Данное занятие рассчитано для обучающихся образцового детского коллектива театрального объединения "Ритм" (3 года обучения) и проводится в рамках дополнительной образовательной программы "В гостях у Мельпомены".
Занятие построено в форме театральной лаборатории, где обучающиеся выполняют задания исследовательского характера: просмотр видеосюжетов известных сказок и сравнение персонажей этих сказок с героями спектакля "Кукольник" (над постановкой которого работает коллектив); составление характеристик в форме синквейна на главных героев спектакля; выполнение этюдов на предлагаемые обстоятельства. По итогам каждого задания обучающиеся определяют новые черты героев спектакля и записывают их в паспорта персонажей. Содержание паспорта: 1 страница – черты характера персонажа; 2 страница – синквейн; 3 страница – логика поведения персонажа с точки зрения главной идеи сказки.
Практическая часть занятия состоит из показа отрывка спектакля "Кукольник" с учетом определённых характеристик героев.
Заканчивается работа в театральной лаборатории созданием афиши к спектаклю.
Такая форма занятия развивает образное мышление детей, формирует умение взглянуть на ситуацию с непривычной точки зрения, помогает в работе над ролью.
Цель: раскрытие личностного и творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
- Определить новые черты характера персонажей, их линию поведения и взаимодействия.
- Развивать внимание, творческое воображение, образное мышление, умение сравнивать, анализировать.
- Воспитывать умение работать в группе; побудить к творческой активности.
Форма проведения: театральная лаборатория.
Возраст обучающихся: 14-16 лет.
Оформление зала: В театральном зале полукругом расставлены столики и стулья. Слева от сцены расположен экран.
Оборудование: Ручки, маркеры, паспорта персонажей, театральная афиша, красные и синие звёздочки на клеящейся основе.
Техническое оформление: 3 ноутбука, слайд проектор, экран, презентация слайдов.
Действующие лица:
- Ведущая театральной лаборатории – Макарюк Р.Ф., педагог дополнительного образования, руководитель образцового детского коллектива театрального объединения «Ритм».
- Участники театральной лаборатории – обучающиеся данного объединения (3 год обучения).
Ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в театральной лаборатории. Скажите, пожалуйста, над какой пьесой мы сейчас работаем, кто её автор? О чем повествует эта пьеса? Какова её главная идея? На какие группы делятся персонажи пьесы?
Ответы ребят
Ведущая: Правильно, люди и куклы. По этому признаку я предлагаю вам разделиться на два состава. Те, кто играет в спектакле людей, садятся за стол слева от меня, актёры, играющие кукол, за стол справа.
Ребята, каждый из вас работает над ролью и имеет уже определённое видение своего персонажа. Я хочу, чтобы вы поучаствовали в творческом эксперименте. Цель этого эксперимента – дополнить представление образов персонажей и применить полученные знания в работе над ролью. Творческий эксперимент включает в себя задания исследовательского характера. На столе лежат паспорта персонажей. В них вы будете записывать свои исследования.
А сейчас послушайте первое задание. Каждой группе необходимо назвать персонажей пьесы, между которыми существуют противоречия, и объяснить каков характер взаимодействия этих персонажей.
Ответы ребят
Ведущая: Так как наша театральная лаборатория предполагает проведение нескольких встреч, давайте сегодня поработаем над образами Кукольника, Невесты, Королевы и Новой Принцессы, то есть каждой группе достаются по два персонажа.
Я хочу представить вашему вниманию несколько видеосюжетов. Вам необходимо сравнить героев из фильмов и сказок с нашими персонажами, найти какое-то сходство или же различие.
Итак, внимание на экран.
Показ видеосюжетов из сказок «Приключения Буратино» и «Старая, старая сказка»
Ведущая: Как вы поняли, речь пойдёт о Кукольнике. Предлагаю обеим группам высказаться по поводу героев представленных видеосюжетов.
Есть ли в них то, что не помешало бы нашему Кукольнику?
Ответы ребят
Ведущая: Не забудьте записать свои исследования в паспорт Кукольника. А сейчас посмотрим другой видеосюжет.
Показ видеосюжета из фильма-сказки «Обыкновенное чудо»
Ведущая: Как вы считаете, могла бы Принцесса из сказки «Обыкновенное чудо» чему-нибудь научить нашу Новую Принцессу? Чему?
