Программа психологической адаптации "Этикет гимназиста". 5-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 5


Пояснительная записка

Современная школа организует воспитательный процесс в кризисный период развития общества. Разрушение основ жизни, переоценка ценностей, распад и разлад социальных и личностных отношений, выдвижение на первый план лжеценностей, сопутствующих всякому социальному кризису - в этой ситуации идеологического распада и социальной неустроенности школу могла бы поддержать ориентация на общечеловеческую культуру, так называемый культурологический подход к воспитанию. Поэтому наша гимназия включает в содержание учебно-воспитательной работы своеобразные уроки этикета, ставящие целью оснащение подрастающего поколения необходимыми социальными формами общения с людьми. В частности, в 5-ых классах предполагается ведение курса “Этикет гимназиста”.

Цель курса: социализация младших подростков, ознакомление учащихся гимназии с этическими правилами, знание и соблюдение которых делает человеческое общение взаимоприятным.

Предлагаемый курс призван служить решению следующих образовательных, воспитательных и развивающих задач:

- дать первоначальные сведения о происхождении и об источниках современного этикета, о видоизменении его правил, указать на роль этикета в жизни и взаимоотношениях человека с другими людьми,

- систематизировать знания учащихся о правилах поведения в общественных местах, в гостях,

- сформировать у учащихся правильные представления о культуре речи человека, об этикете внешнего вида, о культуре еды, об этикете жилища и гостеприимстве,

- познакомить учащихся с искусством вести беседу, спор, с искусством делать подарки,

- выработать элементарные навыки грамотного ведения телефонных разговоров, оформления личной корреспонденции,

- научить применению на практике этических правил приветствия-прощания, обращения, знакомства, представления, правильной сервировки стола.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Максимальное количество занятий в год - 33 часа.

Оптимальной формой преподавания видится традиционный школьный урок. В то же время, уроки этикета - это занятия особого рода. С одной стороны, они действительно напоминают уроки, потому что совершается передача знаний и формирование умений в традиционно организуемой совместной деятельности школьников, расположенных за учебными столами. С другой стороны, атмосфера этих занятий скорее напоминает "работу группы", как говорят психологи. Это такого рода занятия, когда происходит психологическое влияние, психологическое преобразование личности школьника и предметом влияния является не столько знание, сколько внутренний мир школьника и система его отношений.

Очень важным является такое построение занятий, при котором каждый учащийся пробует практически овладеть предписываемой формой поведения. Диалогическое общение ученика и учителя является на уроках этикета довольно частым методом. Проводятся эвристические и воспроизводящие беседы. Однако к разговорам, призывам, объяснениям, иллюстрациям обучение не сводится. Ведь суть занятий - в максимальной приближенности к реальной поведенческой практике школьника. Ролевые игры, упражнения, деловые игры, ситуационные задачи - такие методы являются основными и ведущими, а материал для них подбирается из окружающей жизни, воссоздавая знакомые для школьника ситуации.

Ввиду отсутствия в настоящее время адекватного курсу учебника, в качестве учебной литературы может использоваться “Энциклопедия этикета для детей” (Панкеев И.А., М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007). Основным источником знаний для учащихся является учитель (педагог-психолог), ведущий занятия этикета. Он знакомит учащихся и их родителей с литературой по этикету, которая используется 5-классниками для подготовки сообщений, небольших докладов по отдельным темам, для уточнения некоторых правил. Кроме того, общение с книгой и интернет-источниками играет огромную роль в развитии речи школьника.

Содержание курса

Тема 1. Этикет школьника.

Понятие “этикет”. Появление этикета. Из истории этикета. Источники современного этикета. Основные принципы этикета: удобство, целесообразность, практичность и взаимоприятное общение.

Основные правила распорядка в гимназии. Устав гимназии. Трудности школьника и гимназиста.

Точность – вежливость... Как стать точным.

Тема 2. Этикет в общественных местах.

Нормы поведения на улице.

Общественный транспорт, его виды. Правила поведения в общественном транспорте. Различие правил безопасности и этических правил. Особенности правил этикета в транспорте дальнего следования.

Правила поведения в театре. Как вести себя в учреждениях культуры (в библиотеке, на выставке, в музее и т.п.). Как вести себя в местах отдыха (на дискотеке, в кинотеатре и т.п.)

Тема 3. Этикет коммуникаций.

Способы приветствия, их разнообразие и выбор в зависимости от ситуации. Способы прощания.

Виды обращения: официальный, доверительный, интимный, шуточный. Формы обращения “Вы” и “ты”, правила их использования.

Правила знакомства и представления.

Виды личной корреспонденции: поздравительная открытка, памятная открытка, личное письмо. Их структура. Оформление конверта.

Телефонные разговоры: правила этикета.

Тема 4. Этикет внешнего вида.

Понятие внешнего вида: одежда, прическа, походка, мимика, жесты и т.д. Школьная форма. Выбор одежды для различных ситуаций. Мода и стиль. Что значит “выглядеть прилично”.

Тема 5. Этикет гостеприимства.

