Тип урока:урок изучения нового материала.
Форма урока:урок-практикум.
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан.
Задачи урока:
- Образовательные: разъяснить учащимся роль государства в жизни его граждан; продолжать формировать умения использования понятий “политическая сфера общества”, “государство”, “полис”, “нация”; дать определения понятиям “гражданин”, “суверенитет”; знать и называть основные признаки государства; уметь характеризовать современное Российское государство; приводить примеры конкретных государств, отличающихся по типу власти; соотносить понятия “гражданин”, “человек”, “гражданство”; соотносить положение граждан и не граждан в государстве.
- Развивающие: закреплять умения и навыки работы с источником; развитие аналитических способностей, навыков, творческой деятельности, самостоятельной работы.
- Воспитательные: воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.
Используемая литература: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова “Обществознание”. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва, “Русское слово” 2010; отрывок из произведения Аристотеля “Политика”.
Материалы и оборудование: учебник, раздаточные Листы исследователя, раздаточные листы с отрывком из произведения Аристотеля “Политика”, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Основные этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный этап. Приветствие. (1 мин) (3 мин.) |
Добрый день. И мы снова в мире “Обществознания”. Вы готовы к работе? О чем мы говорили на прошлом уроке? |
Да Повторяли тему “Социальная сфера общества” |
Вспомните, сколько мы знаем сфер общества и как они называются. | Четыре: социальная, экономическая, политическая, духовная | |
Молодцы! А теперь посмотрите на слайд и предположите, что мы будем изучать. Слайд 1 | Кремль, собрания людей, государство, политику и т.д. | |
Мы начинаем изучать политическую сферу
общества. Слайд 2 Откройте тетради и запишите название нового раздела “Политика и право” |
Делают записи в тетради | |
Прочтите высказывания и попытайтесь
сформулировать тему урока: “Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить” Г. Бруэм “Поэтом можешь ты не быть, “Правитель должен помнить три вещи: что он
управляет людьми, что он обязан управлять ими
согласно с законами, что он не вечно будет
управлять”. (подвести к формулировке темы) |
Высказывают предположения | |
“Государство и граждане” Выпишите в тетрадь одно из высказываний, которое вам понравилось, и дома найдите сведения об авторе слов |
Выписывают в тетрадь | |
Основной этап | План урока: 1. Что такое государство? 2. Что такое гражданство? |
Записывают в тетрадь |
Вспомните, когда и в связи с чем, вы
впервые услышали понятие “государство”? Хорошо! Назовите слова, которые, как вы считаете, связаны с понятием “государство” (принимаются любые ответы) |
В начальной школе, в 5 классе;
изучали “Окружающий мир”, “Историю древнего
мира” Например: страна, президент, Египет и другие |
|
Молодцы! Вспомните историю Древнего
мира. Где и когда появились первые государства? (Если затрудняются с ответом, то обратить внимание на текст учебника стр.102-2 абз) Почему появилось государство, ведь у древних людей его не было? (принимаются любые ответы, но подвести к правильному) |
В Древнем Египте, Греции, Риме; 5-6
тыс. лет назад. Необходимо обеспечить порядок и организовать жизнь людей |
|
Замечательно! Т.о., государство-это
важнейший институт общества, призванный
обеспечить порядок и организовать жизнь людей. Слайд 3 Запишите определение |
Записывают в тетрадь | |
Откройте учебник, прочтите материал на стр.101-2 абз. до стр. 102 до 2 абз. | Находят материал, читают (2 мин.) | |
Какое место занимает государство в политической сфере? | Государство - фундамент политической сферы | |
Что находится в распоряжении государства? | В распоряжении государства находятся армия, полиция, суды и законы страны, которые обеспечивают правопорядок и охраняют жизнь людей | |
Чем занимаются суды? | Суды разбираются с правовыми конфликтами | |
Чем занимается армия? | Армия защищает от нападения врагов | |
Чем занимаются министерства? | Министерства занимаются хозяйственными проблемами | |
Сделайте вывод о том, какие функции
выполняет государство? (Какие две группы вопросов решает государство?) Слайд 4 |
Функции государства: внутренние и внешние | |
Молодцы! Запишите схему в тетрадь | Записывают в тетрадь | |
Откройте учебник на стр.103, прочтите до стр. 104 (до 2 абз.) | Находят материал, читают (2 мин.) | |
