Педсовет. Деловая игра "Педагогический ринг" по теме "Формирование математических способностей. Способы и формы работы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель:

  • Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
  • Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
  • Обобщение опыта кружковой работы по ФЭМП дошкольников.

1. Вступительное слово ведущего:

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.

На Всероссийском совещании по проблемам преемственности дошкольного и начального образования отмечено, что определенный процент детей приходит в школу не подготовленным даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции как интеллектуальная (умственная), моторная и другие.

Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.

Как подчеркивает российский ученый Т.Д.Кондратенко, работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:

  • обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);
  • мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
  • развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);
  • формирование навыков и умений учебной деятельности.

Анализ условий в дошкольном учреждении (образовательный ценз педагогов, материально-технические условия: наличие кабинета математики и компьютерного класса и т. д.) и результатов мониторинга развития детей (15-18% дошкольников имеют высокий уровень развития элементарных математических представлений) показали, что назрела необходимость работы над повышением уровня развития элементарных математических представлений у дошкольников и поиска путей эффективного обучения по данному разделу.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

1 задание: Представление команд. Домашнее задание.

Команды определяют проблему ФЭМП в дошкольном воспитании, называют ее, и оформляют выступление в виде стенгазеты.

Оценка конкурса: максимум – 5 баллов

Критерии оценки:

  • Эстетика оформления выступления;
  • Актуальность
  • Краткость;
  • Доступность – понятность в восприятии информации
  • Соответствие теме.

Каждому участнику предлагается прописать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП в своей возрастной группе (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы)

2 станция: “Разминка”

Каждой команде предлагается решить 3 задания.

Оценка конкурса: за правильно решенное задание по 1 баллу, т.е. макс 3б.

  1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
  2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
  3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
  4. Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП
  5. Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?
  6. Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП?

3 станция: “Информационная”

Домашнее задание команда готовит доклад по теме: “Развитие ЭМП посредством интеллектуальных игр”

4 станция: “Аналитическая”

Выступление ведущего: отчет по тематической проверке (диагностика детей, результаты, анализ анкет педагогов, анализ планов, анализ результатов тестирование педагогов, анализ анкет родителей)

5 станция: “Опытная”

Домашнее задание вторая команда представляет доклад по представлению опыта кружковой работы отв Кривошеина Л.Ф.

Оценка – 1 балла.

6 станция: “Отвечай-ка”

Командам предлагается выбрать область в работе по ФЭМП и номер вопроса. Командам предлагается несколько вариантов ответов. Игроки выбирают правильный ответ.

Оценка конкурса – 1б. за каждый правильный ответ (если 3 (4) задания – максимум –3 (4) балла

Преемственность в работе ДОУ с семьей и школой по реализации задач математического развития детей.

1. Исключите неправильный вариант ответа. Творческий контакт ДОУ и семьи обеспечивается благодаря следующим факторам:

А. Консультации и беседы о математическом развитии ребенка .

Б. Открытое занятие

В. Ширмы и папки – передвижки

Г. Консилиум

Д. Организация математических викторин для детей

2. Родители помогают детям освоить математическое содержание в быту и в процессе знакомства с .... (исключить неверное)

А. Учебниками по математике 1 класса

Б. Пространственными представлениями

В. Различными свойствами реальных объектов окружающего мира и их количественными отношениями.

Д. Художественной литературой

Г. Предметами - заместителями

3. Учитель, как и воспитатель подготовительной группы детского сада для развития математических способностей детей меньше всего использует....

А. специальные педагогические ситуации

Б. Задания на развитие наглядно – действенного мышления

В. Развивающие упражнения.

Г. Экспериментирование и моделирование

Д. Дидактические игры с математическим содержанием.

4. Родители не могут добиться успеха в математическом развитии детей при осуществлении знакомства ребенка с ...

А. Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений

Б .Трехмерным пространством окружающего мира.

В. Формой и величиной реальных объектов окружающего мира.

Г. Учебниками по математике 1 класса.

Д. Временными ориентирами в естественных условиях.

2. Дидактические основы обучения дошкольников элементам математики.

1. Занятия по РЭМП нацелены на...

А. Закрепление, применение и расширение знаний и умений

Б. Предъявление новых знаний, повторение и систематизацию пройденного материала, закрепление умений и навыков

В. Устранение недостатков в интеллектуальном развитии ребенка.

Г. Формирование интереса к математике, подведение итогов.

2. Инновационными средствами ФЭМП являются:

А. Оборудование для игр и занятий, комплексы наглядно - дидактического материала, литература.

Б. Компьютерные программы на специальных носителях, компьютер, магнитные доски.

В. Дидактический материал М.Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Г. Демонстрация, инструкции, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.

3. Какой из принципов требует от педагога умения подбирать содержание математических игр в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка?

А. Сознательности и активности

Б. Наглядности

В. Систематичности и последовательности.

Г. Научности

Д. Доступности.

4. К традиционным средствам ФЭМП относятся:

А. Дидактический материал М. Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Б. Компьютерные программы, магнитные доски

В. Оборудование для игр и занятий, комплексы наглядно - дидактического материала, литературу.

Г. Демонстрацию, инструкцию, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.

3. Особенности развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста

1. Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников:

А. Формирование системы ЭМП.

Б. Формирование предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности

В. Развитие конструктивной деятельности

Г. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.

Д. Формирование сенсорных процессов и способностей.

2. Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагога...

А. Создание предметно-развивающей среды, игровой и бытовой среды.

Б. Овладение вычислительной деятельностью.

В. Овладение культурой общения.

Г. Создание психологической комфортности в группе

Д. Умения пользоваться различными парциальными программами.

