Цели:
- Провести исследовательскую работу с целью знакомства с новым арифметическим действием, выяснить приемы краткой рациональной записи действия, отрабатывать умения делать выводы, обобщения, раскрыть конкретный смысл действия умножения, использовать соответствующую терминологию, учить решать задачи при помощи данных действий, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Создать условия для овладения соответствующим вычислительным навыком; использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий, а также творческую самостоятельность, соединяя игровую и обучающую форму деятельности, Обеспечить выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
- Формировать желание выполнять учебные действия; уверенность в своих возможностях, аккуратность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- Иметь представления о действии умножения как сложении одинаковых слагаемых.
- Знать смысл действий (операций) умножения над целыми неотрицательными числами.
- Понимать и использовать сочетания слов «по … в каждом…», «… раз по …», составлять числовые выражения. Давать ответы в виде развернутых предложений на вопросы учителя или сказочного персонажа, уметь выполнять инструкции учителя.
- Уметь в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами и вести диалоги. Понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учителя и мультимедиа-персонажей.
Оборудование: смайлики для осуществления обратной связи с учащимися, конспект, презентация, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, ТПО, черный фломастер, карточки.
План урока:
I. Оргмомент.
II. Устный счет.
1. Карточки.
2. Задание «Бусы».
3. Группировка чисел.
4. Геометрический материал.
5. Итог устного счета.
6. Проверка индивидуальной работы.
III. Формулировка целей и задач урока.
IV. Создание проблемной ситуации.
V. Изучение нового.
VI. Закрепление.
Игра «Помоги приземлиться летчику».
VII. Физминутка.
VIII. Закрепление.
1. Работа в тетрадях (с. 92, 3).
2. Самопроверка.
3. Игра «Ёжики».
4. Задача.
5. Самопроверка.
6. Веселые задачи (устная работа).
7. Кроссворд.
IX. Итог.
X. Эмоциональный отклик.
ХОД УРОКА
Слайд 1
I. Оргмомент
Учитель.
Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Слайд 2
Учитель. Сегодня наш урок проводится в
необычном месте. Это кабинет информатики.
Информатика близка к математике. Она изучает не
только работу вычислительных систем, и в
частности компьютера, но и сведения из
окружающего мира.
А нам информатика поможет разобраться с
очередным секретом математики. И с нами вместе
будут проводники из мира информатики:
Слайд 3
Мышка и её друг Смайлик, который, несомненно,
вам знаком. Они помогут вам легко и быстро
познакомиться с новым материалом.
У вас на столах тоже есть Смайлик, посмотрите на
него, но он нам понадобится позже, поэтому
отложите пока его в сторону.
II. Устный счет
Учитель. Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нужно настроиться на математический лад.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет.
Начинаем устный счет.
– Пока мы будем выполнять устный счет, некоторые ребята будут работать по карточкам самостоятельно. Они расшифруют тему нашего урока. Посмотрите, у кого на столах есть красные конвертики, поднимите руку. Откройте конверт, достаньте карточку. Вам нужно найти значение выражений, а затем мы вместе откроем шифровку. Задание понятно? Приступайте к выполнению.
1. Карточки.
Ананьев | Несмашная | Стеблев | |||
40 – 30 |
С Е П З |
44 – 40 |
А У И Р |
66 – 6 |
Н М B О Д |
2. Задание «Бусы»
Учитель. Первое задание устного счета вам предлагает Мышка, а Смайлик будет ей помогать.
Слайд 4
Из разных цифр собрали бусы
А в тех кружках, где чисел нет,
Поставьте минусы и плюсы,
Чтоб верный получить ответ.
– Дополняем первую ленточку бус.
Дети устно называют пример с вычислением.
– Кто не согласен с ответом, поднимите вверх
Смайлика, который лежит у вас на столах.
Дополняем вторую ленточку бус. Дополняем третью
ленточку бус. Дополняем четвертую ленточку бус.
(Проверка осуществляется с помощью презентации)
3. Группировка чисел
Учитель. Мы посчитали, а теперь вспомним, что мы знаем о числах.
Слайд 5
– Раздели числа на группы. Назовите группы.
– Как называются числа первой группы? (Двузначные
некруглые).
– Как называются числа второй группы? (Двузначные
круглые).
– В каком порядке стоят двузначные некруглые? (Возрастания).
– В каком порядке стоят двузначные круглые? (Убывания).
– Назовите число в котором цифра разряда
десятков на единицу больше цифры разряда единиц. (76).
– Что вы можете рассказать об этом числе? (Двузначное,
некруглое, сумма цифр 13, единиц – 6, десятков – 7,
предшествует число 75, последующее число 77).
4. Геометрический материал
Учитель. Хорошо. А теперь геометрический материал.
Слайд 6
– Разделите все геометрические фигуры на две
группы. Фигуры с какими номерами входят в первую
группу? Во вторую группу?