Этикет жилища. Правила приглашения в гости. Этические правила хозяина. Этические правила гостя.

Виды подарков. Выбор подарка - от чего он зависит. Как правильно выбрать и преподнести подарок. Цветы – тоже подарок. Знаки внимания. Искусство делать подарки.

Тема 6. Этикет за столом.

Нормы поведения в столовой, кафе, ресторане и других местах общественного питания. Школьная столовая. Правила поведения за столом. Беседа за столом.

Сервировка стола. Порядок подачи блюд. Как есть различные блюда. Напитки и десерты.

Итоги курса

Продуктивной формой контроля усвоения знаний может быть публичное выполнение учащимся контрольных заданий-ситуаций, а также письменное оформление различных видов личной корреспонденции, отчеты о посещении театра, подбор пословиц о гостеприимстве и т.д. (Перечень возможных самостоятельных работ и практических заданий по каждой теме представлен в примечаниях к поурочному планированию в Приложении).

К концу изучения курса учащиеся должны

- знать основные принципы этикета и правила поведения в общественных местах: улице, транспорте, театре, других учреждениях культуры и отдыха, в гостях, правила ведения беседы и спора;

- иметь правильные представления о культуре речи человека, об этикете внешнего вида, о культуре еды, об этикете жилища и гостеприимстве;

- уметь выбирать и преподносить подарки, применять на практике этические правила приветствия-прощания, обращения, знакомства, представления и правильной сервировки стола;

- иметь навыки грамотного ведения телефонных разговоров, оформления основных видов личной корреспонденции.

Список литературы к курсу

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. - М, 2008.
  2. Все об этикете. - Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Дорохов А. Это стоит запомнить. - М, 1972.
  4. Бабина Н.В. Секреты этикета. - Смоленск, 2001.
  5. Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости. Этикет для детей. - М, 2001.
  6. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М., 2003.
  7. Максимовский М. Этикет делового человека. - М, 1995.
  8. Панкеев И. А. Энциклопедия этикета для детей. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.
  9. Правила этикета (краткий справочник). - М., 1992.
  10. Савченко А.П. Уроки культуры и этикета в школе. - М., 1993.

Приложение

Тематическое планирование курса “Этикет гимназиста”

Название темы триместр Количество часов в год
1 2 3
1 Этикет школьника 5     5
2 Этикет в общественных местах 5     5
3 Этикет коммуникаций   5   5
4 Этикет внешнего вида   6   6
5 Этикет гостеприимства     6 6
6 Этикет за столом     5 5
  Заключительный урок. Искусство вежливости     1 1
Итого 10 11 12 33

Поурочное планирование курса “Этикет гимназиста”

ТЕМЫ и содержание уроков (1 полугодие) Примечание
Т.1 Этикет школьника (5 ч.)  
1 Здравствуй, пятый класс!  
2 Что такое этикет? Основные принципы этикета.  
3 Узнай свою гимназию.  
4 Легко ли быть учеником? Что поможет учиться.  
5 Точность - вежливость..? Как стать точным  
Т.2 Этикет в общественных местах (5 ч.)  
1 Нормы поведения на улице  
2 Правила поведения в общественном транспорте(метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси, поезд, самолет)  
3 Правила поведения в театре П.Р.: посетить учреждение культуры с целью анализа, какие из правил соблюдаются, а какие нет. Оформить в виде доклада.
4 Как вести себя в учреждениях культуры (в библиотеке, на выставке, в музее и т.п.)
5 Как вести себя в учреждениях отдыха (на дискотеке, в кинотеатре и т.п.)
Т.З Этикет коммуникаций (5 ч.)  
1 Формы обращения. Способы приветствия. Способы прощания
2 "Вы" и "ты". Правила знакомства и представления П.Р.: оформить один из видов корреспонденции (открытку, письмо)
3 Виды личной корреспонденции. Электронная почта
4 Искусство вести беседу
5 Этикет телефонных разговоров
Т.4 Этикет внешнего вида (6ч.)  
1 Эталон, мода, стиль  
2 Одежда в различных ситуациях (что одевать, отправляясь на отдых, в школу, в театр, на дачу, в гости и т.д.) П.Р.: Оценить свой внешний вид с точки зрения деловой одежды
3
4 Взгляды и улыбка  
5 Жесты и движения  
6 Легко ли выглядеть прилично?  
Т.5 Этикет гостеприимства (6 ч.)  
1 Этикет жилища. Правила приглашения в гости Пословицы о гостеприимстве
2 Этические правила хозяина (вы пригласили гостей)
3 Этические правила гостя. Если вы поселились в гостях  
4 Искусство делать подарки Деловая игра: выбор подарков
5 Как дарить цветы
6 Знаки внимания  
Т.6 Этикет за столом (5 ч.)  
1 Нормы поведения в столовой, кафе, ресторане и других местах общественного питания  
2 Правила поведения за столом. Беседа за столом  
3 Сервировка стола. Порядок подачи блюд П.Р.: составить примерное меню обеда, ужина

 

4 Как есть различные блюда
5 Напитки и десерты
  Заключительный урок. Искусство вежливости (1 ч.)