать к каждой схеме предложение.
- Я помню (определение) (дополнение). - Я помню чудное мгновенье.
- Вы (сказуемое) (дополнение) сегодня.
- (Подлежащее) (сказуемое) из-за туч, а потом снова скрылось.
- (Определение) (подлежащее) - прекрасная пора.
Игра 10. «Соберите урожай»
Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Задание. Группам учеников раздают по два набора карточек. В одном наборе словосочетания со словом с безударной гласной. В другом - проверочные слова. Карточки перемешиваются между собой. Игра проводится в небольших группах по 3-4 человека. Все вместе стараются собрать как можно быстрее все пары карточек. Побеждает та команда, которая первая соберет богатый урожай.
Обежать вокруг дома | Петь |
Запевать в хоре | Сидя |
Посидеть на диване | Бег |
Сторожить дом | Весел |
Утихать постепенно | Сторож |
Морской пейзаж | Море |
Веселый человек | Тихо |
Итог игры.