Задачи:
- Развивать у детей умения:
- сравнивать людей разного пола;
- выделять некоторые особенности их внешности, одежды, интересов.
- Развивать у детей представления:
- о своей половой принадлежности, аргументируя их по существенным признакам;
- знание специфики полоролевого поведения;
- об отличительных особенностях одежды, которые носят мальчики и девочки.
- Закреплять коммуникативные навыки общения детей (приветствовать друг друга, обратиться с просьбой, поблагодарить за оказанную помощь).
Материал: игрушки Хрюша и Филя; мешочек с подарками для мальчиков: футбольный мяч, машинка, пистолет, солдатик, самолётик и для девочек: куколки, зеркальце, бусы, браслет, серёжки, сумочка; наборы с одеждой на каждого ребёнка; листы бумаги А5 в виде подарочного пакета на каждого ребенка; наборы картинок-«подарков»; клей-карандаш для каждого ребёнка; кассета с музыкой.
Ход занятия
I часть: вводная
педагог | дети |
– Здравствуйте ребята! Вы знаете, почему люди здороваются? – Да, они желают друг другу здоровья, показывают, что рады встрече. – Давайте попробуем поздороваться по-разному. |
Действия детей: дети высказывают свои предположения Действия детей: дети по-разному здороваются друг с другом. |
Раздаётся стук в дверь, «заходят» игрушки Хрюша и Филя в праздничной одежде.
Педагог обращает внимание детей на вновь пришедших гостей
педагог | дети |
– Посмотрите, кто к нам пришёл? | Предполагаемый ответ: к нам пришли Филя и Хрюша. Действия детей: дети самостоятельно здороваются с гостями-игрушками |
– Молодцы, что догадались поздороваться с Хрюшей и Филей. |
Если дети самостоятельно не поздоровались с игрушками, то педагог задаёт наводящие вопросы
педагог | дети |
– К нам пришли Хрюша и Филя, что мы говорим друг другу при встрече? | Предполагаемый ответ: надо поздороватьсяДействия детей: дети по-разному здороваются с игрушками. |
Разыгрывается игровая сценка с игрушками Филей и Хрюшей
педагог | речь игрушек |
– Хрюша и Филя, мы так рады вам! Какие вы нарядные, куда-то в гости идёте? – Так это же замечательно! Почему же у вас такие хмурые лица? – Друзья мои, не спорьте. Ваши подарки оба замечательные, Но боюсь, что девочка Катя им не обрадуется – Вы выбирали подарок, учитывая свои интересы, а про желания Кати совсем забыли…. |
Хрюша : Да, нас пригласила на свой день рождения девочка Катя. Филя: Мы с Хрюшей никак не можем решить, что подарить девочке Кате, вот и спорим… Хрюша: Я предлагаю подарить ей большой автомат, который стреляет и весь огоньками светится. Филя: Нет, лучше подарить ей гоночную машину на пульте управления! Хрюша: Почему? |
II часть: закрепление ранее полученных навыков
Педагог | дети |
– Хрюша Филя, давайте, наши девочки и мальчики вам сейчас объяснят, кому что нужно дарить и почему. | Действия детей: дети через игру «Объяснялки» объясняют Хрюше и Филе какие подарки дарятся девочкам, а какие – мальчикам. |
Игра «Объяснялки» проводится по принципу игры «Чудесный мешочек». Дети на ощупь выбирают любой предмет, достают его и объясняют, кому его можно подарить и почему.
В мешочке лежат небольшие игрушки:
- подарки для мальчиков: футбольный мяч, машинка, пистолет, солдатик, самолётик и т.д.
- подарки для девочек: куколки, зеркальце, бусы, браслет, серёжки, сумочка и т.д.
Разыгрывается игровая сценка с игрушками Филей и Хрюшей
педагог | Речь игрушек |
– Филя и Хрюша, вы поняли, что когда вы идёте на день рождения, то выбирая подарок, нужно учитывать кто именинник и какие у него интересы | Хрюша: Сейчас я понял это.Филя: Ребята очень понятливо всё объяснили. |
Педагог обращается к Филе и Хрюше: «Друзья, давайте мы вас научим ещё и весёлым играм, которые любят играть девочки, и мальчики».
