Цели урока:
Воспитательные:
- воспитывать внимательность, целеустремленность, аккуратность;
- повышать информационную культуру.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание;
- формировать умение планировать свою деятельность, грамотно излагать свою точку зрения;
- Развить творческие способности учащихся.
Образовательные:
- учить понимать, что десятичное кодирование – это кодирование числовой информации с помощью десяти цифр – десятью знаками;
- научить понимать и использовать правила десятичного кодирования;
Оборудование, методический и дидактический материал: Учебник, тетрадь, проектор, компьютер, презентация к уроку (приложение 1), рисунок «сказочное дерево».
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Повторение изученного.
- а) Как представляли и передавали информацию о количестве предметов люди в древности?
- б) Что можно обозначить числом? Приведи пример.
- в) Назови цифры, которыми ты пользуешься, в порядке убывания их значений.
3. Изучение нового материала. (слайд 1)
Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в загадочную страну знаков (цифр). В этой стране всего десять жителей. Это знаки (цифры):
1 , 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Добрые волшебники расскажут нам истории о героях этой удивительной страны (слайд 2).
История первая: (слайд3)
У каждой цифры есть свое имя.
История вторая: (слайд 4)
При помощи десяти знаков (цифр) можно закодировать числовую информацию.
История третья: (слайд 5)
При помощи цифр можно указать порядковый номер предмета в таблице, а еще можно закодировать при помощи числа информацию о количестве предметов.
Для кодирования информации о количестве предметов в первом столбце таблицы использовали один знак (цифру 1), а для кодирования информации о количестве листочков в четвертом столбце таблицы использовались два знака (1 и 3).
История четвертая: (слайд 6)
Ребята, вы видите первые электронные вычислительные машины (ЭВМ).
Их изобрели в 1946 году. Чтобы закодировать порядковый номер этого года волшебникам потребовалось четыре разные цифры (1, 9, 4, 6).
Волшебники предлагают вам, ребята, используя некоторые из десяти цифр, назвать количество предметов в классе (сколько окон, сколько дверей, сколько столов и т. д.).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
История пятая (слайд 7)
Добрые волшебники приготовили для вас два очень важных правила составления числа из цифр. Большое спасибо им за такую заботу.
Вспоминая правила волшебников, мы рассмотри число 333, которое состоит из одинаковых цифр. (Слайд 8)
Первая цифра в таблице справа 3 имеет значение «три единицы» - «три».
Цифра 3 на втором месте справа обозначает количество десятков, имеет значение «три десятка»- «тридцать».
Третья цифра обозначает количество сотен, имеет значение «три сотни»- «триста».
Значение трехзначного числа 333 равно сумме:
300 + 30 +3 =333
Аналогично рассмотрим пример кода цифры разные (слайд 9)
Число 958
Вывод: (Слайд 10)
- При кодировании числа с помощью десяти цифр значение каждой цифры в числе зависит от её положения в числе.
- Значение числа равно сумме значений всех цифр.
- Кодирование числа десятью знаками (цифрами) называется десятичным кодированием.
Приведите примеры. Ответьте на вопросы.
Расскажи, какое значение в этом числе имеет:
первая цифра справа;
вторая цифра справа;
третья цифра справа;
4. Работа в тетради.
Выполнить задания №3, №4, №5.
5. Рефлексия: «Сказочное дерево»
- Ребята, у вас на столах три предмета плод, цветок и листочек.
- Если у вас не все еще получается и вам нужна помощь – прикрепляем на сказочное дерево листочек.
- Если вам было трудно, но вы поняли - прикрепляем цветочек.
- Если у вас все получилось - прикрепляем яблоко.
6. Домашнее задание
стр. 26 – 33, читать, ответить на вопросы.
Литература:
- Н. Матвеева. Информатика. Учебник для 2 класса, ч. 2. ФГОС.
- Н. Матвеева. Информатика. Рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2.
- Н. Матвеева. Информатика. Контрольные работы для 2 класса.
- Н. Матвеева. Информатика и ИКТ. 2 класс. Методическое пособие.