Логопедический досуг "Праздник красивой речи"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Задачи:

  1. Закреплять приобретённые произносительные умения.
  2. Активизировать творческие способности.
  3. Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.
  4. Развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями.
  5. Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.
  6. Закрепление графического образа печатных букв, прочтение слов.
  7. Развитие зрительно–пространственной координации, воображения, внимания, мышления, памяти, чувства юмора.
  8. Воспитание доброжелательности, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга. развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха.
  9. Повышать информированность родителей относительно особенностей психического и речевого развития детей.

Предварительная работа: Заучивание дома совместно с родителями стихотворений; помощь родителей в изготовлении костюмов и декорации; беседа с родителями по содержанию занятия, обговаривание методов и приёмов.

Оборудование:

  • костюмы жука, осы
  • карточки с картинками: …
  • объемные буквы
  • костюмчики звуков
  • листы с графическим заданием «Допиши букву»

Ход занятия

Логопед: Добрый вечер, дорогие ребята и гости! Я приветствую всех кто пришел к нам на праздник «Красивой речи»! Как и положено, на празднике, мы с вами будем играть, рассказывать стихи, петь, шутить, и при, этом, конечно, красиво говорить.

Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку

Тараторка: Тары-бары, тары-бары, тары-бары, тару-ра.

Тараторю без умолка, прямо с самого утра.

Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!

Надеюсь, я не опоздал?

Логопед: Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя на нашем празднике!

Тараторка: Мне не до веселья. Я пришел к вам за советом, за помощью.

Логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.

Тараторка: Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).

Логопед: Не расстраивайся, Тараторка, слушай и запоминай:

Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
Жили-были звуки
В одной логонауке.

По утру они вставали,
Сразу дружно повторяли.
Так весь день они трудились.
Говорить они учились

Послушай, какие звуки научились говорить наши ребята:

Звук С
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
Посередине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Сссс, ссс, ссс – произнеси!
– Ссс! – синичка просвистела,
– Ссс! – свирель в лесу запела.
– Ссс! – в кустах свист соловьиный.
– Ссс! – свисток сирены сильный.

Звук З
Язычок широкий ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз …. Произнесем.
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, загадка,
Зал, значок, звезда, зарядка!

Звук Ц
– Тс – тс – тс – произнеси,
Кратко, глухо просвисти.
Звук, который получаем,
Буквой Ц обозначаем.
– Ц, ц, ц, – цистерна едет,
– Ц, ц, ц водицу цедит:
Кран у цинковой цистерны
Плохо закрывается,
Рядом лужицы водицы
Льются, разливаются.

Звук Л
Узкий кончик языка вверх
В зубы упирается.
По бокам от языка воздух пробирается.
А получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа,
Лук, луна, лужайка, лампа.

Звук Р
– Ррр! – ракета рвется весь!
– Ррр! – рычит сердито рысь.
– Ррр! – рокочет ровно робот.
«Р» сказать и ты попробуй!
– Ррр! – возьмемся за учебу!
– Ррр! – язык широкий – к небу!

Звук Ш
– Ш-ш-ш … Шипенье, шум, шептанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье ……
– Ш! Чтоб звук красивым вышел
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.

Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтоб ветерок бежал,
Чтоб Ш, как шелк, шуршал!
– Ш-ш-ш … Шипенье, шум, шепшанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье…

Звук Ж
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит:
Жужелица, жук, жужжанье,
жар, жемчужина, журчанье.

Звук Ч
Четко, быстро прошепчи:
Тьши – тьши, тьши – тьши, тьш – тьш – тьш!
Легче, мягче и короче!
Ч! Чеканней! Громче! Четче!
Звук, который получаем,
Буквой ч обозначаем.
Если задаем вопросы,
Часто Ч мы произносим:
– нет чего? – К чему причалим?
– Чиним Чем ? – О чем читаем?

Звук Щ
Щ как мягкий Ш мы скажем.
Звук как будто маслом смажем.
Будет мягким Щ, тягучим,
Щебетать язык научим:
Щебет, щелк, щегол, щепотка,
Щепка, щит, щека, щекотка.

Логопед: Тараторка, ты вспомнил, какие бывают звуки. Но запомни еще:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Вот внимательно послушай и запомни одну историю:

Сценка

Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…

Жук: Ах, какая модница! Пожжжвольте пожжжнакомитться.

Оса: Увазззаемый прохозззый! Ну, на сто ззз это похоззе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите!

Автор: И красавица оса улетела в небеса.

Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!

Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей и взрослых).

Верно. Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились чётко произносить звуки

Тараторка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Я все понял, и теперь буду стараться говорить не торопясь. А можно мне, ребята, остаться на вашем празднике? Может быть, я еще чему-нибудь у вас научусь.

Дети: Оставайся, Тараторка.

Логопед: Конечно, оставайся.

А начнем мы с игры «Доскажи словечко»

  1. Зимой в берлоге видит сон
    Лохматый, косолапый…(слон)…медведь.

  2. В теплой лужице своей
    Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок.

  3. С пальмы – вниз, на пальму снова
    Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна!

  4. К цветку приставишь ухо,
    А в нем жужжит, поет
    Старательная…(муха)…нет пчела
    И собирает мед.

Тараторка: А теперь, ребята, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?

