Цель:
- Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами.
- Совершенствовать умения изображения животных.
- Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.
- Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.
Оборудование: стихи, иллюстрации, рисунки детей и учителя, мультимедийная презентация (Приложение 1), слова-термины, музыка для фона.
План урока:
- Организационная часть. Проверка готовности к уроку.
- Введение в тему урока.
- Теоретическая часть. История развития анималистического жанра. Знакомство с творчеством художников-анималистов.
- Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного».
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задачи.
- Подведение итогов. «Вернисаж детских работ».
- Закрепление материала урока.
Тип урока:
- Урок комбинированный
- Урок-практикум
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Принципы обучения:
- Научность
- Наглядность
- Последовательность
- Доступность
- Активность
- Самостоятельность
- Создание необходимых санитарно-гигиенических условий
Уровень усвоения знаний:
- Через восприятие информации
- Усвоение способов применения знаний по образцам
- Творческое применение знаний
1. Организационная часть.
Ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.
2. Введение в тему урока.
Начнем наш урок со стихотворения (читает ученик):
Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».
Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)
Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)
Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.
3. Теоретическая часть.
История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.
Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. (Слайд 2, 3).
Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами. (Слайд 4).
Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.
Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин (рассказывает ученик), Евгений Чарушин (рассказывает ученик). (Слайд 5-12).
Рисунки Серова. (Слайд 13-14).
Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.
Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотри их работы. (Слайд 15-22).
4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного»
Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
Что общего в строении тела животных.
Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).
Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.
Выполнение наброска животных в карандаше.
Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.
Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.
Физкультминутка для пальчиков.
5. Постановка художественной задачи:
Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Перед уроком вы получили задание почитать книги о животных, посмотреть их рисунки, узнать, где живут, чем питаются, какой у них характер. Давайте посмотрим на них – какие они? (просмотр видеосюжета). (Слайд 27-42).
Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.
Послушайте требования к работе:
- Соблюдение пропорций
- Удачная передача характера животного
- Проработка мелких деталей
- Общая выразительность
- Завершенность
- Аккуратность
Я разделила вас на три группы. Первая группа ребят работают на мольбертах и, совершая путешествие в прошлое, изображают динозавров – самых древних животных. Вторая группа, совершая путешествие в будущее, рисуют фантастических животных, которых на самом деле нет, придумайте их и для каждого придумайте название. Третья группа ребят рисует животных настоящего времени, обитающих в лесу, пустыне, саванне, в водоемах, джунглях и т. д. На ком они остановили свой выбор, мы узнаем в конце урока.
Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.
6. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.
7. Подведение итогов. Вернисаж работ.
8. Заключение.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!
Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.
Работы учащихся.