– Что общего между фигурами каждой группы? (Есть
углы, нет углов).
– Назовите фигуры первой группы.
– Что вы помните о квадрате?
– Что вы помните о прямоугольнике?
5. Итог устного счета
Учитель.Мышка довольна тем, как вы быстро и правильно умеете считать и как много знаете о числах и геометрических фигурах.
Слайд 7
6. Проверка индивидуальной работы
Учитель. А сейчас мы проверим ребят, которые выполняли работу по карточкам.
Дети по очереди называют число и соответствующую букву.
Слайд 8
III. Формулировка темы и целей урока
Учитель. Прочитайте тему нашего урока. Какое слово вам знакомо? С помощью какого арифметического действия находится сумма? Значение какого вы еще не знаете? Сегодня мы узнаем значение этого слова.
Слайд 9
– Посмотрите на доску. Что записано на ней? (Суммы).
– Какую сумму вычислить легче? (5 + 5) Чему равно
значение суммы?
– Можем ли мы сразу найти значение второй суммы? (Нет)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым
действием, которое поможет нам легко и быстро
находить значение подобных выражений. Это
действие умножение и с результатом этого
действия – произведением. Мы познакомимся с
математическим знаком, который используется при
записи данного действия, попробуем решать задачи
с помощью умножения. Будем развивать
вычислительные навыки, память. Вы должны быть
внимательны и аккуратны.
IV. Создание проблемной ситуации
Учитель. Смайлик приготовил для вас следующее задание.
Слайд 10
– Из следующих сумм назови только ту, в которой все слагаемые одинаковые.
1 + 1 + 1 + 2
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5
3 + 2 + 3 + 2
1 + 2 + 3 + 4 + 5
– Чему равно каждое слагаемое в сумме?
– Сколько раз повторяется слагаемое?
– Можем ли мы данное выражение записать
по-другому? (Пока не можем.)
Учитель. Мышка поможет нам в этом.
V. Изучение нового
Учитель. Сумму, состоящую из одинаковых слагаемых можно записать по-другому – в виде ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 • 6
– Для обозначения произведения используется
специальный знак в виде точки. Данное действие
называется действием умножения.
– Запись читается так: ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧИСЕЛ 5 И
6. (Повторить хором).
– Число 5 в произведении показывает, какое
слагаемое повторяется, и записывается на первом
месте. Число 6 показывает сколько раз оно
повторяется, записывается на втором месте.
– Откройте учебники на странице 91. Прочитайте
правило самостоятельно, постарайтесь запомнить
чтобы потом ответить на мои вопросы.
– Как можно записать сумму, состоящую из
одинаковых слагаемых?
– Скажите, что показывает число 5 в произведении?
На каком месте пишется?
– Что показывает число 6 в произведении? На каком
месте пишется?
Учитель. Мышка предлагает проверить правильность своих ответов.
Слайд 11
– Кто ответил так же, поднимите Смайлик.
– Вы были абсолютно правы.
VI. Закрепление
Игра «Помоги приземлиться летчику»
Учитель. Смайлик нашел ответ на свой вопрос и предлагает вам игру.
Слайд 12
– Помоги приземлиться летчику.
– Найди для каждой суммы своё произведение,
прочитай правильно.
– Называем устно, проверяем на компьютере (2 + 2 +
2 произведение чисел 2 и 3)
– Я показываю сумму, вы находите произведение.
9 + 9 …
7 + 7 ...
12 + 12 …
3 + 3 …
– Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Смайлик очень доволен. Кому было сложно, поднимите Смайлика.
VII. Физминутка (Приложение 3)
Учитель. Вы хорошо потрудились, а теперь отдохнём. Встали, вышли из-за парт. Попробуйте повторить движения за утенком.
Слайд 13
VIII. Закрепление
Учитель. Мы продолжаем свою работу.
Слайд 14
– Прочитайте произведения. Что обозначают
числа, образующие каждое произведение? (Первое
число показывает какое слагаемое использовали,
второе – сколько раз). Попробуйте заменить
суммой первое произведение.
– Мышка хочет проверить усвоение вами материала
и приготовила вам свое задание…
1. Работа в тетрадях
Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте задание мышки. Выполните его в тетрадях. Образец выполнения перед вами. Выполните задание по образцу.
2. Самопроверка
Учитель. А теперь проверим выполнение данной работы.
Слайд 15
– Кто выполнил задание безошибочно, поднимите
Смайлик.
– Кто сделал одну ошибку?
– Кто сделал 2 и более ошибок.
– Мышка говорит вам…
Слайд 16
4. Игра «Ёжики»
Учитель. Следующую игру вам
предлагает Смайлик.
