Понятие о космосе. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • Создать условия для формирования знания о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе.
  • Содействовать развитию абстрактного мышления, умение выделять главное в научно-популярном тексте, аргументировать свою точку зрения.
  • Способствовать воспитанию эстетического чувства и интереса к исследовательской работе

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-целевой этап.

Отгадайте загадку. И назовете тему сегодняшнего урока.

Там где все знаки зодиака
Водолея, девы, рака
Светятся и ночью и днем
Туда смотрит астроном. (Космос)

– Какие ассоциации вызывает у вас слово «Космос»

Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.

Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия.

– Давайте послушаем, как толкуется это слово словаре С.И.Ожегова.

Астрономия-это наука о космических телах, образуемых ими системах и о вселенной в целом.

Астроном специалист по астрономии. Первых астрономов называли зведочетами. С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос. Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.

Учитель. Тема урока: Понятие о космосе (слайд 1). Солнечная система: Земля и другие… А кто это – другие? Какое место в Солнечной системе занимают они. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Ребята, но прежде чем отправиться изучать космос, надо подумать для чего мы полетим в космос? (выбор целей урока, вывешивание целей на плакат)

Целеполагание:

I. Узнать, что такое Солнечная система.
II. Расширить знания о планетах.
III. Научиться отличать звезды и планеты.
IV. Узнать о космосе.

3. Операционный этап

(Тихо звучит музыка.)

– Но, чтобы нам достигнуть целей, мы переместимся из нашего класса в космос.

Ребята, как вы думаете, что нам поможет оказаться в космосе? (воображение)

Вы все будете астронавтами.

Прошу всех одеть воображаемые “скафандры” космонавтов. Пристегнуть “ремни”. Наш учебник будет служить нам космическим путеводителем, а тетрадь и дневник будут борт журналом.

Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза. Старт 5, 4, 3, 2, 1….Пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох. (Звучит музыка)

Посмотрите, мы с вами оказались в космосе.

– Что нас окружает в космическом пространстве? (Звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты)

Объяснение новой темы.

Безоблачной ночью на небе видны звезды. Одни из них яркие, другие напоминают далекие огоньки. Звезды. Они такие же большие, горячие светлые, как наше солнце. Расположены они от земли очень далеко. Самые крупные звезды больше солнца в десятки, сотни раз.

Мы можем разглядеть на небе невооруженным глазом около 3000 звезд, но после изобретения телескопа ученые насчитали их больше миллиона.(слайд 2 – звезды)

– Звезды – это громадные, раскаленные газовые шары, излучающие свет.

В древности люди считали, что звезды прикреплены к небосклону.5 особых звезд, которые быстро двигались среди остальных греки назвали планетами (слайд 3 – планета).

Планеты это не звезды .Они находятся ближе к земле ,обращаются вокруг солнца, но не испускают собственного света. На ночном небе они смотрятся как звезды. (слайд 4 – Чем планета отличается от звезды)

Планеты различаются по размерам ,но они во много раз меньше солнца .Вместе с солнцем они образуют солнечную систему.(слайд 5 солнечная система)

В настоящее время известно 9 планет. В солнечную систему входят так же их спутники, малые планеты, кометы, метеорные тела.

– планеты солнечной системы в свою очередь делятся на 2 группы:

Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс.

Планеты гиганты: Юпитер Сатурн, Уран, Нептун

Каждая звезда, как и наше солнце, имеет свою систему, а системы объединяются в Галактику. Галактики образуют Вселенную или космос. Солнечная система это только часть необъятной вселенной.

Физкультминутка

– Астронавты должны быть внимательными. Игра на внимание.

– Откройте учебники и прочитайте информацию, сделайте, пометки карандашом, что для вас ново и интересно.

Заполните задание 1 карточки.

Учитель. Все справились с заданиями, а теперь давайте проверим.

Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Закрепление.

Учитель. Давайте поиграем.

1. Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.

Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)

Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)

Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)

2. Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.

Стихи:

(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?

(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.

Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

(Марс) – таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.

XI. Рефлексия

Звучит музыка (тихо).

– Закройте глаза.

Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
А нам нужна Земля.

– Откройте ваши глазки. Мы с вами опять переместились в пространстве и оказались в классе. Снимите, пожалуйста, свои Скафандры сядьте красиво.

Рефлексия

– Сейчас мы проверим с пользой ли мы провели своё путешествие в космос.

Тест.

Итог урока.

– Что запомнилось больше всего?

– Как вы думаете достигли ли мы целей урока? (Возврат к целям)

– С каким настроением заканчиваете урок?

В борт журнале (дневник) отметьте свое настроение и самооценку работы на уроке. Поставьте оценку за тест.

– Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают карточку Луны)

– Спасибо!

– Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.

Задание на дом

Творческое Задание “Какой я вижу Солнечную систему”
Сочинить рассказ, стих, нарисовать рисунок планет