Задачи:
- Закреплять приобретённые произносительные умения.
- Активизировать творческие способности.
- Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.
- Развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями.
- Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.
- Закрепление графического образа печатных букв, прочтение слов.
- Развитие зрительно–пространственной координации, воображения, внимания, мышления, памяти, чувства юмора.
- Воспитание доброжелательности, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга. развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха.
- Повышать информированность родителей относительно особенностей психического и речевого развития детей.
Предварительная работа: Заучивание дома совместно с родителями стихотворений; помощь родителей в изготовлении костюмов и декорации; беседа с родителями по содержанию занятия, обговаривание методов и приёмов.
Оборудование:
- костюмы жука, осы
- карточки с картинками: …
- объемные буквы
- костюмчики звуков
- листы с графическим заданием «Допиши букву»
Ход занятия
Логопед: Добрый вечер, дорогие ребята и гости! Я приветствую всех кто пришел к нам на праздник «Красивой речи»! Как и положено, на празднике, мы с вами будем играть, рассказывать стихи, петь, шутить, и при, этом, конечно, красиво говорить.
Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку
Тараторка: Тары-бары, тары-бары, тары-бары, тару-ра.
Тараторю без умолка, прямо с самого утра.
Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!
Надеюсь, я не опоздал?
Логопед: Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя на нашем празднике!
Тараторка: Мне не до веселья. Я пришел к вам за советом, за помощью.
Логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.
Тараторка: Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).
Логопед: Не расстраивайся, Тараторка, слушай и запоминай:
Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
Жили-были звуки
В одной логонауке.
По утру они вставали,
Сразу дружно повторяли.
Так весь день они трудились.
Говорить они учились
Послушай, какие звуки научились говорить наши ребята:
Звук С
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
Посередине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Сссс, ссс, ссс – произнеси!
– Ссс! – синичка просвистела,
– Ссс! – свирель в лесу запела.
– Ссс! – в кустах свист соловьиный.
– Ссс! – свисток сирены сильный.
Звук З
Язычок широкий ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз …. Произнесем.
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, загадка,
Зал, значок, звезда, зарядка!
Звук Ц
– Тс – тс – тс – произнеси,
Кратко, глухо просвисти.
Звук, который получаем,
Буквой Ц обозначаем.
– Ц, ц, ц, – цистерна едет,
– Ц, ц, ц водицу цедит:
Кран у цинковой цистерны
Плохо закрывается,
Рядом лужицы водицы
Льются, разливаются.
Звук Л
Узкий кончик языка вверх
В зубы упирается.
По бокам от языка воздух пробирается.
А получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа,
Лук, луна, лужайка, лампа.
Звук Р
– Ррр! – ракета рвется весь!
– Ррр! – рычит сердито рысь.
– Ррр! – рокочет ровно робот.
«Р» сказать и ты попробуй!
– Ррр! – возьмемся за учебу!
– Ррр! – язык широкий – к небу!
Звук Ш
– Ш-ш-ш … Шипенье, шум, шептанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье ……
– Ш! Чтоб звук красивым вышел
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтоб ветерок бежал,
Чтоб Ш, как шелк, шуршал!
– Ш-ш-ш … Шипенье, шум, шепшанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье…
Звук Ж
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит:
Жужелица, жук, жужжанье,
жар, жемчужина, журчанье.
Звук Ч
Четко, быстро прошепчи:
Тьши – тьши, тьши – тьши, тьш – тьш – тьш!
Легче, мягче и короче!
Ч! Чеканней! Громче! Четче!
Звук, который получаем,
Буквой ч обозначаем.
Если задаем вопросы,
Часто Ч мы произносим:
– нет чего? – К чему причалим?
– Чиним Чем ? – О чем читаем?
Звук Щ
Щ как мягкий Ш мы скажем.
Звук как будто маслом смажем.
Будет мягким Щ, тягучим,
Щебетать язык научим:
Щебет, щелк, щегол, щепотка,
Щепка, щит, щека, щекотка.
Логопед: Тараторка, ты вспомнил, какие бывают звуки. Но запомни еще:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Вот внимательно послушай и запомни одну историю:
Сценка
Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…
Жук: Ах, какая модница! Пожжжвольте пожжжнакомитться.
Оса: Увазззаемый прохозззый! Ну, на сто ззз это похоззе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите!
Автор: И красавица оса улетела в небеса.
Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!
Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей и взрослых).
Верно. Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились чётко произносить звуки
Тараторка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Я все понял, и теперь буду стараться говорить не торопясь. А можно мне, ребята, остаться на вашем празднике? Может быть, я еще чему-нибудь у вас научусь.
Дети: Оставайся, Тараторка.
Логопед: Конечно, оставайся.
А начнем мы с игры «Доскажи словечко»
-
Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый…(слон)…медведь. -
В теплой лужице своей
Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок. -
С пальмы – вниз, на пальму снова
Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна! -
К цветку приставишь ухо,
А в нем жужжит, поет
Старательная…(муха)…нет пчела
И собирает мед.
Тараторка: А теперь, ребята, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?
(предположения детей слов на звук «В»)
Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)
Логопед: Как ничего? Ты говорил на звук «В»?
Тараторка: Воздух!
«Помоги почтальону отнести подарки» /Приложение 1/ (музыкальные инструменты лежат в корзинах, животные изображены на экране)
Почтальон несет подарки в лесную школу. Помогите почтальону разложить подарки по адресам. Первый звук в названии животного соответствует первому звуку в названии подарка.