(предположения детей слов на звук «В»)

Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)

Логопед: Как ничего? Ты говорил на звук «В»?

Тараторка: Воздух!

«Помоги почтальону отнести подарки» /Приложение 1/ (музыкальные инструменты лежат в корзинах, животные изображены на экране)

Почтальон несет подарки в лесную школу. Помогите почтальону разложить подарки по адресам. Первый звук в названии животного соответствует первому звуку в названии подарка.

  • Барсуку – бубен
  • Бобру – балалайку
  • Лосю – ложки
  • Мышонку – маракасы
  • Гусю – гармонь
  • Слону – саксофон

Как назвать, одним словом то, что вы подарили лесным жителям? (Музыкальные инструменты)

Музыкальная пауза

– Ребята, на чем можно отбивать ритм? (Ответы детей: на ложках, на бубне, на барабане)

Давайте попробуем.

Логопед отхлопывает ритм, а дети повторяют его по очереди на своих инструментах.

Логопед: Приглашаю всех поиграть. «Руку другу тянет друг, выходи в широкий круг»

Дети по цепочке протягивают друг другу руки и выходят в центр зала . Каждая команда по очереди.

предлагается Игра «Цепочка слов»

Напоминаю правила игры: последний звук каждого слова должен стать первым в следующем слове): Игра заканчивается со звуком колокольчика.

Отгадайте первое слово:

Приспособление для защиты от дождя… зонт – танк – конь …….

Второй день недели …. вторник – колпак – кухня…..

Игра «Возьми букву и составь слово»

Кладут в круг несколько букв (букв больше чем детей). В игру приглашают дети (5 человек) и каждому дается задание: на конец музыки взять букву: каждому свою.. Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, как только музыка замолкает надо взять свою букву.

А теперь зовите своих помощников – из этих букв вам надо составить как можно больше коротких слов. Получившиеся слова записывайте мелом на доске.

Т О К А М Ж Ш кот-ток-так-там-мат– …

С О Н А М Ж Ш нос-сон-сам-ам– …

Логопед: Ребята, а любите ли вы разгадывать загадки? Ребусы – это тоже загадки, их загадыват при помощи картинок и букв.

В игру «Живые ребусы» предлагаем вам сыграть с электронным логопедом. /Приложение 2/

Каждая команда по очереди отгадывает ребусы.

Логопед: Игра «Допиши буквы» Выставляется маркерная доска, на ней написаны буквы с недостающими элементами. Дети из каждой команды по одному выходят к доске и дорисовывают недостающую деталь.

Игра «Загадки-шутки» Отгадка в них – окончание последнего слова.

  • Что беспокоит барана?
  • Какую игру уронили в болото?
  • Кто съел антрекот?
  • Что видит Карлсон?
  • Кто плавает в озере за лесом?
  • Что не могут поднять снегири?
  • Что малыш-глупыш налил в носок?
  • Что ест Борис?

Вы хорошо потрудились. Предлагаю вам немного отдохнуть и послушать частушки.

Частушки

Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот –
Ничего не разберет.
Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!
Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал –
Половину растерял.
А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать -
Затея напрасная!
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу.
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
А своими языками!
Не понять нам нашу Дашу:
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка, и не плов –
Эта каша-то из слов!

КОНКУРС КАПИТАНОВ «Кто быстрее догадается?»

Капитаны вызываются по очереди.

I

  • Какой год продолжается один день?
  • Что все время теряет бабушка?
  • Как зовут жену селезня?
  • В какой сказке главный герой сделан из муки?
  • Что больше в лесу: грибов или подберезовиков?
  • Как называется время года, когда поспевают ягоды?
  • Чем отличаются вода и молоко?

II

  • Назови самолет бабы Яги.
  • Назови детеныша овцы.
  • Как зовут твою маму?
  • Береза – это плодовое дерево?
  • Что стоит дороже: помидор или овощи?
  • Как называется человек, который чинит часы?
  • Чем отличаются пчела и слон?

Игра «Буквы потерялись» с электронным логопедом. /Приложение 3/

Работа по презентации. Угадав пропущенную букву, ребенок поднимает её, на экране появляется картинка.

Примерные слова:

Ж…К, …УХА, РО…А , В…ЗА, ПЕ…УХ, ТЫК…А,

У, М, З А, Т, В

Тараторка: Весело тут у вас. Я рад был познакомиться с такими умными, сообразительными ребятами, которые знают звуки, буквы, вопросы разные задают, а как правильно и красиво говорят. Но мне пора в свою сказку. До свидания!

Тараторка уходит

Логопед: Вот и подошел к концу наш праздник. Но для вас, дорогие ребята, у нас есть сюрприз. Награждение детей дипломами.

Литература:

  1. Карельская Е. Г. «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» – М.: Дрофа, 2007.
  2. Крупенчук О. И. «Игры со звуками и буквами для дошкольников» – С-П: Литера, 2009.
  3. Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду» – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  4. Сушкова В. Н. «Веселая азбука» – В, 2007.
  5. Цуканова С.П., Бетц Л.П. «Речевые праздники и развлечения в детском саду» – М.: Гном и Д, 2009.
  6. Сухин И. Г. «Веселые загадки, умные кроссворды» – Яр.: Академия развития, 2007.  

Листок жюри.