Цель занятия: Создать условия для развития творческого потенциала личности посредствам расширения и систематизации знаний учащихся о кошках, в процессе практической деятельности
Образовательные задачи:
- расширение знаний о домашних животных – кошках
- закрепление теоретических знаний, полученных на уроках ИЗО и познания мира.
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление межпредметных связей.
Развивающие
задачи:- развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия;
- повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- самореализация личности ребенка в коллективе через практическую деятельность.
Оборудование:
- презентация
- Музыкальный фон
- акварельная бумага;
- акварельные краски:
- кисти
- простой карандаш
- выставка детских работ.
Ход занятия
1. Организационный момент: Мобилизация внимания, подготовка к уроку.
2. Погружение в тему урока
Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
Вы непременно отгадали загадку – это кошка
3) Сообщение темы и цели урока
Учитель: Тема урока “Мой ласковый и нежный зверь”
- Ребята! Сегодня у нас пойдет речь о любимых многими домашних животных – кошках. Поднимите руку те, у кого дома они есть. Вот видите – добрая половина ребят держат дома милых пушистых зверюшек. И так, наш разговор о них начинается. Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остается существом во многом таинственным. В разные времена в разных странах относились к ним по-разному.
Послушайте сообщения ребят.
4. Изучение нового материала. (Информация о кошках - результат поисковой деятельности.)
1 ученик.
Расцветом кошачьего царствования являлась древнеегипетская цивилизация. Если зайти в любой музей, изучающий и демонстрирующий нам культуру Древнего Египта, ваше внимание привлечет статуя женщины с головой кошки. Это – богиня Бастет, одна из главных и наиболее почитаемых богинь в Древнем Египте – богиня плодородия и материнства, а по другим источникам – богиня радости и веселья, музыки и танца, здоровья и целительства, защищающая от зла и несчастий. Родина Богини-Кошки Бастет, город Бубастис, находился несколько восточнее дельты Нила.
В древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Смертная казнь карала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из “священных стражей” хлебных амбаров. Случайное убийство кошки каралось большим штрафом. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами – в виде высушенных мышей! Это делали потому, что египтяне верили, будто в потустороннем мире человек или животное продолжают жить.
2 ученик.
В средневековье для кошки наступили черные времена. За то, что она была языческим богом, за пристрастие к ночным прогулкам, бесшумное передвижение, светящиеся ночью глаза кошку объявили исчадием ада, воплощением нечистой силы, пособницей ведьм. В застенках инквизиции кошек пытали, как людей. Их казнили — топили или сжигали. Именно оттуда, из сумеречного средневековья, пришли к нам суеверия, связанные с кошкой: черная кошка перебежит дорогу — жди беды
В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло черным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.
Считается, что первые упоминания о кошках на Руси относятся к VII веку. Как и в других странах, кошка считалась мистическим животным, связанным с женским началом. Согласно народным поверьям, кошка была связана с домовым. Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. Они то и поставили ее под защиту церковного закона
3 ученик.
В Японию кошки попали в VI веке из Китая и Кореи вместе с буддизмом. Согласно легенде, один монах вез на корабле в Японию священные буддийские тексты и рукописи, и чтобы защитить драгоценные писания от грызунов, монах взял с собой кошку. В начале 17 века в Японии после долгих лет гонений императорским декретом вернули доброе имя кошке. Вот одна из старых историй, связанных с кошкой. Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, и все больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря помощи маленькой кошечки торговля стала процветать. С тех пор во всех чайных Японии держат кошек.
Учитель:
Кошки
— удивительные существа, живущие на протяжении многих веков рядом, но тайну которых нам не дано разгадать. Меня давно интересует информация о необычных способностях этих грациозных созданий. И чем дальше, тем больше убеждаюсь, что все разговоры о магии кошек не безосновательны. Этим милым хищникам ничего не стоит приручить нужного им человека.Мы очень наивные и доверчивые, под влиянием нежного мурлыканья не замечаем, как кошки нас выбирают, нанося на нашу кожу свои неуловимые флюиды. Превращают нас в свою эксклюзивную собственность, поступая достаточно благородно по отношению к нам — берут под свою защиту.
