Цель: выявив особенности взаимоотношений детей и родителей, проанализировать родительское поведение и акцентировать внимание на положительных формах проявления любви к ребенку; способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Задачи:
- Рассмотреть положительные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
- Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
- Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
- Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Оборудование:мультипроектор для
демонстрации презентации, экран; листы-лучики со
словами, памятки для родителей; на доске: плакат с
нарисованным солнечным диском;
на столах: бланки с вопросами теста «Какие мы
родители».
ХОД СОБРАНИЯ
Не вините детей за мгновенья печали,
Им простите скорей, если в жизни упали,
Поднимите любя и о них помолитесь...
Это – ваше дитя. Только не отвернитесь.
Не теряйте детей – это ваша семья,
Нет ведь в жизни милей, чем родное дитя.
Лишь отец или мать могут сыну помочь,
И "прощаю" сказать, приласкав свою дочь.
Не гоните детей за ошибки их прочь,
Помогите скорей, если нужно помочь.
Пусть родительский дом им подарит приют,
Их согреет теплом, и они все поймут.
I. Ввод в работу. Сообщение темы встречи
(слайд 1)
– Здравствуйте, уважаемые родители!
Разговор об отношениях в семье, о любви родителей
к своим детям никогда не перестанет быть
актуальным.
Эта тема волнует все поколения родителей. Чтобы
понять сегодняшние отношения в семье, я
предлагаю начать родительское собрание с теста
«Какие мы родители» (Приложение
1), но результат этого теста
анализировать вслух мы не будем. Постарайтесь
отвечать на заданные вопросы быстро и
откровенно.
Цель данной работы показать, насколько правильно
вы оцениваете данную ситуацию в семье.
(Слайд 2)
– Вам предлагается ответить на 14 вопросов быстро и откровенно. При ответе на вопрос вам надо написать одно из слов: «да», «отчасти», иногда», «нет»
(Родители отвечают на вопросы теста)
– При подсчете результатов вам нужно поставить:
2 б. там, где вы ответили «ДА»
1 б. – «ИНОГДА», «ОТЧАСТИ»
0 б. – «НЕТ»
– Считайте количество набранных баллов.
(слайд 3) ПОДВОДИМ ИТОГИ
Обратите внимание на слайд и сделайте для себя вывод:
– если вы набрали > 20 баллов – … (родители
читают сами)
– если от 10 до 20 – …
– если < 10 баллов – …
II. Работа над темой собрания.
1. Актуализация темы
(Слайд 4) Любовь родителей – это
возможность удовлетворять эмоциональные
потребности ребенка. Подрастая, дети задают один
вопрос: «Вы любите меня?»
– Какими бы родителями мы не были, мы всегда
можем дать утвердительный ответ на этот вопрос…
А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над
этим как-то задумываться не приходится. Жизнь и
наука доказали, что все беды у детей, а потому и у
родителей объясняются ошибками семейного
воспитания, главная из которых – отсутствие
безусловной любви и неумение хвалить и
поддерживать своих детей.
А ведь для ребенка самое главное – чтобы его
любили таким, какой он есть.
(Слайд 5) Психологами и педагогами выделено много типов родительской любви к детям, среди которых есть такие, которые портят, а не воспитывают детей. Давайте остановимся на них подробнее.
Любовь умиления. Это инстинктивная,
неразумная, иногда наивная любовь. К чему она
приводит?
Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления его
личностью, не знает понятий «нельзя», «надо».
Ребенок не знает своего долга перед родителями,
не умеет трудиться.
Он не видит других людей с их желаниями и
потребностями.
(Слайд 6) Деспотическая любовь. У
ребенка с малых лет извращается представление о
добром начале в человеке, он перестает верить в
человека и человечность.
В атмосфере мелких придирок, постоянных упреков
ребенок ожесточается.
Это происходит из-за неумения родителями
пользоваться своей властью.
(Слайд 7) Любовь откупа. Родители
видят свой долг только в обеспечении всех
материальных потребностей ребенка. В семье
царит атмосфера духовной пустоты, убожества.
Чем больше дефицит ребенка в родительской любви,
тем больше его стремление получать её
материальные заменители.
Ребенку будут совершенно незнакомы сострадание,
милосердие.
Став взрослыми и строя свои взаимоотношения с
другими людьми, дети будут выбирать ложные
ценности (деньги, материальные блага).
2. Групповая работа
– Вы прослушали теорию. Давайте вы сейчас попробуете на практике определить тип родительской любви (родителям предлагаются тексты, они их читают и определяют, к какому типу относится) (Приложение 2)
3. Эмоциональная индукция
(Слайд 8) Какой же должна быть
подлинная родительская любовь?
В каких проявлениях любви особенно нуждаются
наши дети?
Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей.
Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут.
– Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?
– Сегодня мы не будем обсуждать родительские ошибки в воспитании. А поговорим о том, как мы любим своих детей.
(Слайд 9) «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?»
Предлагаю вам создать солнце любви к нашим
детям. (Достаю солнечный диск)
Выберите нужный вам лучик (на лучиках написаны
слова: любовь, забота, уважение, ласка и т. д.)
Если вы хотите написать что-то свое,
воспользуйтесь чистым лучиком и маркером.
– Что же у нас получилось? (Зачитываю)
Я проявляю свою любовь …
III. Рефлексия. Обмен впечатлениями
– По завершению собрания я хотела бы подарить вам «формулу любви к своему ребенку». Конечно, без вашей родительской любви, эта формула не будет действенной (Приложение 1) (раздаю памятки для родителей и читаю слова со слайда)
(Слайд 10)
Безусловная любовь не зависит:
ни от внешности ребенка,
ни от его достоинств и недостатков,
ни от способностей,
ни от сегодняшнего поведения.
(слайд 11)
– Не забывайте говорить своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем»
Список литературы
- Родари Д. «Приключения Чиполлино»
- «Развитие и воспитание ребенка» (сайт Kidly. ru)
- «Умиляются родители ребенку» (сайт «Детки-лучики»)
- Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.