педагог | дети |
– Как известно, девочки, женщины умелые рукодельницы, любят шить, вышивать. Стежки ровные, иголочка ловкая, ниточка не путается. Девочки сейчас покажут своё мастерство. | Действия детей: девочки встают друг за другом, держась за плечи. «Иголочка» начинает движение «змейкой», а «ниточка» чётко выполняет за ней все повороты. |
Педагог обращается к Филе и Хрюше: «В эту игру любят играть девочки, а мальчикам нравятся совсем другие игры».
педагог | дети |
– Мальчики, будущие мужчины, не боятся трудностей, они стойко переносят любые невзгоды. Все эти качества им пригодятся во время военной службы. | Действия детей: мальчики играют в игру «Солдатики». По считалке выбирается ведущий– «командир», который будет подавать команды. Остальные мальчики– «солдатики» чётко выполняют команды «командира». |
III часть: основная
Филя и Хрюша обращаются к детям
речь игрушек | дети |
Хрюша: Спасибо вам девочки и мальчики Филя: Давайте все вместе пойдём на день рождения к Кате?! |
Предполагаемый ответ: пожалуйста, Хрюша и Филя Предполагаемый ответ: конечно, пойдем на день рождения к Кате. |
Педагог обращается к Филе и Хрюше: «Хрюша, Филя. Это очень хорошо, но ребятам необходимо переодеться, да и подарки приготовить».
педагог | дети |
– Я приготовила одежду для мальчиков и девочек. Только очень торопилась, могла что-нибудь перепутать, неправильно положить. |
Детям предлагаются комплекты одежды (карточки с наклеенной одеждой)
Игра «Что лишнее?» (смотреть приложение 1)
педагог | дети |
– Вам необходимо закрыть неподходящую одежду фишкой. | Действия детей: каждый ребёнок рассматривает свой комплект одежды и выполняет инструкцию |
Хрюша и Филя проверяют выполнение задания, а дети объясняют свой выбор.
речь игрушек | дети |
Варианты вопросов. – Почему ты закрыл эту футболку? – У тебя одежда для кого? |
Предполагаемый ответ: эта одежда для девочки, а полосатую футболку должен носить мальчик. Предполагаемый ответ: у меня одежда для мальчика, поэтому я закрыл майку-топик. |
Педагог благодарит детей за правильный выбор.
педагог | дети |
– Ну что ж, с одеждой мы определились, теперь необходимо подумать о подарках. Я приготовила подарочные пакеты, а вам остаётся только выбрать подарок в нашем магазине и приклеить его в пакет. | Действия детей: дети проходят в « Магазин игрушек» и делают «покупку», при этом объясняют свой выбор, потом проходят за столы, и наклеивают выбранный «подарок». |
Во время работы за столами Филя и Хрюша задают вопросы по поводу выбранного подарка, а дети объясняют свой выбор.
Игра «Магазин игрушек» (смотреть приложение 2)
речь игрушек | дети |
– Что ты выбрал Кате в подарок? – Как ты думаешь, понравится Кате твой подарок? |
Предполагаемый ответ: я выбрал в подарок куклу. Предполагаемый ответ: девочки любят играть куклами. |
IV часть: заключительная
педагог | дети |
– Чему мы сегодня научили Филю и Хрюшу. | Предполагаемый ответ: мы научили Филю и Хрюшу различать подарки для девочек и подарки для мальчиков; научили отличать одежду для девочек от одежды для мальчиков; научили Хрюшу и Филю играть в игру «Ниточка и иголочка» которую любят играть девочки и в игру «Солдатики», которую любят играть мальчики. |
Далее совместная образовательная деятельности плавно перетекает с сюжетно-ролевую игру «День рождения у Кати».