Цели урока:
- личностные: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом;
- коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Оборудование: раздаточный материал (тексты, тесты) (Приложение 1, Приложение 2); мультимедийное оборудование; презентация урока (Приложение 3)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационно-психологический этап, мотивация к учебной деятельности | - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят: “Улыбка – это поцелуй души”. Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. | Приветствие учащихся. | Личностные, коммуникативные УУД: умение высказывать своё отношение к друзьям, выражать свои эмоции; мотивация к обучению и познавательной деятельности, создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний | - Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие, а в какое, вы догадаетесь сами,
прочитав стихотворение.
(СЛАЙД 1) - Да, сегодня мы будем путешествовать по нашей Родине. Это слово с детства знает каждый. Что вы понимаете под словом Родина? (СЛАЙД 2) |
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём, Солнце в небе голубом, И березки у дороги, по
которой мы идем. (Предположения учащихся) Родина – это место, где мы родились, где мы живём со своими родителями, со своими друзьями. |
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом. |
3. Вопросы, побуждающие к формулированию учебной проблемы | - Ребята, как называется наша Родина? (СЛАЙД
3) Мы с вами родились в России, (СЛАЙД 4) - Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? Каждое государство имеет свои символы. (СЛАЙД 5-6) Что такое символы? Какие символы у нашего государства?
(СЛАЙД 7-9) |
Россия или Российская Федерация.
О нашей Родине, о нашем государстве, о России. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Флаг, герб, гимн. |
Познавательные, регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование. |
Физкультминутка (пауза релаксации) |
- Представьте, что вы оказались в березовой роще, где звучит красивая музыка. Присядьте на полянку, закройте глаза и представьте себе свое любимое место. (СЛАЙД 10) | Отдых, расслабление. Высказывания учеников. |
Коммуникативные УУД: умение слушать и строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
4. Подготовка к восприятию. | - Продолжим наше путешествие по родным
лесам. Красавицей русских лесов называют люди
берёзу. Как вы думаете почему? Много прекрасных
слов сказано о березе. Стройный белый ствол,
гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки
всегда были. символом всего прекрасного,
возвышенного и немного грустного. А в поэзии
берёза сравнивается с образом русской девушки. - Недавно мы читали стихотворение “С добрым утром” С.Есенина. Какие поэт использует средства художественной выразительности? Прочитайте свои стихи о березе. |
Россия всегда ассоциировалась с берёзой. Берёзу считают русским деревом. Береза – символ России.
Чтение и анализ стихотворения. Олицетворение (березка загляделась, улыбнулись березки); эпитеты (сонные березки, шелковые косы). Эти средства помогают более ярко показать образ березы. Чтение стихов. |
Коммуникативные, познавательные,
регулятивныеУУД: эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение средств выразительности, которое использовал автор. |
- Известно, что ни в какой стране нет
такого обилия берез, как у нас. Береза и в песнях,
и в стихах, и в загадках, и в сказках, и на полотнах
художников. (СЛАЙДЫ 11- 14) Мила она русскому сердцу. Давайте украсим березу бусами из красивых слов. (СЛАЙД 15) Подбор прилагательных к слову береза и запись на доске. |
|
||
5. Первичное восприятие текста | - Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом о березе из энциклопедии “Тайны окружающего мира”. (Чтение текста про себя, а потом вслух). (Приложение 1) | Читают, слушают рассказ, определяют настроение произведения, анализируют текст. |
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
6. Первичное закрепление знаний. Анализ произведения | Беседа по содержанию с сопровождением
выборочного чтения текста, проверка по эталону. (СЛАЙД
16) Подбор однокоренных слов. (СЛАЙД 17) |
Ответы на вопросы на листочках (тест). | Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы, на основе анализа делать выводы. |
7. Закрепление изученного материала | - Чем мы занимались на уроке? Какие выводы можно сделать после нашего путешествия по Родине? Любит березу русский народ. В этом мы убедились, прочитав текст о березе. Большинство писателей отмечает, что “береза красивая, изящная, стройная, символизирует нашу страну. Нельзя представить Россию без берез”. Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. И пусть деревом, которое вы посадите, будет береза. |
Слушали песню, читали стихи,
рассматривали картины известных художников.
Везде нам встретилась милая сердцу березка. Она
является “символом” России, вдохновляет поэтов,
писателей, композиторов. 1. Береза – это дерево, символ Родины; девушка-невеста; символ богатого урожая. (СЛАЙД 18) 2.Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов, метафор, олицетворений. У Сергея Есенина береза яркая, красочная, величавая; живет чудной жизнью. |
Коммуникативные, познавательные,
регулятивныеУУД: развитие внимания
учащихся, монологической речи; создание
благоприятной атмосферы заинтересованности;
работа над формированием логических умений:
анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек
рассуждений.
|
8. Итог урока | (СЛАЙД 19) | Высказывания учащихся | |
9.Рефлексия | - Закончите предложения: Сегодня на уроке я представлял себя ... Я хочу узнать, насколько муд-рыми вы стали. Об этом мне ска-жут лучики, которые появятся у нашего солнышка: желтый длинный лучик – “Я уверен в своих знаниях. Я счастлив!”; розовый средний лучик – “У меня многое получилось, но я немного сомневаюсь в своих знаниях”; короткий красный лучик – “Мне трудно. Стоит подучить”. | художником, поэтом, ...
Учащиеся обозначают свой уровень усвоения материала на доске. |
Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
- Я разделяю с вами вашу радость! Надеюсь, что интерес к учёбе, к знаниям не иссякнет! Спасибо за урок! (СЛАЙД 20) |