Урок географии по теме "Центральный район – ядро страны". 9-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока: познакомить учащихся с составом, природными ресурсами, населения Центрального района и его местом в России.

Задачи:

  • Дать представление о составе территории, особенностях природных ресурсах, населении, культуре и особенностях формирования русского народа, его современном и интеллектуальном потенциале.
  • Продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации
  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, чувство гордости и любви к своей Родине.
  • Способствовать развитию духовных качеств личности учащихся на основе знакомства с традиционными ремёслами населения региона.

Учебно-методический комплекс:

  • выставка изделий народных промыслов
  • контурные карты
  • видеоряд
  • презентация «Центральная Россия – ядро страны»
  • Школьный атлас – 9 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Использование технологий: технология формирования учебной деятельности школьников, технология коммуникативно-диалоговой деятельности, элементы технологии критического мышления, ИКТ-технологии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

На фоне музыкального сопровождения читаются стихи о Центральной России и демонстрация слайдов презентации. (Слайды 2-13) (Приложение 2)
Первым, «самым центральным» из всех районов Центральной России является Центральный район. Именно в нём сосредоточено большинство центральных функций, здесь находится столица России. Это район с наибольшей численностью населения, с огромной ролью современных отраслей в структуре хозяйства, с развитой торговлей, финансовой сферой, наукой, образованием, культурой. Это район, который определяет развитие всей страны.

Состав района: Актуализация знаний.

– Определить состав территории Центрального района. (Слайд 14)

Игра «Снежный ком»

По цепочке каждый из сидящих учащихся по памяти называет города Центрального района. (12 областей: Московская, Владимирская, Тульская, Брянская, Тверская, Калужская, Костромская, Ивановская, Орловская, Смоленская, Ярославская, Рязанская.)

ЭГП района. (Слайд 15)

Территория – 485 тыс. км2.
Население – 30,5 млн. человек.
– В какой части России находится Центральный район (запад европейской части)
– Найти и перечислить приграничные государства и соседние экономические районы Центрального района.
– Какое значение имеет расположение столицы данного района. (Слайд 16)

Вывод об особенностях ЭГП Центрального района. (Слайд 17)

Вывод оформляется в виде схемы. (Элемент технологии критического мышления)

Природные ресурсы.

– По карте определить виды природных ресурсов на территории Центрального района.
– Определите, какими полезными ископаемыми богат Центральный район.
Вывод об обеспеченности природными ресурсами данного региона. (Слайд 17, 18)

Население Центрального района

– Используя текст учебника, ответьте на вопрос: почему Центральный район считается ядром формирования русского народа?

Сообщение ученицы (опережающее задание)

Русские являются самым многочисленным народом Центральной России. Они преобладают во всех областях Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского районов. Центральный район – ядро формирования русского народа.
Центральный район – это междуречье Волги и Оки – ядро формирования русского народа. Именно отсюда русские расселялись по огромной территории на север, восток и юг. Именно здесь сложился физический тип и характер великороссов. Вот как в конце ХIX века этнографы описывали великороссов.
Великороссы, составляющие основную часть населения Центральной России, – народ видный, статный и красивый. Борьба с трудностями в условиях суровой природы сделала их выносливыми, терпеливыми, малотребовательными к благам жизни.
Сезонность сельскохозяйственных работ определила особый ритм жизни. Короткое лето с неустойчивой погодой заставляло работать быстро, напрягая все силы, сообща, «всем миром». Долгая зима, давая продолжительный досуг, позволяла заниматься разнообразными ремеслами. Неблагоприятные природные условия учили выживать, поэтому население с давних пор отличалось предприимчивостью, энергией и подвижностью. (Слайд 19)

Задание

– Представители, каких народов, кроме русских, проживают в настоящее время на территории Центрального района? (Чуваши, татары, мордва, и т.д.)

– Какие демографические процессы характеризуют население района? (Демографический кризис, во всех областях сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация: естественный прирост имеет отрицательную величину.)

– По таблице 1 определите какова доля городского населения? Сделайте соответствующий вывод. (Доля городского населения преобладает и составляет 84 %).

– Давайте рассмотрим обычаи и традиции русских людей.

Обычаи и традиции русских людей (сообщение учащихся, индивидуальное творческое задание – Приложение 2)

  • Сообщение о народных промыслах – Хохлома, Гжель. (Слайды 20 – 24).
  • Сообщение о народных промыслах – Палех (Слайд 25)

Не печалься, древняя земля
Ты богата сказами да былью,
Русские исконные края,
Палеха несломленные крылья.

Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное тонкое искусство лаковой миниатюры. Этот один из древних центров иконописи был известен еще Гете. Уходя корнями в древнерусское искусство времен Андрея Рублева, палехская иконопись превратилась в тончайшее мастерство лаковой миниатюры. Тут свой стиль, своя школа, свои самобытные таланты.

Вывод об особенностях населения, его быта и занятия.

Рефлексия.

– На листе опроса, отметьте какие ощущения, чувства, впечатления возникли у вас сегодня на уроке.
– Что нового Вы узнали о Центральном районе.
– Почему Центральный район называют ядром России. (Слайд 26)

Заканчивается урок (Слайд 27)

Ученик(ца) читают стихи.

Великая святая Русь – навек мое Отечество
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!