Урок русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи.

  1. Закрепить навык правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.
  2. Развивать речь и орфографическую зоркость учащихся.
  3. Воспитывать законопослушного гражданина, знающего и выполняющего правила дорожного движения.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Минутка чистописания

на доске написаны буквы и элементы: одбф//дбфо//бфод//

Установите закономерность написания букв и элементов, запишите, соблюдая эту закономерность.

III. Словарно-орфографическая работа

Отгадайте загадки, с помощью сигнальных карт покажите нужную безударную гласную, запишите в тетради, выделив орфограмму.

В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд –
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.
(улица)

Не живая, а идет.
Неподвижна, а ведет.
(дорога)


Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(автобус)

Не летает, не жужжит-
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(автомобиль)

Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(трамвай)

Запишите последнее слово в словарик. Выделите орфограммы. Что означает это слово?

Этимологическая справка

Трамвай – английское слово, произошло от двух слов: «трам» – «вагон» и «вэй» – «дорога». В Россию слово пришло из Бельгии: бельгийские инженеры строили здесь первые трамвайные линии.

– Составьте со словом трамвай предложение.

IV. Сообщение темы и задач урока

Вы уже заметили, что наши словарные слова связаны с транспортом в городе. Сегодня на уроке мы закрепим знания о падежных окончаниях имен существительных 1-го склонения, вспомним правила безопасного поведения на улицах и дорогах города.

V. Работа по теме урока

Давайте совершим небольшую прогулку по городу. Она должна быть безопасной. Как мы будем поступать? Что необходимо вспомнить?

Д: О правилах дорожного движения.

На доске написано:

На (улица) – не в (комната).
О том, ребята, помните!

Что заметили в записи?

Д: Существительные улица и комната стоят в начальной форме. В предложении слова не связаны.

– Что нужно для установления связи слов в предложении?

Д: Слова необходимо изменить, поставить в нужный падеж.

– Запишите существительные в нужном падеже. Что нужно вспомнить для этого?

Д: Правописание окончаний имен существительных.

– Как будете рассуждать?

Д: Определяем склонение, падеж имени существительного. Для проверки подставляем контрольное слово стена.

– На улицах города для безопасного движения людей и машин есть помощник. Кто он? Это слово – отгадка на загадку.

Стою я с краю улицы В длинном сапоге – Чучело трехглазое На одной ноге. (светофор)

В чем особенность этого слова?

Д: Это слово сложное, в нем два корня.

– Часть свет – понятно, но что означает часть фор? Оно образовано от греческого форос, т.е. несущий, или носитель. А все вместе – носитель света или несущий свет.

Чтение учащимися стихов возле изображения светофора.

– Помните те правила, о которых говорят ребята.

Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет!
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Объявляю всем заранее:
Перехода больше нет!
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
– Препятствий нет!
Смело в путь иди!

VI. Физминутка «Светофор»

Учитель показывает таблички с сигналами светофора, дети должны выполнять движения: на зеленый – шагать, на желтый – хлопать в ладоши, на красный – стоять.

VII. Работа по теме (продолжение)

Инспектор дорожного движения просит нас сдать экзамен по знакам дорожного движения. Свои вопросы он прислал, а мы на них должны ответить.

Учитель спрашивает детей о группах дорожных знаков: предупреждающих, запрещающих, указательных, предписывающих, показывает их, а дети расшифровывают значение. Последний знак «Остановка автобуса, трамвая».

– Запишите это предложение. Укажите склонение и падеж имен существительных.

Работа в группах: дети должны обсудить, как распространить предложения, чтобы в них стало как можно больше орфограмм, особенно на правописание окончаний имен существительных. Один ученик от группы читает эти предложения.

На доске запись: Дети идут гулять. У них мяч.

Д: Дети идут гулять во двор. У них разноцветный мяч.

Ребятишки отправились гулять в парк. У Гал* маленький зеленый мячик.

Мальчики решили побывать на стадион*. У Сан* новый футбольный мяч.

– Запишем предложения, в которых встретились имена существительные 1-го склонения с безударными окончаниями. Обсудите в группах, где и как детям безопасно играть в мяч.

Д: Дети, будьте осторожны! Не играйте в мяч на дороге!

Ребята играли на детской площадке. Это безопасно.

– Назовите существительные 1-го склонения с безударными окончаниями.

Д: Дороге, площадке.

– Какие буквы написали в окончании? Почему?

Наше путешествие продолжается. Наш друг светофор прислал нам испытание: мы должны пройти через лабиринт. А в этом нам поможет кроссворд. Ответив на все его вопросы, мы пройдем по лабиринту без проблем.

Кроссворд. Работа в группах.

По горизонтали

4. Пересечение двух дорог.

5. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.

7. У машины – есть,
У телеги – есть,
У велосипеда – есть,
А у поезда – не счесть.

8. Через реку во всю ширь
Лег огромный богатырь.
Он лежит, не дрожит,
По нему трамвай бежит.

По вертикали

1. Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.

2. Этот конь не ест овса,
вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.

3. Как бы нам через дорогу
К магазину перейти?
Вот за этими ларьками,
Там, где стрелка у ворот,
Мы на стрелке это сами
Прочитали …

6. Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.

Ответы. По горизонтали: 4. Перекресток. 5. Троллейбус. 7. Колесо. 8. Мост. По вертикали: 1. Автобус. 2. Велосипед. 3. Переход. 6. Светофор.

– Посмотрите на ответы кроссворда. Какие орфограммы есть в этих словах? Написание каких из них вы можете объяснить? Написание которых необходимо запомнить?

VIII. Итог урока

Вот и закончилось наше путешествие по улицам и дорогам города.

– Какие важные правила мы повторили?

– Почему необходимо всегда помнить о безопасности на дорогах?

– Какую тему по русскому языку повторяли?

– Вспомните падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

Оценивание работы учащихся.