Цели урока:
- познакомить учащихся с новым предметом — географией;
- раскрыть особенности содержания курса;
- показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;
- выяснить, какие задачи решает география;
- ознакомить с методами географической науки;
- познакомить учащихся с новым учебником и требованиями учителя.
Учебная литература: УМК серии «Полярная звезда»
- Академический школьный учебник География 6 класс Москва «Просвещение» 2010 Авторы: А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина
- Рабочая тетрадь. Николина В.В. География. 6 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
Пособие для учителя. («Полярная звезда»)
- Николина В.В. География. 6 кл. Методические рекомендации.
Оборудование: физическая карта полушарий, политическая карта полушарий, портреты великих географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажер».
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: География.
Способы действий учащихся: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажера; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.
Ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознание идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.
Работа с учебником: знакомство с новым учебником и способами работы с ним.
Тип урока: вводный, изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1 Презентация
II. Изучение нового материала.
1. Изучим ваш личный опыт.
Запись на доске «Наш географический опыт».
Ответы на поставленные вопросы мы будем записывать на доску.
Что мы знаем о географии?
Слайд 2
Вопросы...
- С чем или с кем вы связываете географию?
- Что хотели бы узнать, изучая географию?
- Какие книги, журналы уже читали?
- Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания?
2. Знакомимся с учебником
Слайд 3
Академический школьный учебник «География» Серия «Полярная звезда»
Учебник ваш главный помощник в изучении географии. Учебник имеет символ «Полярная звезда», который будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе, т.к. полярная звезда всегда была главным ориентиром для первых путешественников. Начнем путешествовать с «Полярной звездой»
3. В учебнике есть особые страницы – Шмуцтитул
Слайд 4
1. Первоначально шмуцтитул, или «грязный титул», помещаемый перед титульным листом, должен был предохранять его от загрязнения. С течением времени шмуцтитул стал называться лист бумаги перед началом книги или отдельной ее частью, на котором помещается заглавие, иллюстрация и т. п.
Рассмотрите и самостоятельно изучите шмуцтитул
Слайд 5
- «Введение» (стр. 3).
4. Изучаем термины.
Отвечаем на вопросы. 1.Что означает слово «география»?
(Греческое и означает «землеописание»). Она занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов.
5. Великие географические открытия
Слайд 6
У истоков географии стояли великие люди:
Эратосфе́н Кире́нский ( 276 год до н. э.—194 год до н. э.) — греческий математик, астроном, географ и поэт, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.
Страбон, которого называли Географ.
Слайд 7
Страбо́н ( 1 век) — греческий историк и географ времён античности. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.
6. Обсуждаем познавательную задачу: зачем нам география?
Зачем нам география?
Слайд 8
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории науки географии.
История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация об исследованных землях.
III. Физминутка
7. Самостоятельная работа.
Прочитайте первый фрагмент параграфа «Зачем купцу география?» (купец — тот, кто занимается торговлей).
8. Изучив первый фрагмент параграфа, мы можем сделать вывод.
Выводы в нашем учебнике выделены особым цветом….
9. Для нас очень важна географическая карта.
Во время чтения мы встречаем различные географические объекты: страны, города,…., …. Нам нужно уметь их показывать на географических картах.
Повторим правила работы у карты.
Слайд 9
Самостоятельная работа с географическими картами
В учебнике есть карты на стр. 184-191
Прочитайте название карт.
Что мы можем узнать, глядя на физическую карту полушарий?
На политической карте полушарий стр.-186-187 найдите государства
На доске рисунки. Бананы – (Эквадор), кофе – (Бразилия), чай – (Индия), оливковое масло – (Греция), помидоры,картофель – Южная Америка
Где они были произведены? На подготовку 1 минута.
Работа у доски с географическими картами.
Отвечаем у доски и показываем на географической карте. Кто быстрее?
10. Знакомство с географическим атласом. (1 мин.)
Слайд 10
IV. Это интересно. (2 мин.)
Сообщение подготовленного ученика. Слайд 11
На каждом уроке у нас будет такая рубрика. Вы можете делать сообщение самостоятельно. Информация должна быть короткой и интересной. Её можно найти в журнале, Интернете, энциклопедии и т.д…
Дерево – символ Африки.
Баобаб – дерево-толстяк. Поднимаясь на 25 м вверх, его ствол может разрастаться к 20 м и более в диаметре! Когда дерево сбрасывает листья, то его обнаженные ветви напоминают дерево вверх корни. Поэтому он получил название "дерево вверх корнями ".
Баобаб-долгожитель. Известные деревья, которым более 5 тыс. лет. Само слово "баобаб" с языка местного племени переводится как "обезьянье дерево" Его плоды, похожие на большие вздутые огурцы, охотно поедают обезьяны. А местное население использует с баобаба все: листья заваривают вместо чая, из толченой коры делают приправы, плоды жарят кружочками, как наши кабачки, а их мякоть используют для получения лимонада (отсюда еще одно название - лимонадные дерево). Не пропадают даром и толстые прочные оболочки плодов: из них делают разную посуду и музыкальные инструменты. Из волокон луба плетут крепкие веревки, ткут полотно. Баобаб уважают и как лекарственное растение: целебные свойства имеет листья, плоды, кора, семена и даже корни. Неудивительно, что с давних времен это дерево считалось священным.
11. Давайте вместе выясним, зачем нам, современным людям, география? Самостоятельная работа стр. 5
Вопросы учителя.
Какое она имеет значение для людей и для каждого из нас?
Есть ли среди ваших родных и близких люди, чья профессия связана с географией?
Вывод на стр. 5 учебника. География помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нем.
12. В нашем учебнике есть рубрики.
В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой выделены основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте.
Чтобы лучше усвоить материал параграфа, мы будем отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я умею», «Это мне интересно».
Верный помощник, к которому мы должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7).
Рубрика «Шаг за шагом» имеется во многих параграфах, она выполняет роль консультанта-помощника, объясняющего, как выполнить то или иное действие.
Слайд 12
13. На следующий урок вам нужно иметь «Мой тренажёр».Только с этой тетрадью вы сможете добиться хороших результатов и сдать «легкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам.
V. Обобщение знаний учащихся.
1. Что нам понадобится на уроке кроме учебника?
Вывод.Иизучение географии невозможно без использования географических карт, а также дополнительной литературы: материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний.
Слайд 13.
VI. Домашнее задание.
- Изучить § 1. (стр. 4-5)
- «Шаг за шагом» стр. 7-8.
- Выполнить задание 4.
VII. Ведём календарь погоды.
Объясните значение календаря погоды в кабинете географии?
Систематическое его ведение в течение года — дело дежурных по классу. Такой же календарь имеется в тренажере, куда учащиеся самостоятельно заносят данные о погоде. Результаты будем сверять и обсуждать на уроках.
До свидания. Очень рада буду всех видеть на следующем уроке.