Совместная образовательная деятельность по социально-эмоциональному развитию в средней группе "День рождения Катюши"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Развивать у детей умения:
    • сравнивать людей разного пола;
    • выделять некоторые особенности их внешности, одежды, интересов.
  2. Развивать у детей представления:
    • о своей половой принадлежности, аргументируя их по существенным признакам;
    • знание специфики полоролевого поведения;
    • об отличительных особенностях одежды, которые носят мальчики и девочки.
  3. Закреплять коммуникативные навыки общения детей (приветствовать друг друга, обратиться с просьбой, поблагодарить за оказанную помощь).

Материал: игрушки Хрюша и Филя; мешочек с подарками для мальчиков: футбольный мяч, машинка, пистолет, солдатик, самолётик и для девочек: куколки, зеркальце, бусы, браслет, серёжки, сумочка; наборы с одеждой на каждого ребёнка; листы бумаги А5 в виде подарочного пакета на каждого ребенка; наборы картинок-«подарков»; клей-карандаш для каждого ребёнка; кассета с музыкой.

Ход занятия

I часть: вводная

педагог дети
– Здравствуйте ребята! Вы знаете, почему люди здороваются?
– Да, они желают друг другу здоровья, показывают, что рады встрече.
– Давайте попробуем поздороваться по-разному.
Действия детей: дети высказывают свои предположения

Действия детей: дети по-разному здороваются друг с другом.

Раздаётся стук в дверь, «заходят» игрушки Хрюша и Филя в праздничной одежде.

Педагог обращает внимание детей на вновь пришедших гостей

педагог дети
– Посмотрите, кто к нам пришёл? Предполагаемый ответ: к нам пришли Филя и Хрюша.
Действия детей: дети самостоятельно здороваются с гостями-игрушками
– Молодцы, что догадались поздороваться с Хрюшей и Филей.

Если дети самостоятельно не поздоровались с игрушками, то педагог задаёт наводящие вопросы

педагог дети
– К нам пришли Хрюша и Филя, что мы говорим друг другу при встрече? Предполагаемый ответ: надо поздороватьсяДействия детей: дети по-разному здороваются с игрушками.

Разыгрывается игровая сценка с игрушками Филей и Хрюшей

педагог речь игрушек
– Хрюша и Филя, мы так рады вам! Какие вы нарядные, куда-то в гости идёте?
– Так это же замечательно! Почему же у вас такие хмурые лица?


– Друзья мои, не спорьте. Ваши подарки оба замечательные, Но боюсь, что девочка Катя им не обрадуется
– Вы выбирали подарок, учитывая свои интересы, а про желания Кати совсем забыли….
Хрюша : Да, нас пригласила на свой день рождения девочка Катя.
Филя: Мы с Хрюшей никак не можем решить, что подарить девочке Кате, вот и спорим…
Хрюша: Я предлагаю подарить ей большой автомат, который стреляет и весь огоньками светится.
Филя: Нет, лучше подарить ей гоночную машину на пульте управления!
Хрюша: Почему?

II часть: закрепление ранее полученных навыков

Педагог дети
– Хрюша Филя, давайте, наши девочки и мальчики вам сейчас объяснят, кому что нужно дарить и почему. Действия детей: дети через игру «Объяснялки» объясняют Хрюше и Филе какие подарки дарятся девочкам, а какие – мальчикам.

Игра «Объяснялки» проводится по принципу игры «Чудесный мешочек». Дети на ощупь выбирают любой предмет, достают его и объясняют, кому его можно подарить и почему.

В мешочке лежат небольшие игрушки:

  • подарки для мальчиков: футбольный мяч, машинка, пистолет, солдатик, самолётик и т.д.
  • подарки для девочек: куколки, зеркальце, бусы, браслет, серёжки, сумочка и т.д.

Разыгрывается игровая сценка с игрушками Филей и Хрюшей

 педагог Речь игрушек
– Филя и Хрюша, вы поняли, что когда вы идёте на день рождения, то выбирая подарок, нужно учитывать кто именинник и какие у него интересы Хрюша: Сейчас я понял это.Филя: Ребята очень понятливо всё объяснили.

