Конспект игрового занятия по развитию элементов логического мышления с детьми старшего возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


Оборудование:

  1. [Полоски разной длины по 7 штук на каждого ребенка].
  2. Карточки с изображением музыкальных инструментов, инструментов плотника, одежды, транспорта, посуды, обуви.
  3. Фланелеграф на каждого ребенка.
  4. Условные обозначения музыкальных инструментов, инструментов плотника, одежды, транспорта, посуды, обуви.
  5. Указка, компьютер, интерактивная доска или экран, проектор.

Ход занятия

<Слайд 2> Презентация

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

<Слайд 3>

– Хрюша и Степашка собрались на гастроли в Тюмень. Они взяли сундук <Слайд 3а> (сундук появляется по щелчку), список вещей, которые им нужно купить <Слайд3б> (письмо появляется по щелчку),а также им нужно решить, на чем же им добраться до города Тюмень. Поэтому им нужна ваша помощь. Поможем им? (Ответы детей)

– Сейчас на экране будут появляться картинки, а вы их хором называйте.

<Слайд 4>

На этом слайде 7 картинок транспорта – ракета, самолет, автобус, автомобиль, трактор, велосипед, каток. Они появляются на экране по щелчку.

– Катя, скажи, как одним словом сказать, что это? (Ответ ребенка)

– Правильно, это транспорт. Вова, а чем отличаются эти предметы друг от друга. (Ответ ребенка)

Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, воспитатель может задать вопрос: «Что делает транспорт? С какой скоростью он движется?»

– Скажи, Максим, из этого транспорта, что движется быстрее всего? (Ответ ребенка)

<Слайд 5>

– А из оставшегося транспорта, что движется быстрее всего, Данил? (Ответ ребенка

<Слайд 6>

И так далее, пока не выстроится сериационный ряд из транспорта.

<Слайд 7>, <Слайд 8>, <Слайд 9>, <Слайд 10>, <Слайд 11>

– Мне понравилось, что вы правильно ответили на мои вопросы. Мы с вами правильно расставили транспорт по скорости передвижения.

– Для вас салют от Фили и Степашки. (салют появляется по щелчку)

<Слайд 12>

<Слайд 13>

– У вас на фланелеграфе тоже есть «транспорт». [Чем он обозначен?] (Ответы детей)

– [Для ракету вы выберете полоску какой длины?] (Ответы детей)

– [А для катка?] (Ответы детей)

– Разложите «транспорт» по скорости передвижения от самого быстрого до самого медленного у левой стороны фланелеграфа сверху вниз. А Хрюша и Степашка у себя.

Дети раскладывают полоски от самой длинной до самой короткой. Воспитатель проводит индивидуальную работу. Предлагает детям, которые быстрее других справились с заданием, оказать помощь рядом сидящему ребенку.

– Ребятки, посмотрите друг у друга, все правильно разложили транспорт? (Ответы детей)

– А теперь надо проверить у Хрюши и Степашки.

<Слайд 14>

На экране появляются, с левой стороны экрана сверху вниз, сериационный ряд из полосок. где есть ошибка, а с правой стороны экрана сериационный ряд из картинок, с изображением транспорта.

– Они правильно разложили транспорт, Света? (Ответ ребенка)

– Что надо сделать, чтобы «транспорт» стоял правильно, Наташа? (Ответ ребенка)

– Да, вы правильно заметили? надо поменять местами трактор и каток.

<Слайд 15>

– Почему, Сережа? (Ответ ребенка)

<Слайд 16> (Хрюша двигается по щелчку)

– Пусть Хрюша посмотрит, как надо правильно раскладывать транспорт по скорости передвижения.

– Знаете, а давайте расскажем Хрюше и Степашке о том, как мы расставили транспорт, чтобы он запомнил. Я начну, а вы помогайте. Ракета, самый быстрый транспорт, самолет движется … продолжай Вероника.

Дети по очереди продолжают рассказ, воспитатель помогает.

