Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра "Развивай смекалку!". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цель игры:

  • в игровой форме закреплять, проверять знания и умения учеников;
  • развивать смекалку, формировать навыки самостоятельной работы по предмету
  • пробуждать интерес к изучению русского языка.

Игра 1. «Наряжаем елку»

Темы: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание проверяемых согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных в корне».

Задание. Отгадайте загадку, получите выигранный шарик (Рисунок 3, Рисунок 4), чтобы повесить его на елку (Рисунок 1, Рисунок 2).

Например: Ив дождь, и в зной надёжный друг укрыться нам поможет: протянет он десятки рук и тысячи ладошек. Ответ: дерево

Ствол этот непростой:
Хоть длинный, но пустой.
(Тростник)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо,
Если вдруг прекратиться этот стук.
(Сердце)

За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся.
(След)

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет.
(Дождь)

Перед ним молодые березки
Поправляют, красуясь, прически.
И месяц, и звезды
В нем отражаются...
Как это зеркало называется?
(Пруд)

Круглые глаза мигают, хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает, спит в дупле погожим днем.
(Сова)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет -
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)

Игра 2. «Ассоциации»

Тема: «Буквы и, у, а после шипящих».

Задание. Допишите в словосочетание слово, в котором действует правило «Буквы и, у, а после шипящих».

Например: Забрел в глухую

Ответ: чащу.

  1. __________________________ ветерок
  2. прыгать с ____________________
  3. красная ______________________
  4. _____________________бывают только раз
  5. _____________________сосен освещало солнце
  6. _____________________вечернее платье
  7. строгое ______________________
  8. горячий _____________________
  9. _____________________человек
  10. _____________________в дверь

Волшебный помощник: парашют, стучать, шить, площадь, чай, свежий, вершина, чудеса, жюри, счастливый.

Игра 3. «Собираемся в поход»

Тема: «Самостоятельные части речи».

Задание. Помогите туристам сложить в рюкзаки (Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8)

самое необходимое - только то, что соответствует надписям на кармашках рюкзака.

  1. Существительное.
  2. Глагол.
  3. Прилагательное.
  4. Местоимение.

Например: деревянный - прилагательное, рюкзак: № 3.

Дерево (рюкзак № _____)

Мы ___________

Теплоход ___________

Поехали ___________

Учебник ___________

Пять ___________

Съешь ___________

Налево ___________

Семь ___________

Над ___________

Из-за ___________

Направо ___________

Оранжевый ___________

Пушистый ___________

Сорок два ___________

Себя ___________

Игра 4. «Едем в Частиречинск»

Тема: «Самостоятельные части речи».

Задание. Совершим путешествие в Частиречинск. Необходимо заполнить полки в вагонах (Рисунок 9, Рисунок 10). Дано слово и вопросы к нему. Нужно вставить по смыслу два следующих слова.

Например:

1-й вагон 2-й вагон 3-й вагон
Мяч (какой?) (что делает?)

Ответ: Мяч зеленый прыгает.

  1. Рыбка (какая?) (что делает?)
  2. (Кто?) добрый (что делает?)
  3. Собака (какая?) бежит.
  4. Медведь (какой?) идет.
  5. (Кто?) хитрая сидит.
  6. Зайка (какой?) проскакал.
  7. Осень (какая?) наступает.
  8. (Что?) зимний спит.

Игра 5. «Грамотеи»

Тема: «Безударные гласные в корне слова».

Задание. Прочитайте текст, исправьте орфографические ошибки.

Недолеко от халма маленькая ричушка распал-злась в лужыцу; расколенная почва, жадно выпевая ее, отнимала у нее силу; но вдоли она, вероятно, слевалась с другой такою же ричонкой, потому что по ее тичению зиленела густая, пышная осока. (А.П. Чехов)

Игра 6. «Четвертый лишний»

Тема: «Повторение изученного материала».

Задание. Найдите лишнее слово.

  1. Шишки, живот, крыжовник, шило.
  2. Дерево, морской, дуб, золотистый.
  3. Хризантема, октябрь, велосипед, дорожка.
  4. Шубка, робкий, леса, ловкий.
  5. Купаются, просыпается, дожди, смеются.

Волшебный помощник: переехать, наехать, ключом, чистый, передумать, возить, входить, перестирать.

Игра 7. «Сконструируй слово»

Тема: «Морфемный разбор слова».

Задание. Даны морфемы. Составьте из них слова.

Игра 8. «Стрелки»

Тема: «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

Задание. Даны слова и буквы: а, я, е, и. От каждого слова необходимо провести стрелку к нужной букве.

Игра 9. «Незнайка»

Тема: «Простое предложение».

Задание. Помогите Незнайке (Рисунок 11) придумать к каждой схеме предложение.

  1. Я помню (определение) (дополнение). - Я помню чудное мгновенье.
  2. Вы (сказуемое) (дополнение) сегодня.
  3. (Подлежащее) (сказуемое) из-за туч, а потом снова скрылось.
  4. (Определение) (подлежащее) - прекрасная пора.

Игра 10. «Соберите урожай»

Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Задание. Группам учеников раздают по два набора карточек. В одном наборе словосочетания со словом с безударной гласной. В другом - проверочные слова. Карточки перемешиваются между собой. Игра проводится в небольших группах по 3-4 человека. Все вместе стараются собрать как можно быстрее все пары карточек. Побеждает та команда, которая первая соберет богатый урожай.

Обежать вокруг дома      Петь
Запевать в хоре Сидя
Посидеть на диване Бег
Сторожить дом Весел
Утихать постепенно Сторож
Морской пейзаж Море
Веселый человек Тихо

Итог игры.