Цель:
- Через фонд крылатой народной мудрости донести подрастающему поколению идею о необходимости вести здоровый образ жизни, с раннего детства избежать тех зон и ущерба здоровью, которые несут праздный образ жизни: курение, алкоголь, наркомания.
- Показать проблемы курения, алкоголизма, наркомании, пропагандировать здоровый образ жизни; формировать активную жизненную позицию; развивать коммуникативные качества личности ребенка.
Оборудование: Плакаты «Курить – здоровью вредить», «Наркотики – пожизненная ломка. Не ломай себе жизнь!», «Корабль пиратов в поисках новой жертвы», « Три ступени ведущие вниз: курение, алкоголь, наркомания», прозрачная пластиковая бутылка, ватные тампоны, сигареты, спички, пластиковые стаканы, шприцы, мусорное ведро, иллюстрации, изображающие наркоманов, наркотики, пьяниц, органы человека, употребляющих алкоголь, табак, наркотики. Рисунки детей на тему: «В здоровом теле – здоровый дух», сочинения детей на тему: «Если хочешь быть здоров».
Ученик:
Привычка – это тоже ведь зараза,
Привычка – тоже некая болезнь,
Она болит и заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растете микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.
Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты, в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы, отдавая по часам.
Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об опасности вредных привычек для организма. Начнем с курения. Но сначала немного истории.
Ученик: Курение табака является одним из «молодых» пороков. В 1498 году Христофор Колумб, вступив на землю Америки, получил в дар от аборигенов душистые листья многих растений, среди которых был и табак. К нам в Россию, табак был завезен Петром I. Очаровавшись этой диковинной заморской идеей – курить, он стал активно вводить ее в стране, и российским подданным было приказано курить. Сам Петр I, злоупотребляя курением, подорвал свое здоровье. На его разрушенные легкие «села» простуда, развилось воспаление, переросшее в пневмонию, что и явилось причиной смерти царя.
Учитель: Почему люди начинают курить? Если курильщика спросить: «Как ты начал курить?», – он ответит: «По глупости». Наблюдения и исследования показывают, что громадное большинство начинающих курить не знает, в чем именно состоит вред курения. Обычно люди начинают курить в юном возрасте.
Ученик:
Все начинается с одной затяжки,
А дальше стал ее рабом.
Спасенье видишь в ней
От жизни тяжкой,
Но жжешь себя ты пепельным огнем.
Учитель: Многие считают, что курение – это не болезнь и ничего страшного для здоровья курильщика, а тем более для окружающих людей в курении нет. Давайте попробуем доказать, что это вред, зло, которое несет в себе несчастье. То, что курить вредно, знают все. И, тем не менее, курят. Посмотрим сценку.
«Не кури»
Ученица. Что случилось в нашем классе?
Почему огонь и дым?
Ученик. Это мы сигару курим,
Повзрослеть скорей хотим.
Ученица. Но это заблуждение:
От курения не взрослеют,
А болеют и стареют…
Как противен этот дым (морщится).
Главный курильщик: (старшеклассник)
Вы – сплошная малышня,
Не пример вы для меня,
Испугались наставления!
Продолжаю я курение.
Я – не хлюпик, не сопляк,
Буду я курить табак!
Пускает дым, кашляет, хватается за грудь.
Ученица. Доктора, доктора
Входит Доктор.
Дайте, доктор, нам ответ,
Будет жить он или нет?
Доктор. Может, ноги не протянет,
Только инвалидом станет.
Курильщик (трет рукой глаза, грудь, кашляет).
Объясните, что со мной?
Неужели я больной?
Доктор. Что за глупые вопросы?
Это все от папиросы!
Ученица. Так что же такое – курение?
Ученик. Это дым из носа и рта…
Доктор. В легких – вредный никотин
Оставляет сизый дым,
Голова болит и ноет.
Хриплый голос беспокоит.
Чуть устал – одышка тут.
Да и ноги не несут,
Станешь бледный и худой,
Мысли умной – ни одной.
1-й ученик: Курение – это вредная привычка. В течение первого месяца табачный дым действует особенно сильно, затяжки вызывают приятное состояние. Но это первый шаг в никотиновый плен. Дней через 30 развивается привычка, курение становится необходимостью. К сигарете легко привыкнуть, однако очень тяжело отвыкать. Думаю, что лучше и не привыкать совсем. Почему же мальчишки начинают курить? Боятся выглядеть «маленькими». Скажу точно, что отсутствие желания курить говорит в пользу его мужской сущности. Некурящий мужчина сам себе хозяин.
2-й ученик: Почему курят девчонки? Многие из них говорят, что это модно. Они не думают о своих легких, печени, сердце. Они не думают и о своих зубах, которые постепенно желтеют, о своих пальцах, которые пропитываются тошнотворным запахом, о коже, выцветающие рахитом – вот какими могут быть дети курящих матерей. Об этом нужно задумываться сейчас, а не тогда, когда маленький, беспомощный человечек скажет тебе «мама». В табачном дыме, очень много компонентов, способных вызвать раковые заболевания. Никотин способен накапливаться в бронхах и легких, оседает в печени, в почках. Никотин, содержащийся в сигарете, относится к ядам.
