Пояснительная записка
Современная школа организует воспитательный процесс в кризисный период развития общества. Разрушение основ жизни, переоценка ценностей, распад и разлад социальных и личностных отношений, выдвижение на первый план лжеценностей, сопутствующих всякому социальному кризису - в этой ситуации идеологического распада и социальной неустроенности школу могла бы поддержать ориентация на общечеловеческую культуру, так называемый культурологический подход к воспитанию. Поэтому наша гимназия включает в содержание учебно-воспитательной работы своеобразные уроки этикета, ставящие целью оснащение подрастающего поколения необходимыми социальными формами общения с людьми. В частности, в 5-ых классах предполагается ведение курса “Этикет гимназиста”.
Цель курса: социализация младших подростков, ознакомление учащихся гимназии с этическими правилами, знание и соблюдение которых делает человеческое общение взаимоприятным.
Предлагаемый курс призван служить решению следующих образовательных, воспитательных и развивающих задач:
- дать первоначальные сведения о происхождении и об источниках современного этикета, о видоизменении его правил, указать на роль этикета в жизни и взаимоотношениях человека с другими людьми,
- систематизировать знания учащихся о правилах поведения в общественных местах, в гостях,
- сформировать у учащихся правильные представления о культуре речи человека, об этикете внешнего вида, о культуре еды, об этикете жилища и гостеприимстве,
- познакомить учащихся с искусством вести беседу, спор, с искусством делать подарки,
- выработать элементарные навыки грамотного ведения телефонных разговоров, оформления личной корреспонденции,
- научить применению на практике этических правил приветствия-прощания, обращения, знакомства, представления, правильной сервировки стола.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Максимальное количество занятий в год - 33 часа.
Оптимальной формой преподавания видится традиционный школьный урок. В то же время, уроки этикета - это занятия особого рода. С одной стороны, они действительно напоминают уроки, потому что совершается передача знаний и формирование умений в традиционно организуемой совместной деятельности школьников, расположенных за учебными столами. С другой стороны, атмосфера этих занятий скорее напоминает "работу группы", как говорят психологи. Это такого рода занятия, когда происходит психологическое влияние, психологическое преобразование личности школьника и предметом влияния является не столько знание, сколько внутренний мир школьника и система его отношений.
Очень важным является такое построение занятий, при котором каждый учащийся пробует практически овладеть предписываемой формой поведения. Диалогическое общение ученика и учителя является на уроках этикета довольно частым методом. Проводятся эвристические и воспроизводящие беседы. Однако к разговорам, призывам, объяснениям, иллюстрациям обучение не сводится. Ведь суть занятий - в максимальной приближенности к реальной поведенческой практике школьника. Ролевые игры, упражнения, деловые игры, ситуационные задачи - такие методы являются основными и ведущими, а материал для них подбирается из окружающей жизни, воссоздавая знакомые для школьника ситуации.
Ввиду отсутствия в настоящее время адекватного курсу учебника, в качестве учебной литературы может использоваться “Энциклопедия этикета для детей” (Панкеев И.А., М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007). Основным источником знаний для учащихся является учитель (педагог-психолог), ведущий занятия этикета. Он знакомит учащихся и их родителей с литературой по этикету, которая используется 5-классниками для подготовки сообщений, небольших докладов по отдельным темам, для уточнения некоторых правил. Кроме того, общение с книгой и интернет-источниками играет огромную роль в развитии речи школьника.
Содержание курса
Тема 1. Этикет школьника.
Понятие “этикет”. Появление этикета. Из истории этикета. Источники современного этикета. Основные принципы этикета: удобство, целесообразность, практичность и взаимоприятное общение.
Основные правила распорядка в гимназии. Устав гимназии. Трудности школьника и гимназиста.
Точность – вежливость... Как стать точным.
Тема 2. Этикет в общественных местах.
Нормы поведения на улице.
Общественный транспорт, его виды. Правила поведения в общественном транспорте. Различие правил безопасности и этических правил. Особенности правил этикета в транспорте дальнего следования.
Правила поведения в театре. Как вести себя в учреждениях культуры (в библиотеке, на выставке, в музее и т.п.). Как вести себя в местах отдыха (на дискотеке, в кинотеатре и т.п.)
Тема 3. Этикет коммуникаций.
Способы приветствия, их разнообразие и выбор в зависимости от ситуации. Способы прощания.
Виды обращения: официальный, доверительный, интимный, шуточный. Формы обращения “Вы” и “ты”, правила их использования.
Правила знакомства и представления.
Виды личной корреспонденции: поздравительная открытка, памятная открытка, личное письмо. Их структура. Оформление конверта.
Телефонные разговоры: правила этикета.
Тема 4. Этикет внешнего вида.
Понятие внешнего вида: одежда, прическа, походка, мимика, жесты и т.д. Школьная форма. Выбор одежды для различных ситуаций. Мода и стиль. Что значит “выглядеть прилично”.
Тема 5. Этикет гостеприимства.
Этикет жилища. Правила приглашения в гости. Этические правила хозяина. Этические правила гостя.
Виды подарков. Выбор подарка - от чего он зависит. Как правильно выбрать и преподнести подарок. Цветы – тоже подарок. Знаки внимания. Искусство делать подарки.
Тема 6. Этикет за столом.
