Урок географии по теме "Что такое география и как мы будем ее изучать". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока:

  • познакомить учащихся с новым предметом — географией;
  • раскрыть особенности содержания курса;
  • показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;
  • выяснить, какие задачи решает география;
  • ознакомить с методами географической науки;
  • познакомить учащихся с новым учебником и требованиями учителя.

Учебная литература: УМК серии «Полярная звезда»

  1. Академический школьный учебник География 6 класс Москва «Просвещение» 2010 Авторы: А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина
  2. Рабочая тетрадь. Николина В.В. География. 6 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Пособие для учителя. («Полярная звезда»)

  1. Николина В.В. География. 6 кл. Методические рекомендации.

Оборудование: физическая карта полушарий, политическая карта полушарий, портреты великих географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажер».

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: География.

Способы действий учащихся: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажера; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.

Ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознание идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Работа с учебником: знакомство с новым учебником и способами работы с ним.

Тип урока: вводный, изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1 Презентация

II. Изучение нового материала.

1. Изучим ваш личный опыт.

Запись на доске «Наш географический опыт».

Ответы на поставленные вопросы мы будем записывать на доску.

Что мы знаем о географии?

Слайд 2

Вопросы...

  1. С чем или с кем вы связываете географию?
  2. Что хотели бы узнать, изучая географию?
  3. Какие книги, журналы уже читали?
  4. Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания?

2. Знакомимся с учебником

Слайд 3

Академический школьный учебник «География» Серия «Полярная звезда»

Учебник ваш главный помощник в изучении географии. Учебник имеет символ «Полярная звезда», который будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе, т.к. полярная звезда всегда была главным ориентиром для первых путешественников. Начнем путешествовать с «Полярной звездой»

3. В учебнике есть особые страницы – Шмуцтитул

Слайд 4

1. Первоначально шмуцтитул, или «грязный титул», помещаемый перед титульным листом, должен был предохранять его от загрязнения. С течением времени шмуцтитул стал называться лист бумаги перед началом книги или отдельной ее частью, на котором помещается заглавие, иллюстрация и т. п.

Рассмотрите и самостоятельно изучите шмуцтитул

Слайд 5

- «Введение» (стр. 3).

4. Изучаем термины.

Отвечаем на вопросы. 1.Что означает слово «география»?

(Греческое и означает «землеописание»). Она занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов.

5. Великие географические открытия

Слайд 6

У истоков географии стояли великие люди:

Эратосфе́н Кире́нский ( 276 год до н. э.—194 год до н. э.) — греческий математик, астроном, географ и поэт, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.

Страбон, которого называли Географ.

Слайд 7

Страбо́н ( 1 век) — греческий историк и географ времён античности. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.

6. Обсуждаем познавательную задачу: зачем нам география?

Зачем нам география?

Слайд 8

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории науки географии.

История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация об исследованных землях.

III. Физминутка

7. Самостоятельная работа.

Прочитайте первый фрагмент параграфа «Зачем купцу география?» (купец — тот, кто занимается торговлей).

8. Изучив первый фрагмент параграфа, мы можем сделать вывод.

Выводы в нашем учебнике выделены особым цветом….

9. Для нас очень важна географическая карта.

Во время чтения мы встречаем различные географические объекты: страны, города,…., …. Нам нужно уметь их показывать на географических картах.

Повторим правила работы у карты.

Слайд 9

Самостоятельная работа с географическими картами

В учебнике есть карты на стр. 184-191

Прочитайте название карт.

Что мы можем узнать, глядя на физическую карту полушарий?

На политической карте полушарий стр.-186-187 найдите государства

На доске рисунки. Бананы – (Эквадор), кофе – (Бразилия), чай – (Индия), оливковое масло – (Греция), помидоры,картофель – Южная Америка

Где они были произведены? На подготовку 1 минута.

Работа у доски с географическими картами.

Отвечаем у доски и показываем на географической карте. Кто быстрее?

10. Знакомство с географическим атласом. (1 мин.)

Слайд 10

IV. Это интересно. (2 мин.)

Сообщение подготовленного ученика. Слайд 11

На каждом уроке у нас будет такая рубрика. Вы можете делать сообщение самостоятельно. Информация должна быть короткой и интересной. Её можно найти в журнале, Интернете, энциклопедии и т.д…

Дерево – символ Африки.

Баобаб – дерево-толстяк. Поднимаясь на 25 м вверх, его ствол может разрастаться к 20 м и более в диаметре! Когда дерево сбрасывает листья, то его обнаженные ветви напоминают дерево вверх корни. Поэтому он получил название "дерево вверх корнями ".

Баобаб-долгожитель. Известные деревья, которым более 5 тыс. лет. Само слово "баобаб" с языка местного племени переводится как "обезьянье дерево" Его плоды, похожие на большие вздутые огурцы, охотно поедают обезьяны. А местное население использует с баобаба все: листья заваривают вместо чая, из толченой коры делают приправы, плоды жарят кружочками, как наши кабачки, а их мякоть используют для получения лимонада (отсюда еще одно название - лимонадные дерево). Не пропадают даром и толстые прочные оболочки плодов: из них делают разную посуду и музыкальные инструменты. Из волокон луба плетут крепкие веревки, ткут полотно. Баобаб уважают и как лекарственное растение: целебные свойства имеет листья, плоды, кора, семена и даже корни. Неудивительно, что с давних времен это дерево считалось священным.

11. Давайте вместе выясним, зачем нам, современным людям, география? Самостоятельная работа стр. 5

Вопросы учителя.

Какое она имеет значение для людей и для каждого из нас?

Есть ли среди ваших родных и близких люди, чья профессия связана с географией?

Вывод на стр. 5 учебника. География помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нем.

12. В нашем учебнике есть рубрики.

В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой выделены основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте.

Чтобы лучше усвоить материал параграфа, мы будем отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я умею», «Это мне интересно».

Верный помощник, к которому мы должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7).

Рубрика «Шаг за шагом» имеется во многих параграфах, она выполняет роль консультанта-помощника, объясняющего, как выполнить то или иное действие.

Слайд 12

13. На следующий урок вам нужно иметь «Мой тренажёр».Только с этой тетрадью вы сможете добиться хороших результатов и сдать «легкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Что нам понадобится на уроке кроме учебника?

Вывод.Иизучение географии невозможно без использования географических карт, а также дополнительной литературы: материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний.

Слайд 13.

VI. Домашнее задание.

  1. Изучить § 1. (стр. 4-5)
  2. «Шаг за шагом» стр. 7-8.
  3. Выполнить задание 4.

VII. Ведём календарь погоды.

Объясните значение календаря погоды в кабинете географии?

Систематическое его ведение в течение года — дело дежурных по классу. Такой же календарь имеется в тренажере, куда учащиеся самостоятельно заносят данные о погоде. Результаты будем сверять и обсуждать на уроках.

До свидания. Очень рада буду всех видеть на следующем уроке.