Оборудование:
- [Полоски разной длины по 7 штук на каждого ребенка].
- Карточки с изображением музыкальных инструментов, инструментов плотника, одежды, транспорта, посуды, обуви.
- Фланелеграф на каждого ребенка.
- Условные обозначения музыкальных инструментов, инструментов плотника, одежды, транспорта, посуды, обуви.
- Указка, компьютер, интерактивная доска или экран, проектор.
Ход занятия
<Слайд 2> Презентация
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
<Слайд 3>
– Хрюша и Степашка собрались на гастроли в Тюмень. Они взяли сундук <Слайд 3а> (сундук появляется по щелчку), список вещей, которые им нужно купить <Слайд3б> (письмо появляется по щелчку),а также им нужно решить, на чем же им добраться до города Тюмень. Поэтому им нужна ваша помощь. Поможем им? (Ответы детей)
– Сейчас на экране будут появляться картинки, а вы их хором называйте.
<Слайд 4>
На этом слайде 7 картинок транспорта – ракета, самолет, автобус, автомобиль, трактор, велосипед, каток. Они появляются на экране по щелчку.
– Катя, скажи, как одним словом сказать, что это? (Ответ ребенка)
– Правильно, это транспорт. Вова, а чем отличаются эти предметы друг от друга. (Ответ ребенка)
Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, воспитатель может задать вопрос: «Что делает транспорт? С какой скоростью он движется?»
– Скажи, Максим, из этого транспорта, что движется быстрее всего? (Ответ ребенка)
<Слайд 5>
– А из оставшегося транспорта, что движется быстрее всего, Данил? (Ответ ребенка
<Слайд 6>
И так далее, пока не выстроится сериационный ряд из транспорта.
<Слайд 7>, <Слайд 8>, <Слайд 9>, <Слайд 10>, <Слайд 11>
– Мне понравилось, что вы правильно ответили на мои вопросы. Мы с вами правильно расставили транспорт по скорости передвижения.
– Для вас салют от Фили и Степашки. (салют появляется по щелчку)
<Слайд 12>
<Слайд 13>
– У вас на фланелеграфе тоже есть «транспорт». [Чем он обозначен?] (Ответы детей)
– [Для ракету вы выберете полоску какой длины?] (Ответы детей)
– [А для катка?] (Ответы детей)
– Разложите «транспорт» по скорости передвижения от самого быстрого до самого медленного у левой стороны фланелеграфа сверху вниз. А Хрюша и Степашка у себя.
Дети раскладывают полоски от самой длинной до самой короткой. Воспитатель проводит индивидуальную работу. Предлагает детям, которые быстрее других справились с заданием, оказать помощь рядом сидящему ребенку.
– Ребятки, посмотрите друг у друга, все правильно разложили транспорт? (Ответы детей)
– А теперь надо проверить у Хрюши и Степашки.
<Слайд 14>
На экране появляются, с левой стороны экрана сверху вниз, сериационный ряд из полосок. где есть ошибка, а с правой стороны экрана сериационный ряд из картинок, с изображением транспорта.
– Они правильно разложили транспорт, Света? (Ответ ребенка)
– Что надо сделать, чтобы «транспорт» стоял правильно, Наташа? (Ответ ребенка)
– Да, вы правильно заметили? надо поменять местами трактор и каток.
<Слайд 15>
– Почему, Сережа? (Ответ ребенка)
<Слайд 16> (Хрюша двигается по щелчку)
– Пусть Хрюша посмотрит, как надо правильно раскладывать транспорт по скорости передвижения.
– Знаете, а давайте расскажем Хрюше и Степашке о том, как мы расставили транспорт, чтобы он запомнил. Я начну, а вы помогайте. Ракета, самый быстрый транспорт, самолет движется … продолжай Вероника.
Дети по очереди продолжают рассказ, воспитатель помогает.
