Цель: Познакомить с научными фактами о прошлом Земли и её обитателях.
Задачи
- Формировать представление детей о далёком прошлом Земли и её обитателях.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать кругозор, мышление, память, умение сравнивать.
- Учить делать выводы.
- Воспитывать чувство бережного отношения к окружающему, прививать любовь к предмету.
Оборудование:
- Презентация, таблички с названиями, модели, книги.
- Фрагмент фильма “О динозаврах”.
- Листы с силуэтами динозавров, цветные карандаши.
- Пазлы.
Ход урока
I. Оргмомент.
У нас в гостях учителя. Поздоровайтесь, садитесь.
Сегодня очень ответственный день. Учителя начальной школы пришли посмотреть, чему мы с вами научились, как умеем на уроках работать, отвечать, мыслить, рассуждать. Настройтесь на работу, сосредоточьтесь. У нас всё получится.
II. Сообщение темы урока.
Мы с вами отправляемся в очень далёкое путешествие. Расстояние у нас длинным будет не по количеству километров, а по количеству лет. Мы отправляемся в прошлое и узнаем, что же тогда было.
Давным-давно, много миллионов лет назад жизнь на Земле была совсем не такой, как теперь. Не было тогда ни людей, ни современных нам животных, а растения отличались от тех, которые мы видим сегодня. (Слайд 2) Жили в то время на Земле совсем необычные животные. (Открываю подставку с игрушками динозавров) Динозавры.
Сегодня на уроке мы будем о них говорить.
- А как же мы узнали о динозаврах, о прошлом? (благодаря раскопкам)
III. Работа по теме урока.
Да, действительно, все сведения о прошлом, о животных тех времён были получены благодаря изучению их ископаемых остатков (окаменелостей). Ученые, которые изучают древние формы жизни, вымерших древних животных и растения называются палеонтологами.
Британский ученый натуралист Ричард Оуэн (Слайд 3) первым употребил понятие “динозавр”. Он выделил динозавров как особый класс животных и дал им имя, которым пользуемся сейчас – динозавр. (табличка)
“Ужасный ящер”, в переводе с греческого – сильный, страшный, тяжеловесный ящер.
Царствовали динозавры на Земле почти 160 млн. лет назад. Последние динозавры вымерли 65 млн. лет назад. Сейчас мы перенесемся в те времена, спрячемся в густых зарослях растений и понаблюдаем за древними ящерами. Вы должны быть предельно осторожны, внимательны и наблюдательны.
Постарайтесь запомнить какой внешний вид ящеров, каких они размеров, чем питались. (фрагмент фильма) Слайд 4
Итак, каков облик был у динозавров, какой размер? (разные)
Действительно, существовали самые причудливые и удивительные динозавры. Посмотрите, вот Стегозавр.(Слайд 5) Жили они примерно 150 млн. лет назад.
Опишите его.
В длину стегозавр достигал 6-7,5 метров
Прочтем о стегозавре.
17 больших костных пластин, расположенных в шахматном порядке на хребте, спасали стегозавра от жары, а острые шипы на хвосте гиганта помогали ему обороняться о хищников.
- Для чего же нужны были пластины на спине и шипы на хвосте стегозавру?
Были рогатые динозавры – трицератопсы ( трехрогий ). (Слайд 6)
- Что можно сказать про него?
Читаем об этом ящере.
Он немного похож на современного носорога. В длину достигает 9 метров. У этого динозавра было 3 рога, широкий костный воротник и длинный мощный хвост, служившие защитой от хищников.
- Для чего трицератопсу нужны рога и что еще его отличает от других?
А теперь я хочу рассказать вам еще об одном динозавре, а вы по моему описанию попытайтесь найти его на выставке в нашем классе.
Это один из видов утконосых динозавров, на конце морды у него был настоящий роговой клюв, напоминающий клюв утки. Во рту было около 1000 мелких зубов, которыми он пережевывал растения. Головы украшал полый (пустой) гребень. Когда динозавр кричал, воздух проходил по полостям гребня и звук получался громче.
Это паразавролоф.
- Где у нас этот динозавр? (игрушка ).( Слайд 7)
- Итак, чем отличаются все эти динозавры друг от друга? (внешний вид – карточка)
IV. Проверочная работа
А сейчас мы посмотрим, на сколько вы были внимательны.
Перед вами лист с силуэтом динозавра. Возьмите зеленый карандаш и закрасьте кружок знакомых вам ящеров. (проверка – на доске правильный ответ)
Встаньте те ребята, у кого выполнена вся работа правильно. Молодцы!
V. Физминутка
VI. Работа по теме урока.
Давайте попробуем по тени динозавра определить его название.
- стегозавр
- трицератопс
Как эти динозавры отличаются между собой? (внешним видом)
Динозавры длиной около 75 см и размером с небольшую собаку. Это компсогнат. (Слайд 8)
Питался компсогнат насекомыми, мелкими ящерицами, травами, а сам был пищей для хищников.
Существовали динозавры, которые имели 18-25 метров в длину (8-этажный дом) и весили 25-35 тонн ( 10-12 слонов). У этого динозавра была длинная шея (около 10 метров). Каждый шейный позвонок был 1 метр в длину. Это брахиозавр (бронтозавр). (Слайд 9) У бронтозавра были необыкновенной величины ноздри. Это позволяло ему иметь хорошее обаяние.
- Скажите, а чем отличаются компсогнаты от бронтозавров? (размером) табличка
- Как вы думаете, чем питались бронтозавры?(растениями)
- Кто ещё питался растениями?
- А чем питались компсогнаты?
Значит, какой можно сделать вывод? (динозавры различаются по способу питания) – табличка
- А какие ещё бывают динозавры по способу питания?
Травоядные - едят траву, растения
Плотоядные - (плоть, тело), едят животных, (хищники.)
Всеядные - едят и траву и насекомых.
Таблички
Среди рассмотренных нами динозавров есть травоядные и всеядные.
- Кто всеядный (компсогнат)?
- Все остальные? (травоядные)
- А сейчас мы узнаем название одного из представителей плотоядных. Это тираннозавр. (Слайд 10)
- Где мы его видели? (в фильме)
Весил около 8 тонн. У него острые зубы (их более 50), а некоторые достигали в длину 16 см (с ладонь человека). На мощных задних лапах тираннозавр быстро догонял свою жертву, а короткими передними ее разрывал.
- Итак, какие бывают динозавры по способу питания? (плотоядные, травоядные, всеядные)
VII. Проверочная работа.
Задание для наблюдательных, внимательных и ловких.
- Соберите пазлы и определите, какой группе по способу питания относится собранный динозавр. (1 человек у доски)
Проверка
VIII. Работа с учебником.
Страница учебника 14.
- Покажите травоядных. Кто это?
- Плотоядных. Кто это?
- Всеядных. Кто это?
IХ. Рефлексия (итог урока)
- Интересно было на уроке?
- О ком мы сегодня говорили?
Еще больше информации можно узнать из книг и энциклопедий, которые представлены у нас на выставке. (Слайд 11)
Прочтем еще раз названия динозавров.
Как мы научились различать динозавров?
- по внешнему виду.
- по размеру.
- по способу питания.
Какие бывают динозавры по способу питания?
Х. Домашнее задание.
Творческое задание – слепить фигурку динозавра.