Нормы поведения в столовой, кафе, ресторане и других местах общественного питания. Школьная столовая. Правила поведения за столом. Беседа за столом.
Сервировка стола. Порядок подачи блюд. Как есть различные блюда. Напитки и десерты.
Итоги курса
Продуктивной формой контроля усвоения знаний может быть публичное выполнение учащимся контрольных заданий-ситуаций, а также письменное оформление различных видов личной корреспонденции, отчеты о посещении театра, подбор пословиц о гостеприимстве и т.д. (Перечень возможных самостоятельных работ и практических заданий по каждой теме представлен в примечаниях к поурочному планированию в Приложении).
К концу изучения курса учащиеся должны
- знать основные принципы этикета и правила поведения в общественных местах: улице, транспорте, театре, других учреждениях культуры и отдыха, в гостях, правила ведения беседы и спора;
- иметь правильные представления о культуре речи человека, об этикете внешнего вида, о культуре еды, об этикете жилища и гостеприимстве;
- уметь выбирать и преподносить подарки, применять на практике этические правила приветствия-прощания, обращения, знакомства, представления и правильной сервировки стола;
- иметь навыки грамотного ведения телефонных разговоров, оформления основных видов личной корреспонденции.
Список литературы к курсу
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. - М, 2008.
- Все об этикете. - Ростов-на-Дону, 1996.
- Дорохов А. Это стоит запомнить. - М, 1972.
- Бабина Н.В. Секреты этикета. - Смоленск, 2001.
- Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости. Этикет для детей. - М, 2001.
- Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М., 2003.
- Максимовский М. Этикет делового человека. - М, 1995.
- Панкеев И. А. Энциклопедия этикета для детей. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.
- Правила этикета (краткий справочник). - М., 1992.
- Савченко А.П. Уроки культуры и этикета в школе. - М., 1993.
Приложение
Тематическое планирование курса “Этикет гимназиста”
№ | Название темы | триместр | Количество часов в год | ||
1 | 2 | 3 | |||
1 | Этикет школьника | 5 | 5 | ||
2 | Этикет в общественных местах | 5 | 5 | ||
3 | Этикет коммуникаций | 5 | 5 | ||
4 | Этикет внешнего вида | 6 | 6 | ||
5 | Этикет гостеприимства | 6 | 6 | ||
6 | Этикет за столом | 5 | 5 | ||
Заключительный урок. Искусство вежливости | 1 | 1 | |||
Итого | 10 | 11 | 12 | 33 |
Поурочное планирование курса “Этикет гимназиста”
№ | ТЕМЫ и содержание уроков (1 полугодие) | Примечание | |
Т.1 | Этикет школьника (5 ч.) | ||
1 | Здравствуй, пятый класс! | ||
2 | Что такое этикет? Основные принципы этикета. | ||
3 | Узнай свою гимназию. | ||
4 | Легко ли быть учеником? Что поможет учиться. | ||
5 | Точность - вежливость..? Как стать точным | ||
Т.2 | Этикет в общественных местах (5 ч.) | ||
1 | Нормы поведения на улице | ||
2 | Правила поведения в общественном транспорте(метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси, поезд, самолет) | ||
3 | Правила поведения в театре | П.Р.: посетить учреждение культуры с целью анализа, какие из правил соблюдаются, а какие нет. Оформить в виде доклада. | |
4 | Как вести себя в учреждениях культуры (в библиотеке, на выставке, в музее и т.п.) | ||
5 | Как вести себя в учреждениях отдыха (на дискотеке, в кинотеатре и т.п.) | ||
Т.З | Этикет коммуникаций (5 ч.) | ||
1 | Формы обращения. Способы приветствия. | Способы прощания | |
2 | "Вы" и "ты". Правила знакомства и представления | П.Р.: оформить один из видов корреспонденции (открытку, письмо) | |
3 | Виды личной корреспонденции. Электронная почта | ||
4 | Искусство вести беседу | ||
5 | Этикет телефонных разговоров | ||
Т.4 | Этикет внешнего вида (6ч.) | ||
1 | Эталон, мода, стиль | ||
2 | Одежда в различных ситуациях (что одевать, отправляясь на отдых, в школу, в театр, на дачу, в гости и т.д.) | П.Р.: Оценить свой внешний вид с точки зрения деловой одежды | |
3 | |||
4 | Взгляды и улыбка | ||
5 | Жесты и движения | ||
6 | Легко ли выглядеть прилично? | ||
Т.5 | Этикет гостеприимства (6 ч.) | ||
1 | Этикет жилища. Правила приглашения в гости | Пословицы о гостеприимстве | |
2 | Этические правила хозяина (вы пригласили гостей) | ||
3 | Этические правила гостя. Если вы поселились в гостях | ||
4 | Искусство делать подарки | Деловая игра: выбор подарков | |
5 | Как дарить цветы | ||
6 | Знаки внимания | ||
Т.6 | Этикет за столом (5 ч.) | ||
1 | Нормы поведения в столовой, кафе, ресторане и других местах общественного питания | ||
2 | Правила поведения за столом. Беседа за столом | ||
3 | Сервировка стола. Порядок подачи блюд | П.Р.: составить примерное меню
обеда, ужина
|
|
4 | Как есть различные блюда | ||
5 | Напитки и десерты | ||
Заключительный урок. Искусство вежливости (1 ч.) |