Цели:
- Согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем выпускников школы;
- Формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих способностей, возможностей;
- Развитие у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.;
- Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Формирование навыков коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы;
- Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Эпиграф:
«…Мы знаем, что мы есть, но мы не знаем, кем можем быть…»
(Вильям Шекспир, «Гамлет», акт 4, сцена 5)
Оборудование:
- Бланки с текстами для детей и родителей;
- Итоговый бланк на каждого ученика;
- Памятка для поступления в ВУЗ;
- Перечень черт характера, необходимых для достижения успеха;
- 10 наиболее важных черт личности;
- Приложения:
- Анкета «Мой последний год в школе»;
- Анкета «О профессиональном самоопределении»;
- Отрывок из письма – размышления выпускницы школы, сверстницы ребят.
План родительского собрания:
- Вступительное слово классного руководителя.
- 2.Чтение письма выпускницы школы, сверстницы ребят.
- 3.Разминка.
- Степень готовности.
- Составление памятки для поступления в ВУЗ.
- Подведение итогов встречи выпускников и их родителей.
Ход собрания
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители и наши будущие выпускники. Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с письма, написанного сверстницей наших ребят.
(Зачитывается отрывок из письма).
Я зачитала вам отрывок из письма – размышления вашей сверстницы. Вопросы, которые волнуют её, конечно, не оставляют и вас. Что будет дальше? Куда пойти учиться? Как устроить будущую жизнь? И хотя впереди ещё есть время для учебы, но времени для подготовки к сдаче ЕГЭ остается все меньше и меньше. Анализ анкет «Мой последний год в школе» и «О профессиональном самоопределении» (Смотри анкеты) показал, что есть ещё учащиеся, которые не совсем определились, какую специальность они хотели бы выбрать.
Выпускники стоят перед серьезным выбором. Нам, взрослым – учителям – родителям, надо помочь молодым найти свой путь. Надеюсь, что эта встреча будет для всех нас небесполезной.
Разминка.
Дети и родители садятся в общий круг таким образом, чтобы в одной половине круга были родители, а в другой – дети. Каждый участник получает визитную карточку, на которой написано его имя.
В качестве разминки классный руководитель просит взрослых продолжить фразу: «Когда я думаю о поступлении моего ребенка в ВУЗ…». Дети продолжают фразу «Когда я думаю о поступлении в ВУЗ…».
(Данная процедура помогает участникам встречи почувствовать общность переживаний).
Степень готовности.
Следующее упражнение носит диагностический характер. Оно выполняется детьми и родителями отдельно друг от друга. Каждый участник получает бланк с текстом.
Текст для детей.
Я поступаю в ВУЗ (написать название)__________________________________
Я выбираю профессию (написать, какую)_______________________________
Степень моей готовности к поступлению в ВУЗ (минимальная – я абсолютно не представляю, что нужно сделать для поступления в ВУЗ; максимальная – я уже сделал все необходимое и уверен, что поступлю)____________________
Текст для родителей.
Мой ребенок поступает в ВУЗ (написать, какой)__________________________
Мой ребенок выбирает профессию (написать, какую)_____________________
Степень готовности ребенка к поступлению в ВУЗ (минимальная –я абсолютно не представляю, что нужно сделать для того, чтобы мой ребенок поступил в ВУЗ; максимальная – я уже сделал все необходимое и уверен, что мой ребенок поступит в ВУЗ)_________________________________________
Заполнив бланк, дети объединяются с родителями и сравнивают, насколько совпали их ответы. Классный руководитель просит семьи озвучить степень совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментировать возможные причины такого рассогласования. Задача классного руководителя – так построить анализ ответов, чтобы не спровоцировать конфликт между родителями и детьми.
Первые шаги.
Для продолжения работы участники вновь объединяются в общий круг, при этом местоположение в нем уже не играет существенной роли. Классный руководитель составляет общий перечень профессий, выбранных учениками данного класса. Из этого списка выбирается 4-5, наиболее популярных профессий в данном коллективе. Участников просят в произвольном порядке разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству выбранных профессий.
Каждая группа получает карточку, на которой написана одна профессия, выбранная ранее из общего списка. Участникам необходимо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную специальность.
Вспомогательные вопросы для составления памятки:
- Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту профессию?