Рисунок 1, 2. (Приложение 1)
Учитель: Ребята, как вы представляете легкие курильщика? (Ответы детей). Почему они черного цвета? Давайте приведем опыт (проводится опыт).
Представим, что прозрачная пластиковая бутылка – это легкие.
Поместим в бутылку ватные тампоны, предположим, что это клетки легких. Сжав бутылку, выдавим из нее воздух. В крышке находится трубка, в которую мы вставим сигарету. Зажжем ее, и медленно будем ослаблять давление на бутылку. Наш прибор «выкурил» сигарету. Что вы наблюдаете? Ватный тампон стал коричневого цвета; на стенках бутылки появился коричневый налет: ощущается неприятный запах.
Такие изменения произошли только после одной выкуренной сигареты. Теперь мы точно можем представить, какие бывают легкие у курильщика.
Доктора утверждают, что никотин можно приравнять к наркотикам.
1-й ученик: Курят папы, курят мамы,
Курит дядя и сосед.
Курит в фильме супердама,
От курящих спасу нет!
2-й ученик: Задымили, зачадили,
Все здоровье посадили.
В легких сажевый налет
Не пускает кислород.
1-й ученик: Зубы желтые, гнилые
Или просто никакие,
Изо рта разок пахнет,
Кто угодно упадет.
2-й ученик: Все сосуды затвердели,
Нервы очень постарели.
Бедный папа в 40 лет
Ждет тебя сто тысяч бед!
1-й ученик: Скоро ты ходить не сможешь
И тебе уж не поможешь!
Что еще тут говорить –
Поскорей бросай курить!
Исполняется мимическая сценка: «Пепельница».
Учитель: Наркомания – другой порок. Наркомания – страшное зло, которое все больше проникает в нашу жизнь.
Даже если наркоман вовремя опомнится и расстанется с зельем, он уже никогда не станет полностью здоровым человеком, ибо последствия наркомании будут давать знать о себе всю оставшуюся жизнь. В связи с этим понятие, что в жизни нужно все попробовать, очень опасен, ведь понятие «все» – абсолютное, означающее, что испытать себя надо во всем – и в хорошем деле, и в плохом.
С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль.
Рисунок 4. (Приложение 1)
Наркомания в России продолжает "молодеть". По последним данным, более 60 % наркоманов – люди в возрасте 18-30 лет и почти 20 % – школьники.
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет.
Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет.
Наркоман – раб наркотика; ради него он пойдёт на любую низость и преступление, что рано или поздно приведёт его к смерти. Даже одного приёма достаточно, чтобы стать "зависимым".
Рисунок 5. (Приложение 1)
Именно школы и места массового развлечения молодежи, в первую очередь дискотеки, являются сегодня основными местами распространения наркотиков. За три года наркомания среди детей и подростков выросла почти в 6 раз.
Рисунок 6. (Приложение 1)
В первую очередь наркотики влияют на психику, она приводит к духовной деградации и полному физическому истощению организма
Рисунок 7, 8. (Приложение 1)
При употреблении наркотиков начинает разлагаться печень, изменяют свою работу почки и вслед за ними начинают разрушаться все органы в организме, делая употребляющего наркотики инвалидом на всю жизнь.
Рисунок 9. (Приложение 1)
У людей, принимающих наркотики, рождаются дети-уроды или нежизнеспособные дети.
Рисунок 10, 11. (Приложение 1)
Средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года. Дети, рождённые от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Наркотик губит наше будущее поколение, наших детей, а значит, и будущее всей страны.
Рисунок 12, 13, 14. (Приложение 1)
1-й ученик. Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, – сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.
2-й ученик. Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить?
Есть кроме “да”, и получше ответ,
Скажем, ребята, наркотикам “нет”!
1-й ученик. Давайте встанем, друзья, возьмемся за руки и дружно скажем:
Сигарете – НЕТ!
Пьянству – НЕТ!
Наркотикам – НЕТ!
2-й ученик. Как часто можно услышать от ребят: «Я не алкоголик. Захочу и брошу пить». Давайте не доводить себя до такого состояния, давайте не будем начинать пить. И если вы согласны со мной – разбейте первую рюмку. И тогда второй не будет (Дети топчут пластиковые стаканчики и бросают их в мусорное ведро).
1-й ученик. А теперь давайте покончим с другими пороками.
(Дети ломают сигареты и выкидывают в ведро их и шприцы).
Ну что ж, мой друг, решенье за тобой –
Ты вправе сам командовать судьбой.
Ты согласиться можешь, но отказ
Окажется получше в сотню раз.
Ты вправе жизнь свою спасти.
Подумай, может ты, на правильном пути.
Но если все-таки успел свернуть.
То потрудись себе здоровье вернуть!
Ученик:
Ты есть, я есть, он есть,
А жизнь у каждого своя.
И ей цена – достоинство и честь,
Есть возраст переходных лет,
Какой бы сложной не была она.
Для многих начинается рассвет,
А кто-то погружается во тьму.
Ты есть, я есть, он есть,
Лишь вместе мы сумеем зло пресечь
И сохранить достоинство, чтоб жить.