- Барсуку – бубен
- Бобру – балалайку
- Лосю – ложки
- Мышонку – маракасы
- Гусю – гармонь
- Слону – саксофон
Как назвать, одним словом то, что вы подарили лесным жителям? (Музыкальные инструменты)
Музыкальная пауза
– Ребята, на чем можно отбивать ритм? (Ответы детей: на ложках, на бубне, на барабане)
Давайте попробуем.
Логопед отхлопывает ритм, а дети повторяют его по очереди на своих инструментах.
Логопед: Приглашаю всех поиграть. «Руку другу тянет друг, выходи в широкий круг»
Дети по цепочке протягивают друг другу руки и выходят в центр зала . Каждая команда по очереди.
предлагается Игра «Цепочка слов»
Напоминаю правила игры: последний звук каждого слова должен стать первым в следующем слове): Игра заканчивается со звуком колокольчика.
Отгадайте первое слово:
Приспособление для защиты от дождя… зонт – танк – конь …….
Второй день недели …. вторник – колпак – кухня…..
Игра «Возьми букву и составь слово»
Кладут в круг несколько букв (букв больше чем детей). В игру приглашают дети (5 человек) и каждому дается задание: на конец музыки взять букву: каждому свою.. Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, как только музыка замолкает надо взять свою букву.
А теперь зовите своих помощников – из этих букв вам надо составить как можно больше коротких слов. Получившиеся слова записывайте мелом на доске.
Т О К А М Ж Ш кот-ток-так-там-мат– …
С О Н А М Ж Ш нос-сон-сам-ам– …
Логопед: Ребята, а любите ли вы разгадывать загадки? Ребусы – это тоже загадки, их загадыват при помощи картинок и букв.
В игру «Живые ребусы» предлагаем вам сыграть с электронным логопедом. /Приложение 2/
Каждая команда по очереди отгадывает ребусы.
Логопед: Игра «Допиши буквы» Выставляется маркерная доска, на ней написаны буквы с недостающими элементами. Дети из каждой команды по одному выходят к доске и дорисовывают недостающую деталь.
Игра «Загадки-шутки» Отгадка в них – окончание последнего слова.
- Что беспокоит барана?
- Какую игру уронили в болото?
- Кто съел антрекот?
- Что видит Карлсон?
- Кто плавает в озере за лесом?
- Что не могут поднять снегири?
- Что малыш-глупыш налил в носок?
- Что ест Борис?
Вы хорошо потрудились. Предлагаю вам немного отдохнуть и послушать частушки.
Частушки
Я решила в воскресенье Все заданья повторить. Даже наша кошка Мурка Научилась говорить! |
Логопед к нам приходила, Говорить нас всех учила. Открывает, смотрит в рот – Ничего не разберет. |
Мы играем в пулемет, Мы рычим, как рация. Не ругайте нас, идет Автоматизация! |
Вот закончилися муки, Мне поставили все звуки. На больничном побывал – Половину растерял. |
А вчера я объясняла Маме с папой гласные. Этих взрослых обучать - Затея напрасная! |
На уроки к логопеду Аж вприпрыжку я бегу. Ведь учительнице строгой Показать язык смогу! |
Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку. Не ногами, не руками, А своими языками! |
Не понять нам нашу Дашу: Ведь во рту у Даши каша. Но не гречка, и не плов – Эта каша-то из слов! |
КОНКУРС КАПИТАНОВ «Кто быстрее догадается?»
Капитаны вызываются по очереди.
I
- Какой год продолжается один день?
- Что все время теряет бабушка?
- Как зовут жену селезня?
- В какой сказке главный герой сделан из муки?
- Что больше в лесу: грибов или подберезовиков?
- Как называется время года, когда поспевают ягоды?
- Чем отличаются вода и молоко?
II
- Назови самолет бабы Яги.
- Назови детеныша овцы.
- Как зовут твою маму?
- Береза – это плодовое дерево?
- Что стоит дороже: помидор или овощи?
- Как называется человек, который чинит часы?
- Чем отличаются пчела и слон?
Игра «Буквы потерялись» с электронным логопедом. /Приложение 3/
Работа по презентации. Угадав пропущенную букву, ребенок поднимает её, на экране появляется картинка.
Примерные слова:
Ж…К, …УХА, РО…А , В…ЗА, ПЕ…УХ, ТЫК…А,
У, М, З А, Т, В
Тараторка: Весело тут у вас. Я рад был познакомиться с такими умными, сообразительными ребятами, которые знают звуки, буквы, вопросы разные задают, а как правильно и красиво говорят. Но мне пора в свою сказку. До свидания!
Тараторка уходит
Логопед: Вот и подошел к концу наш праздник. Но для вас, дорогие ребята, у нас есть сюрприз. Награждение детей дипломами.
Литература:
- Карельская Е. Г. «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» – М.: Дрофа, 2007.
- Крупенчук О. И. «Игры со звуками и буквами для дошкольников» – С-П: Литера, 2009.
- Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду» – М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Сушкова В. Н. «Веселая азбука» – В, 2007.
- Цуканова С.П., Бетц Л.П. «Речевые праздники и развлечения в детском саду» – М.: Гном и Д, 2009.
- Сухин И. Г. «Веселые загадки, умные кроссворды» – Яр.: Академия развития, 2007.