4 ученик.
У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тот час настораживается..
5 ученик.
Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошка проснулась, потянулась – и ну вылизывать себя. Поела, попила – и снова вылизывает себя с головы до лап. Но кошки постоянно вылизывают не столько грязь, сколько ... собственный запах. Все кошки – и домашние, и дикие – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почувствует опасность – останешься голодным.
6 ученик.
У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машин. И действительно – у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные, и смотрят они в одном направлении. Кошки верно определяют расстояние до предмета. Кошка спокойно ходит в темноте. Помогают ей в этом вибрисы – длинные жесткие волосики, которые мы называем усами.
Ходит кошка бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазает ловко.
7 ученик.
О целительских способностях братьев наших меньших человечеству известно уже много тысяч лет. Домашние кошки – настоящие экстрасенсы. Располагается вблизи больного места, вытягивая боль и направляя здоровую чистую энергию, которая снимает болезненные симптомы и способствует выздоровлению Они сами могут чувствуют какая хворь одолела хозяина и приходят на помощь. Ваша кошка может лечь на проблемную зону и просто помурлыкать, а болезнь отступит.
Учитель:
Вот как много мы узнали об этих замечательных домашних питомцах.
Помните: если вы взяли в дом котенка, то должны быть за него в ответе.Все мяукал котенок
Во дворе под кустом,
Все хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку,
Что позвали: кис, кис.
Замирая от счастья
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
Грустное стихотворение, правда? Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой. Я верю, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям.
5. Творческая страничка.
Вот и насупила та долгожданная минутка, когда вы сможете изобразить своего питомца. Повторим алгоритм выполнения работы.
Проанализируем образ нашего изображаемого объекта.
- Из каких частей состоит кошка? (туловище, голова, лапы, хост, уши)
- В какую фигуру вписывается голова (шар), туловище (овал), лапы и хвост (вытянутые овалы), уши (треугольники)
Закомпануем рисунок в листе. (Для ускорения работы воспользуемся шаблонами)
- Представим позу изображаемого объекта и в зависимости от этого расположим шаблон туловища в середине листа. Обведем, тонки линиями.
- Расположим шаблон головы и обведем его.
- Наметим лапки в зависимости от позы нашего питомца и хвостик.
- Прорисуем глазки и носик.
Выполним цветовое решение.
- Зальем большие плоскости нужным цветом.
- Воспользуемся кристалликами соли, пока рисунок не подсох, чтобы показать пушистую шерсть нашего питомца.
- Уточним мелкие детали рисунка, прорисовав глаза, носик, усики.
6. Физминутка.
Топай, киска, хлопай, киска.
Приседай со мной, малышка
Глазки вверх ты подними
И на солнышко взгляни.
Лапки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись
7. Повторение этапов работы
8. Выполнение творческой работы. Корректировка деятельности учащихся, разбор общих ошибок, индивидуальная работа с учащимися.
9. Анализ выставки творческих работ.
В нашем классе появился
веселые котята
Шумные и игривые
маленькие ребята.
С умным видом кто сидит,
Кто внимательно глядят
Кто то ест, а кто спит .
Кто гуляет, кто играет.,
Лапы моет языком..
Очень умный котята,
На рисунках наших учеников.
- Какой рисунок самый яркий и почему?
- На каком рисунке самая пластичная кошка, как вы догадались?
- Какая кошка имеет самый яркий окрас?
10. Итог урока. Рефлексия
- Чему сегодня на уроке вы научились?
- Какие техники рисования мы использовали сегодня на уроке?
- Что нового узнали об этих замечательных существах?
- Какие чувства у вас возникали в процессе работы?