- Какова должна быть его средняя учебная успеваемость?
- Какие учебные предметы являются приоритетными для этой профессии?
- В каких ВУЗах готовят таких специалистов?
- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка поступить в этот ВУЗ?
Распределение ответственности
Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для поступления в ВУЗ. Для этого, основываясь на итогах работы в группах, дети или родители называют те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность. Так составляется примерно такая памятка.
Памятка для поступления в ВУЗ.
- Выбрать профессию.
- Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку для того, чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это с возможностями старшеклассника.
- Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.
- Выяснить, в каких ВУЗах можно получить эту специальность.
- Выяснить, каковы условия поступления в эти ВУЗы.
- Начать заниматься на соответствующих курсах (в том числе дистанционных), либо с репетитором, регулярно посещать выбранные спецкурсы по выбору.
- Выбрать конкретный ВУЗ для поступления.
- Собрать информацию об особенностях обучения в данном ВУЗе.
- Успешно сдать ЕГЭ по всем предметам и набрать как можно более высокие баллы по выбранным профилям.
После того как памятка будет готова полностью, классный руководитель просит участников разбиться на две группы: дети и родители.
Каждой группе предстоит проанализировать все пункты памятки и распределить ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать родители. Родители же отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать дети.
Через 5-10 минут участники вновь объединяются. Теперь напротив каждого пункта памятки нужно поставить отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребёнок или взрослый).
Дети и взрослые по очереди говорят, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети говорят, что поиск репетиторов – это дело родителей. Если родители согласны, то в памятке напротив данного пункта появляется слово «родители». Если не согласны, то слово «дети».
Завершающий этап
Участники проводят обсуждение важных вопросов в кругу своей семьи. Классный руководитель просит семьи заполнить итоговый бланк, а затем поделиться своими впечатлениями об игре с другими участниками.
Итоговый бланк
1. Я выбираю профессию (написать, какую)_________________________________________
2. Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями профессии(ненужное зачеркнуть).
3. Я поступаю в ВУЗ (написать, какой)______________________________________________
4. Эту профессию я могу получить в таких ВУЗах, как_________________________________
5. Для того, чтобы поступить в выбранный мною ВУЗ, мне нужно предпринять следующие шаги:
а)
б)
в)
г)
д)
Классный руководитель. Уважаемые родители, дорогие ребята, уверена, что разговор на тему профориентации будет продолжен и у вас дома, и неоднократно. В школе для вас будут организованы встречи, тренинги, вы сможете прийти на профориентацию к школьному психологу, библиотекарь поможет подобрать вам специальную литературу. Успехов вам в этом трудном деле!
Помните: правильно выбранный путь в школе – залог успеха в будущем! А успешный человек всегда счастлив!
Навстречу собственной судьбе.
- Что же такое счастье? Одни говорят – это страсти,
Карты, вино, увлеченья – все острые ощущенья.
- Другие верят, что счастье в окладе большом и власти.
В глазах секретарш пленённых и трепете подчиненных.
- Третьи считают, что счастье – это большое участие:
Забота, тепло, внимание, и общность переживаний.
- По мнению четвертых, это – с милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться и больше не расставаться.
- Есть и такое мнение, что счастье – это горение, поиск
Мечта, работа и дерзкие крылья взлёта.
- А счастье, по – моему, просто бывает разного роста:
- От кочки и до Казбека – зависит от человека!
(Эдуард Асадов)
И на прощание позвольте рассказать вам притчу «Лавка возможностей»:
Однажды человеку приснился сон, будто он идёт по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на то, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.
Но как только человек брал в руки какой – нибудь фрукт, он тут же исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивлённый, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт»,- сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».
Уважаемые родители! Желаю, чтобы ваши семена дали прекрасный урожай!
Используемая литература, источники информации:
- Журнал «Школьный психолог», №4, 2003г.
- Журнал «Классный руководитель», №3,2001г.
- Журнал «Классный руководитель», №7, 2008г.
4. В.А. Сонин «Психологический практикум», Москва, издательство «Флинта», 2001г. - Т.В. Лазарев «Образовательные технологии новых стандартов», часть первая «Технология АМО», Петрозаводск, Verso, 2012г.
- Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро». Образовательный портал «Мой университет»: http://www.moi-universitet.ru/