Цель: развитие и коррекция зрительных ощущений.
Задачи:
1) Коррекционные:
- развивать целеустремлённость внимания;
- работать над укреплением памяти;
- совершенствовать “перенос опыта” в новой ситуации;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать быстроту переключения внимания;
- совершенствовать точность зрительного восприятия;
- воспитывать самостоятельность в работе.
2) Образовательные:
- познакомить с понятием твёрдый - мягкий предмет, учить определять предметы на ощупь.
- развивать ориентировку в новой ситуации.
3) Воспитательные:
- воспитывать умение работать в парах.
Тип занятия: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: ячейки с крупой, косточки от счёт, твёрдые и мягкие предметы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сядет за парты тот, кто сумеет рассмотреть на плакате птицу и животное.
(Коррекционная цель: развитие целеустремлённости внимания).
2. Сообщение темы урока.
- Темы занятия я не называю, хочу, чтобы вы догадались сами.
На доске написаны слова, с некоторыми вы уже знакомы. И сможете дать определение, а те, о которых мы ещё не говорили и будут темой нашего урока:
- по размеру маленький (небольшой предмет) большой (крупный предмет)
- по количеству много (большое количество) мало (маленькое количество)
- по ощущению гладкий (ровный, без выступов) пушистый (покрытый пухом или шерстью)
- Привести пример на каждый вид слов.
- по сжатию - по твёрдости -по мягкости
- Вы уже знакомы с качествами этих предметов, но как объяснить их словесно? Этим мы займёмся сегодня на занятии.
(Коррекционная цель: работа над развитием памяти).
3. Как называются эти слова? (Противоположные).
- Приведите примеры свои примеры противоположных слов. (Белый- чёрный, горячий- холодный, сладкий- горький).
(Коррекционная цель: совершенствование “переноса опыта”).
4. Работа с крупой и арбузными семечками.
В ячейку коробки насыпаны: гречневая, перловая крупы, рис, горох и арбузные семечки.
Разложите в разные ячейки:
- 6 горошин
- 5 штук перловой крупы
- 3 арбузных семечки
- 8 штук гречишных крупинок.
Что лишнее? Героиня какой сказки перебирала крупу?
(Коррекционная цель: развитие мелкой моторики рук).
5. Нанизывание косточек от счёт на шнурок.
- 4 белых маленьких косточки.
- 2 крупных чёрных косточки.
Далее задание дают дети.
(Коррекционная цель: развитие мелкой моторики рук).
6. Последнее задание. Работа в парах.
За 1 минуту найдите и назовите как можно больше различий в картинках.
(Коррекционная цель: развивать быстроту переключения внимания, учить работать в парах).
Физминутка с использованием твёрдых и мягких предметов.
7. Объяснение новой темы.
- Ребята, я думаю, что вы слышали эти слова: твёрдый, мягкий. В каких случаях?
*твёрдое яблоко, мягкая подушка, мягкий и твёрдый звук.
-А сегодня мы поговорим о твёрдых и мягких предметах, научимся узнавать их на ощупь и зрительно.
Сжимаю твёрдый предмет: твёрдый предмет, когда мы его сжимаем сохраняет форму, т.е. его невозможно сжать.
Мягкий предмет под нажимом меняет форму.
Показываю предметы: дети определяют твёрдый или мягкий.
(Коррекционная цель: совершенствовать точность зрительного восприятия).
8. Работа в тетрадях.
1 задание
- Определяем мягкий предмет, раскрасьте.
- Определяем твёрдый предмет, раскрасьте.
2 задание
- Обведите твёрдые предметы, а мягкие раскрасьте.
- Какой предмет вызвал сомнение?
3 задание (практическое с предметами)
Дописать противоположные слова: яблоко-...,а абрикос.. ; снег-.., а лёд -... ; мяч -..,а кубик.... .
(Коррекционная цель: воспитывать самостоятельность в работе).
9. Итог.
- О каких предметах мы говорили?
(Коррекционная цель: учить делать выводы, выделять главное и второстепенное).