– А теперь загадка для Вики. Слушай внимательно, скажи, чем отличается скорость движения ракеты от самолета? (Примерный ответ – Ракета движется быстрее, а самолет медленнее)
– Умница, правильно отгадала загадку. Саша, Чем отличается скорость движения автобуса от катка? (Ответ ребенка)
– Молодец, правильно! Аня, назови транспорт, который движется быстрее автомобиля, но медленнее ракеты? (Примерный ответ – самолет движется быстрее автомобиля, но медленнее ракеты)
– Умница! Мне очень нравится, как вы отвечаете. Все правильно! А для чего же мы выстраивали транспорт по скорости передвижения? (Ответы детей)
– Так на чем же поехать Хрюше и Степашке на гастроли? (Ответы детей)
Дети высказывают свое мнение и с воспитателем приходят к выводу, сто удобнее лететь на самолете.
– Да, ракета слишком быстро летит и не сможет приземлиться в Тюмени, на автомобиле ехать долго, лучше всего на самолете. Какие вы хорошие помощники, Хрюша и Степашка говорят вам спасибо.
<Слайд 17> – салют появляется по щелчку.
<Слайд 18>
– Хрюше и Степашке надо ехать за билетами, а они еще не купили одежду и инструменты для выступления. Поможем им? (Ответы детей)
– Пусть Хрюша и Степашка едут за билетами в аэропорт, а мы съездим в магазин, но сначала возьмите фланелеграфы и положите вот сюда.
Дети убирают фланелеграфы вместе с полосками со стола.
– А сейчас становитесь за мной, друг за другом. (Дети становятся за воспитателем) Карусели, карусели, дружно мы в автобус сели и поехали. Вот направо поворот и налево поворот, а теперь вперед, вперед.
Дети идут за воспитателем, и он их подводит к столам, на котором лежат в определенном порядке условные обозначения музыкальных инструментов, инструментов плотника, одежды, транспорта, посуды, обуви.
Если расстояние до столов большое, то слова «Карусели, карусели …» можно повторить еще раз.
– Вот мы и приехали в магазин. Посмотрите, а товар-то не разложен! Давайте, его разложим, согласны? (Ответы детей)
– Я раздам вам по одной картинке, а вы внимательно посмотрите на них, и найдите себе пару так, чтобы нарисованные предметы можно было назвать одним словом. Когда будете искать себе пару, не забывайте правильно обращаться с просьбой к своим товарищам.
Дети ищут себе пару.
– Кто уже нашел себе пару, подходите ко мне в магазин. Почему вы пара? (Примерный ответ – Мы пара, потому что у нас одежда)
И так отвечают все дети.
А теперь надо разложить товар на витрине. Посмотрите на эти обозначения и разложите свой товар.
Дети кладут предметы одежды под условным обозначением.
– Посмотрите, все правильно разложили? (Ответы детей)
Игра повторяется еще раз.
– Ой, ребята, а за чем же мы приехали в магазин? (Ответы детей)
– Да, конечно. Нам же нужно купить кое-какие вещи для Хрюши и Степашки. Пауза. Надо купить одежду не меховую, не с рукавами, не средней длины. (Ответы детей)
– Да, правильно, это джинсы. А почему именно они? (Ответы детей)
– А теперь надо выбрать инструмент. Слушайте внимательно, надо купить инструмент не со струнами, не с кнопками и в который не дуют. Что это? (Ответы детей)
– Вот все мы и купили (складывает картинки в коробочку). Теперь все срочно надо отвезти в аэропорт и отдать Хрюше и Степашке. Садитесь в автобус. Карусели, карусели, дружно мы в автобус сели и поехали. Вот направо поворот и налево поворот, а теперь вперед, вперед.
<Слайд 19>
– Смотрите, Хрюша уже ждет нас, а Степашка наверное сидит в самолете. Сейчас с помощью волшебных слов мы отправим покупки нашим друзьям.
Воспитатель закрывает коробочку с картинками красивой салфеткой или платком. произносит «волшебные» слова и сундук с вещами появляется на экране.
– Хрюша и Степашка благодарят вас за помощь, а им уже пора отправляться. Вот вам от них до свиданья.
<Слайд 20>
– ребята, вам понравилось сегодня со мной играть? (Ответы детей)
– Мне тоже очень понравилось то, как вы дружно помогали Хрюше и Степашке. Спасибо. А теперь поехали в группу.
Список используемой литературы:
- Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др. «Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада»
- Иллюстрации из разных книг, отсканированные и обработанные мною в программе Paint.