По определению экспертов ВОЗ “Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но состояние полного физического, душевного и социального благополучия”. “Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее”,но статистика показывает, что за время обучения в школе число здоровых детей уменьшается почти в 4 раза! Поэтому от учителя зависит, какое воздействие на здоровье учащихся оказывает образовательный процесс. Учитель может в большей степени, чем врач, помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье. Грамотная забота о здоровье учащихся – не только важнейшая задача каждого учителя, но и индикатор его профессионализма. Актуальность темы обусловлена обеспокоенностью состоянием здоровья детей нашей школы.Зная печальную статистику по школе о состоянии здоровья наших учеников, мы решили, что в учебный процесс надо активно внедрять не только здоровьесберегающие образовательные технологии, но и учебно-воспитательные, направленные на воспитание у детей культуры питания, обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни. Нашей главной целью стало формирование у учащихся мотивации на ведение здорового образа жизни. Предмет “иностранный язык” предоставляет большие возможности по формированию у учащихся понятия “здоровый образ жизни” средствами языка. Мы объединили усилия по приобщению наших учеников к здоровому образу жизни. Основанием для совместной работы послужила заинтересованностькак нас, учителей, так и учащихся в совместной деятельности по изучению проблемы здорового питания. Нам было интересно посмотреть как взаимодействуют дети разного возраста в ходе выполнения проектов. Эта форма работы имеет также и большое воспитательное значение. Опыт нашей работы показывает, что методы и формы работы, применяемые в учебном процессе, обоснованы и дают положительные результаты.
В течение 3-х лет велась работа по реализации долгосрочного проекта по теме “Здоровый образ жизни”. Проект состоял из трех этапов. Обучаясь по УМК “Счастливый английский.ру” К.Кауфман и М.Кауфман, в рамках социально-бытовой тематики дети знакомятся с темами “Еда”, “Продукты”, “Национальные кухни”, “Здоровье и здоровый образ жизни”, “Болезни и их симптомы”, “Диета: польза или вред?”. УМКК.И.Кауфман и М.Ю.Кауфман“Счастливый английский.ру” направлен на реализацию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
1-й этап реализации проекта
“ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”
Начало долгосрочному проекту было положено на итоговых уроках в разделе “Здоровый образ жизни” в 8 классе в форме создания проектов-коллажей.
Целью 1-го этапа реализации проекта былоформирование навыков бережного отношения к своему здоровью, желания отказаться от вредных привычек.
Материал для проектов собирался учащимися на протяжении изучения темы. При создании проектов в рамках уроков учащиеся делились на группы, выбирали один из аспектов темы, отбирали материал для коллажа с последующей защитой проекта. Результаты работы оказались настолько информативными и убедительными, что была организована лекторская группа, которая выступила с презентациями коллажей перед учащимися 6-8 классов. Восьмиклассники рассказали о том, как надо правильно питаться и какие последствия могут быть при неправильном питании. Надо отметить, что дети реагировали на информацию, полученную от старшеклассников, с большим доверием, нежели от учителя. Большое эмоциональное воздействие также имела яркая и убедительная наглядность коллажей.
2-й этап реализации проекта
“ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ”
Местом исследования стала школьная столовая. Учащиеся старших классов снялиучебный видеосюжет, который стал толчком для обсуждения проблемы здорового питания в рамках интегрированного урока вдвоем. Урок проводили два учителя в двух разновозрастных группах учащихся 8 и 6 классов.
Цель данного этапа - формирование культуры здорового питания.Мотивация темы –актуальностьи проблематичность здорового питания как составнойздорового образа жизни.
Урок проходил в игровой форме. Учащиеся 8 класса рассказывали шестиклассникам о здоровой пище, о том, как правильно питаться. Они разработали и провели анкетирование шестиклассников “Правильно ли ты питаешься?” На уроке были выполнены мини – проекты о любимой еде. Младшие школьники отдали предпочтение фастфуду.Восьмиклассники поделились своими знаниями о полезных продуктах и дали советы, как правильно питаться, чтобы быть здоровыми.Обевозрастные группы подготовили рекомендательные мини-проекты “Меню для школьной столовой” с учетом полученных знаний и успешно их защитили.