Педагог обращается к Филе и Хрюше: «Друзья, давайте мы вас научим ещё и весёлым играм, которые любят играть девочки, и мальчики».

 педагог  дети
– Как известно, девочки, женщины умелые рукодельницы, любят шить, вышивать. Стежки ровные, иголочка ловкая, ниточка не путается. Девочки сейчас покажут своё мастерство. Действия детей: девочки встают друг за другом, держась за плечи. «Иголочка» начинает движение «змейкой», а «ниточка» чётко выполняет за ней все повороты.

Педагог обращается к Филе и Хрюше: «В эту игру любят играть девочки, а мальчикам нравятся совсем другие игры».

 педагог  дети
– Мальчики, будущие мужчины, не боятся трудностей, они стойко переносят любые невзгоды. Все эти качества им пригодятся во время военной службы. Действия детей: мальчики играют в игру «Солдатики». По считалке выбирается ведущий– «командир», который будет подавать команды. Остальные мальчики– «солдатики» чётко выполняют команды «командира».

III часть: основная

Филя и Хрюша обращаются к детям

речь игрушек дети
Хрюша: Спасибо вам девочки и мальчики
Филя: Давайте все вместе пойдём на день рождения к Кате?!
Предполагаемый ответ: пожалуйста, Хрюша и Филя
Предполагаемый ответ: конечно, пойдем на день рождения к Кате.

Педагог обращается к Филе и Хрюше: «Хрюша, Филя. Это очень хорошо, но ребятам необходимо переодеться, да и подарки приготовить».

 педагог  дети
– Я приготовила одежду для мальчиков и девочек. Только очень торопилась, могла что-нибудь перепутать, неправильно положить.

Детям предлагаются комплекты одежды (карточки с наклеенной одеждой)

Игра «Что лишнее?» (смотреть приложение 1)

 педагог  дети
– Вам необходимо закрыть неподходящую одежду фишкой. Действия детей: каждый ребёнок рассматривает свой комплект одежды и выполняет инструкцию

Хрюша и Филя проверяют выполнение задания, а дети объясняют свой выбор.

речь игрушек  дети
Варианты вопросов.
– Почему ты закрыл эту футболку?
– У тебя одежда для кого?

Предполагаемый ответ: эта одежда для девочки, а полосатую футболку должен носить мальчик.
Предполагаемый ответ: у меня одежда для мальчика, поэтому я закрыл майку-топик.

Педагог благодарит детей за правильный выбор.

 педагог  дети
– Ну что ж, с одеждой мы определились, теперь необходимо подумать о подарках. Я приготовила подарочные пакеты, а вам остаётся только выбрать подарок в нашем магазине и приклеить его в пакет. Действия детей: дети проходят в « Магазин игрушек» и делают «покупку», при этом объясняют свой выбор, потом проходят за столы, и наклеивают выбранный «подарок».

Во время работы за столами Филя и Хрюша задают вопросы по поводу выбранного подарка, а дети объясняют свой выбор.

Игра «Магазин игрушек» (смотреть приложение 2)

речь игрушек  дети
– Что ты выбрал Кате в подарок?
– Как ты думаешь, понравится Кате твой подарок?
Предполагаемый ответ: я выбрал в подарок куклу.
Предполагаемый ответ: девочки любят играть куклами.

IV часть: заключительная

 педагог  дети
– Чему мы сегодня научили Филю и Хрюшу. Предполагаемый ответ: мы научили Филю и Хрюшу различать подарки для девочек и подарки для мальчиков; научили отличать одежду для девочек от одежды для мальчиков; научили Хрюшу и Филю играть в игру «Ниточка и иголочка» которую любят играть девочки и в игру «Солдатики», которую любят играть мальчики.

Далее совместная образовательная деятельности плавно перетекает с сюжетно-ролевую игру «День рождения у Кати».