Нужно подобрать к произведению сумму, вычислить
значение сумм. А потом мы сделаем вывод о том, как
связано значение суммы и соответствующего
произведения. (Произведение чисел 10 и 4 можно
заменить суммой 10 + 10 + 10 + 10, значение суммы равно
40)
– Кто не согласен, поднимите Смайлик.
Слайд 17
Вывод: Что вы можете сказать о значении сумм и соответствующих произведений? Значение сумм и соответствующих произведений равны.
5. Задача
Учитель. Мышка любит решать разные задачи. Одну из них она предлагает вам.
Слайд 18
– Прочитайте условие задачи.
– О чем говорится в задаче?
– Что известно?
– Что нужно найти?
– Какое действие будем использовать для
нахождения ответа задачи?
– Как сложение заменить умножением?
– Как будет звучать ответ задачи?
– Выполните задание мышки.
– Открыли тетради, записали слово задача. Не
записывая условия, пишем только решение и ответ.
В решении указываем, как найти ответ задачи при
помощи сложения, затем при помощи умножения, а
также находим значение выражения. И записываем
ответ задачи.
Слайд 19
6. Самопроверка
Учитель. Проверьте запись в тетрадях.
– Кто выполнил задание безошибочно, поднимите Смайлик.
Слайд 20
– Мышка снова довольна вашей работой.
7. Веселые задачи
Учитель. Смайлик и Мышка довольны вашей работой и у них есть для вас веселые задачи. Сейчас мы решим некоторые из них.
Слайды 21-29
– Мы выбираем картинку. Слушаем задачу. Решаем её сложением, а затем выполняем дополнительное задание. Будьте внимательны.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех она считала:
2 матрешки на окошке,
2 Аринки на перинке,
2 Танюшки на подушке.
Помоги нашей подружке
Посчитать её игрушки.
– Сколько кукол у Маши? Как нашли? Как сумму заменить произведением?
Сбежала от Федоры посуда:
3 стакана, 3 чашки, 3 блюда.
Кто сосчитать готов,
Сколько всего беглецов?
У этого цветка 4 лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
Как-то раз в лесу густом,
Под березовым кустом,
Собрались грибы лесные,
Все красавцы удалые,
Ученик, ты не зевай
И грибы скорей считай.
5 груздей и 5 волнушек,
5 лисичек, 5 горькушек.
Кто ответить нам готов,
Сколько же всего грибов?
Насушила грибов
Белочка-хозяйка.
Справа – 6, слева – 6
Все пересчитай-ка.
3 зайчонка в час обеда
Захотели пообедать.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок?
Какой шум и гам в лесу!
То кричат ребята.
И с испуга в 2 дупла
Спрятались бельчата.
Сколько маленьких бельчат
В дуплах проживает?
Там по 9 хвостиков
В темноте мелькают.
8. Кроссворд
– А теперь выполним задание Смайлика. Он стал очень умным, многое узнал и хочет проверить вас. Он предлагает вам решить кроссворд.
Каждый вопрос читает учитель. Дети отвечают. Затем следует ответ – заполнение клеток.
- Как можно записать сумму одинаковых слагаемых? (В виде произведения.)
- Назовите арифметическое действие, результатом которого является произведение? (Умножение.)
- Как выглядит знак, использующийся при записи произведения? (Точка.)
- В виде какого арифметического действия можно представить произведение? (Сложения.)
– Посмотрите, в нашем кроссворде появилось еще одно незнакомое слово. Прочитайте его. А вот что обозначает это слово, мы узнаем на следующем уроке математики.
– Подошел к завершению наш урок. Мышка и Смайлик хотят проверить, что вы запомнили на уроке.
Слайд 30
Учитель. А теперь мы проверим, как вы усвоили материал урока. Откройте тетради на печатной основе с. 39 найдите 2. Прочитайте задание, выполните его самостоятельно в рабочих тетрадях. Проверим устно.
– Кто согласен с ответом, поднимите Смайлик.
IX. Итог
– С какими новыми математическими терминами
познакомились на уроке? (Произведение,
умножение.)
– Какие слагаемые можно заменить произведением? (Одинаковые.)
– Как называется действие, результатом которого
является произведение? (Умножение.)
– Что вы можете сказать о значении произведения? (Равно
значению соответствующей суммы.)
X. Эмоциональный отклик
Учитель. А теперь я хочу узнать. Понравился ли вам урок. На столах у вас есть Смайлик, который помогал вам на уроке. Но у него чего-то не хватает. Чего? Возьмите черный фломастер или карандаш и нарисуйте Смайлику ротик.
Слайд 31
– Если урок вам понравился, то улыбающийся.
Если нет, то грустный, как на экране.
– Покажите Смайликов. Я вижу, что урок вам
понравился. Вы тоже очень хорошо работали.
– Молодцы! Смайлик и Мышка считают, что за урок вы
заслужили оценку 5!
Слайд 32
– Урок окончен! Спасибо за урок!