7 класс
Раздел программы: Рукоделие.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: (Слайд 2)
- Ознакомить обучающихся с технологией лоскутного шитья “Бревенчатая изба”; с изделиями, выполненными по этой технологии.
- Сформировать навыки по изготовлению образца - блока по технологии лоскутного шитья “Бревенчатая изба”.
- Развивать моторные навыки, воображение, умения применять полученные знания на практике.
- Воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе; прививать эстетический вкус.
Технологии и методы обучения:
- Информационные технологии
- Объяснительно-иллюстративный метод
- Практический метод
Формы познавательной деятельности учащихся:
- Индивидуальная
Оборудование:
- Швейные машины, утюг и гладильная доска.
- Ткань, нитки, мел портновский, ножницы, иглы, распарыватель
- Компьютер, телевизор-монитор
Наглядные пособия:
- Готовые образцы изделий
- Выставка книг по лоскутному шитью.
- Презентация для урока
- Технологические карты.
Ход урока
Презентация “Приложение 1”
1. Организационный момент
- приветствие
- проверка готовности учащихся к уроку
- доведение плана урока до учащихся
2. Актуализация знаний.
Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества народов разных стран, у которого давняя история.
Вопросы обучающимся:
- Как на Руси называлось шитье из лоскутов? (лоскутная мозаика, лоскутная пластика)
- Назовите как в других странах называется шитье из лоскутов? (“печворк”, “квилт”).
Дополнить ответы обучающихся: (Слайд 3)
- Patchwork (печворк) - лоскутная работа; сшитое из лоскута. Происходит от английского patch - заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work - работа.
- "quilt" (квилт ) - переводе с английского стеганые изделия. Является разновидностью “печворка” и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку. Все три слоя обязательно простеганы.
В 5 и 6 классе мы знакомились с разными технологиями лоскутного шитья, по предложенным фото на экране постарайтесь определить, по какой технологии лоскутного шитья сшиты изделия?
Слайд 4 (“Уголки”)
Слайд 5 (“Квадрат”)
Слайд 6 (“Диагональная полоска”)
Слайд 7 (“Спираль”)
3. Изложение нового материал
Лоскутное шитье в последние годы обретает у нас в стране все больше поклонников.
Шитье из полос - самый распространенный вид лоскутной техники. (Слайд 8)
Блок “Бревенчатая изба” или “Изба” символизирует бревенчатую избу с бревнами-полосками и очагом в середине. Огонь, освещая дом, давал глубокие тени в дальних углах, поэтому вокруг центрального (обычно красного или желтого) квадрата нашивались полоски тканей. Цвет полосок “бревнышек” - тоже символичен: светлые - освещенные углы избы, темные - теневые.
Это традиционный вид блока “Изба”. В русских деревнях иногда центральный квадрат делают из синей ткани, полоски - цветными и называют такой блок “Колодец”.
(Слайд 9) Блок “Бревенчатая изба” - один из традиционных блоков из полос в лоскутном шитье, который можно увидеть в орнаментах Египта, на предметах быта старообрядцев в глухих уголках России, на английских покрывалах прошлого века. Сегодня его широко используют в лоскутных изделиях, особенно в Америке, где придуманы различные варианты этого узора. Блок часто встречается под названием “Log Cabin”, иногда “Хижина”, “Бревенчатая хижина”.
Из одного такого блока “Бревенчатая изба” можно выполнить прихватки для кухни, подушки диванные (слайд 10)
(Слайд11) Поворачивая, блоки относительно друг друга и стачивая их между собой, получаются оригинальные цветовые сочетания. Можно изготовить различные коврики, покрывала и ряд других изделий (Слайды 11-16)
Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым (Слайд17)
Сегодня вам предстоит выполнить один блок по технологии “Бревенчатая изба”, обратим внимание на сборку блока (Слайды18-22)
Блок удобнее выполнять на основе, тогда сборка будет более точной и аккуратной. В тех случаях, когда блок имеет большие размеры и шьется из широких полос, основа не обязательна. Заготовьте лоскутные ленты одинаковой ширины и произвольной длины. Квадрат ткани-основы заутюжьте по диагоналям и в центре, углами на диагонали, сверху положите квадрат из однотонной ткани (Слайд 18)
Притачайте к одной стороне квадрата полоску, сложив их лицом к лицу, обрежьте выступающий конец (Слайд 19)
Отогните полоску и присоедините к ней в правом углу вторую полосу одинаковой с первой ширины. У второй полоски также обрежьте выступающий конец (Слайд 20).
Притачайте третью полосу контрастного цвета и укоротите выступающий конец (Слайд 21).
Далее пришивайте полосы по часовой стрелке, сразу срезая излишки по длине. Размер блока будет зависеть от количества рядов вокруг центрального квадрата. Чередуйте цвета тканей во время настрачивания (Слайд 22).
Продемонстрировать блоки “Бревенчатая изба”, выполненные девочками прошлых лет (Слайд 23)
3. Практическая работа “Изготовление образца по технологии лоскутного шитья “Бревенчатая изба” (Слайд 24)
Ученицам дается инструктаж по правилам безопасности труда.
Девочки выполняют блок по технологии лоскутного шитья “бревенчатая изба”.
4. Текущий инструктаж.
Указать на текущие ошибки учениц при затруднениях в работе.
Провести физкультминутку.
5. Заключительный инструктаж.
Выставление оценок, показ и отбор на выставку лучших работ.
Вопрос: “Как вы думаете из чего легче сшить лоскутное полотно: из квадратов или полос?”
6. Уборка рабочих мест.
7. Домашнее задание (Слайд25)
Используемая литература.
- Сьюзан Бриско. Сумки в стиле пэчворк. АРТ-РОДНИК , 2003
- Джанна Валли Берти, Россана Риколфи. Лоскутное шитье. Москва , 2004
- О.И.Нагель Художественное лоскутное шитье. Москва. Школьная Пресса, 2004
- Д.В. Нестерова. Лоскутные фантазии. Лоскутное шитье, М.:АСТ: Астрель, 2010
- Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Лоскутики. ЭКСМО-Пресс, 1998
- М. Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. Лоскутная мозаика. М.: Эксмо, 2006