Цель: автоматизация звука [с]
Задачи:
- Упражнять в правильном произнесении звука [с] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
- Упражнять в подборе прилагательных к существительным.
- Учить подбирать однокоренные слова к слову “сад”.
- Учить составлять предложения по опорным словам-картинкам.
- Развивать мышление, память, внимание.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Здравствуйте ребята. Скажите, какое время года сейчас. (Зима.) Я хочу вам рассказать зимнюю историю, которая произошла с мальчиком Саней.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Саня утром проснулся и начал делать зарядку. Давайте выполним её вместе с ним.
- “забор”
- “лопатка”
- “киска сердится”
- “горка”
-“ветер дует с горки”
3. Характеристика звука [с].
- Саня выглянул в окно, а там холодный северный ветер свистит. Давай послушаем, как он свистит. (Педагог произносит звук [с]). Какой звук услышал Саня, дайте характеристику? (Согласный, глухой, твёрдый).
4. Автоматизация изолированного произношения звука [с].
Повторите, как дует ветер.
5. Автоматизация звука [с] в слогах.
- Холодный ветер заморозил ледяные кубики и набросал их на горку, по которой ехал Дед Мороз. (Предлагаем рассмотреть картинку). Нужно помочь Деду Морозу перебраться через ледяные кубики. Для этого, надо правильно назвать (прочитать), что на них написано. ( При необходимости можно продублировать называние (чтение).
- Дорога расчищена, Дед Мороз скатился с горы.
6. Автоматизация звука [с] в словах.
- Сане тоже захотел покататься на горке. Помогите Сане забраться на горку, правильно называйте картинку, следите за произношением звука [с]. (Сад, сова, совок, сапоги, собака, санки).
7. Автоматизация звука [с] в словосочетаниях.
- Съехал Саня с горки и увидел, что забор вокруг сада сломан, доски разбросаны. Непорядок! Придется нам с вами забор чинить. Назовите картинку и расскажите, каким может быть этот предмет.
- сапоги (какие?) резиновые, зимние, тёплые...
- сабля (какая?) острая, игрушечная, блестящая...
- салат (какой?) вкусный, аппетитный, овощной...
- сани (какие?) быстрые, деревянные, лёгкие...
- салфетка (какая?) красивая, бумажная, тонкая...
- Забор починили. Но что это? Везде зима, а в саду снега нет, деревья голые, без снега. Всё понятно, сад заколдован! Да тут ещё и объявление висит...
Внимание! Внимание!
Чтобы сад расколдовать,
Слово родственное надо назвать.
- Давайте попробуем. На картинку посмотрите и родственное слово подберите.
Человек, ухаживающий за садом (садовник)
- маленький сад (садик)
- инструменты для сада (садовые)
- домик в саду (садовый)
7. Автоматизация звука [с] в предложениях.
- Вот мы и попали в сад. Зима в него придёт, если мы правильно составим предложения по опорным картинкам.
- Саня, салат (Саня съел салат).
- Сало, салфетка (Сало лежит на салфетке).
- Садовник, сапоги (У садовника резиновые сапоги.)
- Сачок, сад (Дети ловили сачком в саду бабочек.
8. Итог.
Вам удалось расколдовать сад. В саду наступила зима, Саня вернулся домой. А мы с вами вспомним, какой звук сопровождал нас всю зимнюю прогулку?