3. Математическое развитие менее всего связано с ...

А. С формированием системы элементарных математических представлений

Б. Формированием предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности

В. Развитием двигательных способностей.

Г. Формирование сенсорных процессов и способностей

4. Целеполагание и проектирование работы по ФЭМП опирается на...

А. Данные констатирующего контроля

Б. Индивидуальные особенности детей в усвоении математических представлений

В. Генезис математических представлений у детей и диагностику математического развития.

Г. Предметную деятельность дошкольников

Д. Самостоятельную деятельность детей.

4. История становления учебной дисциплины.

1. Согласно педагогическим взглядам понятия о числе формируются в процессе...

А. Изобразительной деятельности

Б. Конструктивной деятельности

В. Игровой деятельности.

Г. Творческого рассказывания

Д. Специально организованных занятий.

2. Теория деятельности А. Н. Леонтьева легла в основу...

А.Формирование предпосылок математического мышления

Б. Формирование начальных форм учебной деятельности

В. Развития памяти, внимания, мышления

Г. Организации занятий по математике.

Д. Организация математических досугов.

3. Дидактический материал М. Монтессори способствует...

А. Умственному развитию.

Б. Развитию игровой деятельности.

В. Развитию образной речи.

Г. Развитию пространственного мышления

Д. Активизации работы зрительных, слуховых и тактильных анализаторов

4. Труд А.М. Леушиной “Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” издан в ...

А. 1900г.

Б. 2000г.

В. 1945г.

Г. 1974 г.

Д. 1985

7. Станция: “Практическая”

Командам предлагается план – конспект занятия по ФЭМП у дошкольников.

Задание командам:

  1. Определить возрастную группу;
  2. Составить программное содержание к занятию;
  3. Придумать начало, т.е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);
  4. Продумать демонстрационный и раздаточный материал к занятию
  5. Предложить элементы интеграции с другими видами деятельности (физическая культура, музыкальное воспитание)

Оценка конкурса:

  • Если все пункты выполнены правильно и должным образом – 5 б.
  • Проявление творчества – 1б.
  • Максимум за конкурс – 6 б.

8. Станция: “Мудрил-ка”

Командам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога.

Оценка конкурса: максимум 2б.

Критерии:

  • Точность и правильность ответа
  • Полнота ответа.

1-й команде

В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.

Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.

На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

  1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?
  2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2. Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем. когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

2-я команда:

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: “Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: “Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

  1. Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
  2. Какие ошибки были допущены воспитателем?
  3. Как нужно правильно организовать это занятие?

9 станция: “Развлекалоч-ка”

Информация о досуговой деятельности с использованием математики.

Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях по ФЭМП. Досуговая деятельность осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников в свободное время, а также путем самообразования и творческой деятельности. Досуговая деятельность должна быть постоянной заботой педагогов дошкольного учреждения.

В настоящее время большинство досугов посвящено играм, музыкальным развлечениям, литературному творчеству, а математике не отдаётся и малой части досугового времени дошкольников. Поэтому главная задача воспитателя разрабатывать и апробировать досуги и развлечения направленные на ФЭМП.

Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность детей позволит им внести свой “интеллектуальный” вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.

Командам предлагается перечислить:

1. Назовите формы досуговой деятельности в ДОУ.

2. Назовите формы проведения математических праздников.

3. Назовите формы проведения музыкальных праздников при интеграции с РЭМП.

Данный конкурс не оценивается, проходит в форме дискуссии, общения, рассуждения.

10. Станция: “Игралоч-ка”

Вносится “Черный ящик”

1. Задание обеим командам предлагается отгадать, что находится в черном ящике:

Этот предмет изобрел преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов.

Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находится. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали к нему пластмассовый топорик, что бы в конец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после без результатных попыток .

Оценка – за правильный ответ – 1 балл

Далее командам предлагается выбрать по “Черному ящику”, в которых лежат ненужные предметы.

Задание командам: придумать 5 и более способов использования этих предметов.

Оценка конкурса:

  • Если команда предлагает 5 способов использования – 5 б
  • Если более 5 – 6 баллов;
  • Менее 5 – по количеству предложенных способов, если 4 то 4 б. и т.д.

11. Станция: “Ромашково”

Участникам предлагается на листочке ромашки написать, что требуется для того, чтобы проблем по ФЭМП не было (или было как можно меньше), т.е. решение проблемы, обозначенной в начале игры.

Подведение итогов деловой игры. Слово жюри.

12. Станция “Конечная”

Принятие решение педагогического совета.

Проект решения:

1. Строить работу по ФЭМП в соответствии с требованиями развивающего обучения и воспитания в ДОУ и ФГТ.

2. Провести открытый показ занятий по ФЭМП, ориентированные на развивающее обучение с использованием современных методов и приемов в разных возрастных группах:

  • 2-я младшая - 20.03
  • Средняя группа – 21.03
  • Старшая группа – 22.03
  • Старшая группа– 23.03

3. Провести смотр-конкурс уголков “Занимательной математики” 30.03 отв. аттестационная комиссия, воспитатели групп

4. Организовать просмотр отчета по кружковой работе по математике в подготовительной группе №1 отв Кривошеина Л.Ф. (апрель).

5. Включать в планы досуговой деятельности развлечения с использованием ЭМП (организация дня игры).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Используемая литература.

  1. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1998.
  2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей дет. Сада. М., “Просвещение”, 1977.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой – 3 –е изд., испр и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2005.
  4. От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  5. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: метод. Пособие /Аторы – сост. Н.В.Микляева, Л.Р. Болотина, Ф.С. Гайнуллова и др. – М.: Айрис- пресс, 2007.
  6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991.