Цель: Сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.
Задачи:
- познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами взвешивания;
- повторить и использовать правила ТБ при выполнении практической работы в кабинете химии;
- совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием;
- закрепить теоретические знания о растворах и способах выражения их концентрации;
- продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.
Оборудование: Лабораторные весы с разновесами, лист бумаги, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.
Реактивы: Хлорид натрия, вода.
Эпиграф к уроку:
«Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею».
Марк Тулий Цицерон.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.
- Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из
частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)
- Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.;получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).
Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.
- Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).
III. Основная часть урока
- Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».
Правила техники безопасности.
При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.
(Два ученика, в роли химиков, объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).
1 Ученик:
Помни каждый ученик,
Знай, любая кроха,
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо!
2 Ученик:
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай,
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай!
1 Ученик:
Чтобы опыт получился,
Пользуйся посудой чистой!
2 Ученик:
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд!
Физкультминутка.
Актуализация теоретических знаний.
Для того чтобы приготовить необходимый раствор, мы должны вспомнить расчетные формулы.
- Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)
- Что такое массовая доля раствора? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора).
- Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов?
(w= mв-ва : mр-ра * 100%; mр-ра = mв-ва + : mводы, mводы= v*ρ).
Выполнение практической работы.
На столах у учащихся находятся инструктивные карточки с заданием.
Задание: Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для того их погружают в раствор поваренной соли NaCL. Всплывшие семена бракуют. Приготовьте раствор, содержащий 80г воды и 8г соли. Рассчитайте массовую долю соли в растворе.
1 Этап. Измерение массы соли.
- Откройте коробку с весами, соберите чашечные весы, уравновесьте чашки с помощью листа бумаги.
- На правую чашку весов поставьте гирьки нужной массы, а на левую аккуратно насыпьте твердую соль.
- Взвесьте необходимую массу твёрдой соли, пользуясь этим правилом взвешивания.
- Взвешенную соль высыпьте в химический стакан.
2 Этап. Приготовление раствора.
- Отмерьте мерным цилиндром необходимый объем воды.
- Ответьте на вопрос: Почему объём воды равен её расчётной массе?(так как плотность воды равна 1гр ⁄ мл).
- Вылейте воду в стакан с твёрдой солью и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения соли.
3 Этап. Оформление работы.
Этап | Оборудование | Действия, расчеты |
IV. Закрепление
- Что вы получили в ходе практической работы? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором данной соли с определённой массовой долей растворённого вещества)
- Сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
V. Итог урока
- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).
- Что нужно знать, чтобы приготовить раствор с заданной долей растворенного вещества? (Необходимо взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)
- Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)
VI. Домашнее задание
Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%?
Список использованной литературы:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.
- Методическое пособие к курсу О.С. Габриелян «Химия. 8 класс» - М.:Дрофа,2010г.
- http://metodsovet.su/dir/khimia/7
- http://kimhimik628181.jimdo.com/#login