Дайте определение понятию
“суверенитет” Слайд 5 Запишите в тетрадь |
Суверенитет - государственная
независимость Записывают в тетрадь |
|
Какие государства можно выделить? Слайд
6 Запишите в тетрадь |
Государства бывают демократические и
не демократические. Записывают в тетрадь |
|
Какие государства бывают по типу (форме)
власти (правления)? Слайд 7 Запишите в тетрадь |
Монархия и республика Записывают в тетрадь |
|
Дайте определение понятию “монархия”
Слайд 7 |
Умение правильно давать определение Предполагаемый ответ: “Монархия - это когда во главе государства стоит король или царь и передает власть по наследству. Нужно: Монархия - это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. |
|
Дайте определение понятию
“республика” (по аналогии с предыдущим понятием) Слайд 7 |
Республика - это форма правления при которой государством управляют органы избранные народом на определенный срок | |
Назовите форму правления в России | Россия – федерация | |
Очень хорошо! Информацию со слайда 7 запишите в тетрадь | Записывают в тетрадь | |
Найдите в учебнике стр. 104-2 абз. (1 мин) Сколько смыслов имеет понятие “государство”? |
Понятие “государство” употребляют в двух смыслах: в широком – это страна и политически организованный народ; в узком – организация верховной власти | |
Слайд 8 Запишите в тетрадь |
Записи в тетради | |
Прочтите материал учебника стр.105-106 (2
мин) Назовите основные признаки государства Слайд 9 |
Основными признаками государства
являются: - единая территория; - суверенитет; - аппарат управления; - налоги; - общие законы; - гражданство |
|
Молодцы! Запишите в тетрадь Постановка и обсуждение проблемы Как называют отдельного человека или всех людей, составляющих население страны? Раньше их называли подданными. |
Записи в тетради
Сейчас таких людей называют гражданами |
|
Исследовательский этап | В нашей стране действует Федеральный
закон “О гражданстве Российской Федерации”. Что
такое гражданство, мы и попытаемся с вами
выяснить. Проведем исследование. Раздаю Листы исследователя, организую класс на группы |
|
Перед каждым из вас лежит лист исследователя, в котором указан предмет исследования. Предположите, что такое “гражданство” и запишите предположение (гипотезу). | Делают записи на Листе исследователя | |
Изучите текст и окончательно дайте
определение понятию “гражданство” на вашем
листе исследователя. 1-я группа работает с текстом учебника стр.106-107 2-я группа работает с источником: фрагмент работы Аристотеля “Политика” (5 мин) |
Читают и заполняют Лист исследователя
до конца. Зачитывают свои варианты. |
|
Слайд 10 Гражданство – взаимная ответственность человека и государства |
Сравнивают со своими записями на Листе исследователя | |
Какой путь познания был наиболее простым, а какой наиболее сложным? Почему? | Сложнее работать было с фрагментом работы Аристотеля “Политика”, т.к. определение нужно сформулировать | |
Рефлексия.(5 мин.) | Кратко продолжите в тетради фразы: Я знал, что... Я узнал, что... Я не понял... |
Делают записи в тетради |
Поднимите руки те, кто продолжил фразу:
“Я не понял...” Поднятых рук нет. Запишите домашнее задание:
1. История государственного герб. 2. История государственного гимна. 3. История государственного флага. 4. История рубля. Спасибо за работу. |
Делают записи в тетради |
Список литературы
1. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва “Русское слово” 2010
2. С.И. Козленко, И.В. Козленко. Обществознание. Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. Москва “Русское слово” 2008
3. Конституция Российской Федерации. Москва 1993
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Е.Б.Биянова. Поурочные разработки по обществознанию к УМК А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой (М.: Русское слово) 6 класс. Москва “Вако” 2010
6. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой / автор-составитель Н.С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2007
7. Информационно-методические материалы по использованию УМК “Обществознание” издательства “Русское слово” / автор и составитель И.В. Козленко. Москва “Русское слово” 2006
8. Р.М. Черных, О.В. Кутырова. Тематическое планирование курса обществознания (с региональным компонентом) 5-7 классы основной школы. Москва “Русское слово” 2003
9. А.М. Лебедков Обществознание. Проектирование учебного курса 6 класс. Методические рекомендации. Москва. Издательский центр “Вентана-Граф” 2009
10. Интернет-ресурсы: www.openclass.ru