Итогом урока стал групповой коллаж обеих групп.
3 этап реализации проекта
“ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”
Цель: предоставить учащимся средства для самостоятельной работы в рамках перечисленной тематики, помочь ее выполнению, дать обратную связь и стимулирующую оценку их деятельности в рамках городских мероприятий.
Результат: участие в 1-й муниципальной конференции исследовательских и творческих проектных работ по иностранному языку группы учащихся 8-9 классов со стендовым докладом по теме “Здоровое питание - здоровый образ жизни”.
Участники проекта стали победителями конференциив номинации “Стендовый доклад”. Учащиеся рассказывали о последствиях неправильного питания, о вкусной и здоровой пище, о вреде диет, давали советыкак оставаться в хорошей форме и быть здоровым.
Защита проекта проходила в интерактивной форме. Учащиеся предлагали анкеты на проверку знаний о правильном питании. По результатам ответов участники интерактивного опроса получали призы: яблоко или пакет советов по правильному питанию.
4 этап реализации проекта
“ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ОТ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ”
Научить детей быть здоровыми с детства, сделать здоровое питание частью здорового образа жизни, образования, культуры, каждодневной привычкой - главные задачишкольного образования. Школы должны стать обучающей площадкой по пропаганде здорового образа жизни. Правильное питание остается одной из главных составляющих здорового образа жизни.
Целью работыбыло определить:
- взаимозависимость между теоретическими знаниями и практическим применением знаний о правильном питании;
- взаимозависимость между частотой заболеваний, занятиями физкультурой и спортом, с одной стороны, и качеством знаний учащихся, с другой стороны.
Методом исследования было анкетирование учащихся младшей, средней и старшей школы. (Приложение).
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Результаты анкетирования показали, что почти 100% учащихся знают о правильном питании, но питаются неправильно.
Результаты опроса об источниках знаний о правильном питании указывают на огромную роль семьи в плане воспитания привычки здорового образа жизни.
Очень интересные результатыдали исследования по вопросу взаимосвязи частоты заболеваний, занятий спортом и качеством обучения.
Исследователями не обнаружено прямо пропорциональной зависимости между частотой заболеваний и качеством обучения учащихся: к 9 классу из 100% учащихся часто болело 50%, а процент качества знаний при этом составлял 40%; из 100% учащихся 60% занимались спортом (главным образом девушки), что мотивировано желанием хорошо выглядеть и чувствовать себя, а значит заниматьсязарядкой, плаванием, фитнесом, и другими видами спорта.Выводы: несмотря на частоту заболеваний, качество обучения к 10 классу не снижается в силу занятий спортом в спортивных клубах и секциях.
Итогом этого проекта стало участие во IIСателлитном симпозиуме школьников в рамках 16-й международной школы-конференции молодых ученых “Биология – наука XXI века”, который прошел в апреле 2012 г.в г.Пущино.
Участники симпозиума стали победителями в номинации “Стендовый доклад”.
Все материалы и выступления были представлены на английском языке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА
Дети выступали с лекциями и презентациями перед школьной аудиторией как нашей школы, так и других школ города, на родительских собраниях, награждены дипломами за лучшие стендовые доклады на городской и международной конференциях в г. Пущино. Мы поделились опытом работы по здоровьесбережению детей на областной конференции в г. Оболенске.
ВЫВОДЫ
Мы сумели привлечь внимание детей и их родителей к данной проблеме. К окончанию проекта его участники, их одноклассники, по результатам анкетирования, стали питаться лучше, в школьной столовой стали отдавать предпочтение горячим блюдам, салатам, сокам. Большее количество детей записались в различные секции, стали посещать Дворец спорта.