Ответы ребят
Ведущая: Запишите это в паспорт Новой Принцессы. А теперь каждая группа поработает самостоятельно. Посмотрите видеосюжеты, сравните персонажей и озвучьте свои мнения. На выполнение задания вам даётся 3 минуты.
Работа в группах. Просмотр видеосюжетов из фильмов «Кольца Альманзора» и «Старая, старая сказка». Сравнение образов Королевы и Невесты из фильмов с образами персонажей спектакля. Заполнение паспортов Королевы и Невесты кукольника.
Ведущая: Ребята, скажите, выполнив первое задание нашего эксперимента, вы определили какие-то новые черты характера персонажей спектакля?
Ответы ребят
Ведущая: А сейчас следующее задание. Группам нужно записать в каждый паспорт характеристику персонажа в форме синквейна. Эта форма творчества вам знакома. Если кто-то забыл, правила составления синквейна представлены на экране. На выполнение этого задания вам даётся 3 минуты. Затем мы послушаем, что у вас получилось.
Правила составления СИНКВЕЙНА | |
Первая строка | Тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. |
Вторая строка | Два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. |
Третья строка | Образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. |
Четвертая строка | Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. |
Пятая строка | Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. |
Работа в группах. Ответы ребят
Ведущая: Ребята, составляя синквейны, вы, конечно же, опирались на знание роли и пьесы. Скажите, помогло ли это творческое задание дополнить ваше представление о поведении и внутреннем состоянии выбранных персонажей?
Ответы ребят
Ведущая: В начале нашего творческого эксперимента мы поднимали вопрос противоречий между персонажами пьесы. Вполне возможно, что эти противоречия такие вроде бы понятные, не всегда легко сыграть, потому что возникают какие-то сложности в линии взаимодействия героев. Сейчас вам нужно будет разыграть ситуации, которых нет в пьесе, но они могли бы быть, и постараться отразить характер взаимоотношений между персонажами.
Итак, этюды на предлагаемые обстоятельства. Каждой группе я даю карточку, где обозначена ситуация. На составление этюдов вам даётся 2 минуты. Затем мы ждём главных героев нашего эксперимента на сцене.
Творческое задание "Этюды на предлагаемые обстоятельства" | |
Сюжет этюда для 1 группы | Сюжет этюда для 2 группы |
Невеста уговаривает Кукольника продать всех кукол и заняться каким-нибудь доходным ремеслом, а Кукольник утверждает, что кукольный театр очень важен для него, потому что он дарит зрителю радость и волшебство. | Королева утверждает, что из-за Новой Принцессы в кукольном королевстве начался разлад, а Новая Принцесса объясняет Королеве, что некоторым куклам не мешало бы посмотреть на себя со стороны. |
Составление этюдов. Показ этюдов
Ведущая: Я хочу обратиться к тем ребятам, которые посмотрели этюды. Как вы считаете, смогли наши актёры в своей импровизации передать противоречия между выбранными персонажами? А теперь вопрос к актёрам, как вы думаете, может ли такая форма творчества дополнить ваше представление о роли?
Ответы ребят
Ведущая: А сейчас, я предлагаю всем внимательно просмотреть паспорта персонажей, которые вы заполнили. Если у вас есть какие-то дополнения, запишите их. Наш эксперимент подходит к концу и завершающим моментом станет эскизный показ эпизодов спектакля. Я надеюсь, что творческая работа, проделанная сегодня, поможет вам в актёрской игре.
Эскизный показ эпизодов спектакля
Ведущая: Спасибо всем за актёрскую игру! Ребята, я хочу обратить ваше внимание на театральную афишу. Если вы считаете, что сегодня вам удалось дополнить своё представление образов персонажей спектакля "Кукольник", украсьте афишу красными звёздочками. Если нет – синими.
Ещё раз всем спасибо! Творческого успеха и вдохновения!
Интернет-ресурсы:
- Андреева, Ю. Пьеса: Кукольник [Электронный ресурс] www.a-ia.ru/lab_search
- Синквейн [Электронный ресурс] www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html
На занятии использованы фрагменты из фильмов:
- «Обыкновенное чудо» – режиссёр Марк Захаров;
- «Кольца Альманзора» – режиссёр Игорь Вознесенский;
- «Приключения Буратино» – режиссёр Леонид Нечаев;
- «Старая, старая сказка» – режиссёр Надежда Кошеверова.