– А теперь загадка для Вики. Слушай внимательно, скажи, чем отличается скорость движения ракеты от самолета? (Примерный ответ – Ракета движется быстрее, а самолет медленнее)

– Умница, правильно отгадала загадку. Саша, Чем отличается скорость движения автобуса от катка? (Ответ ребенка)

– Молодец, правильно! Аня, назови транспорт, который движется быстрее автомобиля, но медленнее ракеты? (Примерный ответ – самолет движется быстрее автомобиля, но медленнее ракеты)

– Умница! Мне очень нравится, как вы отвечаете. Все правильно! А для чего же мы выстраивали транспорт по скорости передвижения? (Ответы детей)

– Так на чем же поехать Хрюше и Степашке на гастроли? (Ответы детей)

Дети высказывают свое мнение и с воспитателем приходят к выводу, сто удобнее лететь на самолете.

– Да, ракета слишком быстро летит и не сможет приземлиться в Тюмени, на автомобиле ехать долго, лучше всего на самолете. Какие вы хорошие помощники, Хрюша и Степашка говорят вам спасибо.

<Слайд 17> – салют появляется по щелчку.

<Слайд 18>

– Хрюше и Степашке надо ехать за билетами, а они еще не купили одежду и инструменты для выступления. Поможем им? (Ответы детей)

– Пусть Хрюша и Степашка едут за билетами в аэропорт, а мы съездим в магазин, но сначала возьмите фланелеграфы и положите вот сюда.

Дети убирают фланелеграфы вместе с полосками со стола.

– А сейчас становитесь за мной, друг за другом. (Дети становятся за воспитателем) Карусели, карусели, дружно мы в автобус сели и поехали. Вот направо поворот и налево поворот, а теперь вперед, вперед.

Дети идут за воспитателем, и он их подводит к столам, на котором лежат в определенном порядке условные обозначения музыкальных инструментов, инструментов плотника, одежды, транспорта, посуды, обуви.

Если расстояние до столов большое, то слова «Карусели, карусели …» можно повторить еще раз.

– Вот мы и приехали в магазин. Посмотрите, а товар-то не разложен! Давайте, его разложим, согласны? (Ответы детей)

– Я раздам вам по одной картинке, а вы внимательно посмотрите на них, и найдите себе пару так, чтобы нарисованные предметы можно было назвать одним словом. Когда будете искать себе пару, не забывайте правильно обращаться с просьбой к своим товарищам.

Дети ищут себе пару.

– Кто уже нашел себе пару, подходите ко мне в магазин. Почему вы пара? (Примерный ответ – Мы пара, потому что у нас одежда)

И так отвечают все дети.

А теперь надо разложить товар на витрине. Посмотрите на эти обозначения и разложите свой товар.

Дети кладут предметы одежды под условным обозначением.

– Посмотрите, все правильно разложили? (Ответы детей)

Игра повторяется еще раз.

– Ой, ребята, а за чем же мы приехали в магазин? (Ответы детей)

– Да, конечно. Нам же нужно купить кое-какие вещи для Хрюши и Степашки. Пауза. Надо купить одежду не меховую, не с рукавами, не средней длины. (Ответы детей)

– Да, правильно, это джинсы. А почему именно они? (Ответы детей)

– А теперь надо выбрать инструмент. Слушайте внимательно, надо купить инструмент не со струнами, не с кнопками и в который не дуют. Что это? (Ответы детей)

– Вот все мы и купили (складывает картинки в коробочку). Теперь все срочно надо отвезти в аэропорт и отдать Хрюше и Степашке. Садитесь в автобус. Карусели, карусели, дружно мы в автобус сели и поехали. Вот направо поворот и налево поворот, а теперь вперед, вперед.

<Слайд 19>

– Смотрите, Хрюша уже ждет нас, а Степашка наверное сидит в самолете. Сейчас с помощью волшебных слов мы отправим покупки нашим друзьям.

Воспитатель закрывает коробочку с картинками красивой салфеткой или платком. произносит «волшебные» слова и сундук с вещами появляется на экране.

– Хрюша и Степашка благодарят вас за помощь, а им уже пора отправляться. Вот вам от них до свиданья.

<Слайд 20>

– ребята, вам понравилось сегодня со мной играть? (Ответы детей)

– Мне тоже очень понравилось то, как вы дружно помогали Хрюше и Степашке. Спасибо. А теперь поехали в группу.

Список используемой литературы:

  1. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др. «Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада»
  2. Иллюстрации из разных книг, отсканированные и обработанные мною в программе Paint.