Цель урока: раскрыть значение православного храма как образа Вселенной, управляемой Богом.
Задачи урока:
- Дать представление о символическом значении православного храма как образа Вселенной, управляемой Богом.
- Повторить и расширить знания детей о православном храме и его устроении.
- Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению.
- Продолжать воспитывать у учащихся эстетическое восприятие предметов и явлений культуры, уважение к прошлому народа, любовь к Родине, бережное отношение к произведениям искусства.
- Пополнять историко-культурологический словарь школьников.
Оборудование:
- компьютер, экран, видеопрезентация;
- рабочие листы у каждого учащегося;
- фотографии православных храмов.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Сообщение темы урока.
- Изучение нового материала.
- Вступительная беседа.
- Объяснение нового материала.
- Чтение статьи учебника и обсуждение прочитанного.
- Чтение стихотворений из хрестоматии и работа в тетрадях.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке
Пойдём мы с вами в храм.
II. Проверка домашнего задания.
-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу по закреплению изученного.
- Что вы знаете о Евангелии? Что означает это слово?
- Кого называют апостолами?
- Почему русских правителей княгиню Ольгу и князя Владимира называют равноапостольными?
III. Актуализация знаний.
- Дети, сейчас вы слышите звон колоколов, обратили внимание на фотографии нашей выставки, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке пойдёт речь о храме.
V. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа (рассказ учителя с использованием слайдов презентации урока).
Ребята, мы всем классом были в храме, были вы там с родителями, бабушками и дедушками. Давайте поговорим о том, что такое храм.
Храм – это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь приняла веру православную, на русской земле стали строить храмы, чтобы в них народ собирался, слушал проповеди священников. (Слайд №2)
Храмы отличаются от жилых городских и загородных домов, в которых мы живём, от других сооружений. Они бывают маленькие и большие, белокаменные и расписные. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. (Показ фотографий с фотовыставки.) Давайте посмотрим на храмы, которые находятся в нашем районе. (Показ презентации. Слайд 3-5)
Церковь расположена в деревне Вышгородок Пыталовского района. Построена в 1891 году на пожертвования прихожан и потомственного дворянина Островского уезда Псковской губернии В. Изъединова. Церковь стоит на высокой горе на месте древнего погоста и городища с кладбищем. Однокупольная, бесстолпная, одноапсидная, с обходной галереей вокруг алтаря, симметричная в плане, четырехъярусной колокольней. Храм действующий.
Закладка церкви состоялась 21 сентября 1926 года, а к Пасхе 1928 года в основном храм был построен. Колокольню пристроили к основному объему в 1934 году, перед праздником Казанской иконы Божией Матери. Освящение храма 5 сентября 1937 года совершил епископ Елгавский Иаков. К храму были приписаны 2 кладбища – одно новое около церкви, второе – старинное Зеркалевское со старой деревянной часовней. Проект церкви был разработан синоидальным арх. Владимиром Шервинским. Храм построен в традициях деревянного зодчества русского Севера. В таком стиле было возведено несколько новых церквей Латгалии. Архитектор хотел запечатлеть прекрасные древние формы храмов, которые безжалостно уничтожались в те годы в Советской России. Четкая иерархия объемов, большие плоскости крыш, лаконичность отделки и хорошие пропорции форм – эти черты присущи всем храмам В.Шервинского. Когда-то и новые срубы Троицкой церкви с высоким восьмериком колокольни смотрелись очень красиво. Многолетние наслоения ремонтов и неудачных поновлений скрыли былую красоту храма, но сохранили здание.
Коровск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Поселение на этом месте существовало еще на рубеже IX-X веков. Упоминание в летописи о храме относится к 1427 году. Во время литовских войн и храм, и поселение жгли неоднократно: и в 1501, и в 1562 году – об этом сообщают псковские летописи. Третий по счету, тоже деревянный храм переделывался в 1798г. Памятник архитектуры федерального значения.
Церковь Николы Чудотворца.
Находится в городе Пыталово. Церковь построена в 1929-1931 годах на пожертвования прихожан. Рядом находились небольшой дом причта и помещение для церковного сторожа. Архитектура храма «восьмерик на четверике». Над четвериком храма поднимается восьмигранный сруб с шатром под луковичной главкой. Главки – над всеми бочками и колокольней. На территории церкви есть трапезная. Иконостас церкви выполнен в стиле классицизма. Торжественное открытие храма было совершено архиепископом Иоанном 6 сентября 1931 года. Первым настоятелем церкви был Сергий Ефимов. Церковь действующая.
Храм святителя Николая деревни Зобки.
Храм свт. Николая, бывший Ново-Троицкий, – деревянный храм, построенный 14 июля 1931 года. Храм длиною 25 метров, шириною 8 метров, высотою 4 метра, церковная башня высотою 25 метров.
Пустое Воскресенье. Церковь Воскресения Христова.
Памятник архитектуры XV века.
По преданию, церковь была найдена в лесу местным пастухом, искавшим своих потерянных коней. В безлюдной, глухой местности стоял пустой храм. Отсюда, вероятно, в дальнейшем и пошло название появившейся рядом деревни – Пустое Воскресенье. Когда-то здесь был монастырь, который пришел в запустение еще в XVII веке. При расчистке пруда, расположенного рядом с храмом, были открыты до 8 колодцев, вероятно, вырытые монахами, каждый для отдельной кельи. При ремонте спилили выросшие внутри деревья, а поларшинные пни замуровали в стены. При храме была устроена колокольня на четырех столбах с тремя большими колоколами, пожертвованными помещиком И. А. Спешневым в 1870 году.
Уникальная легкая и воздушная церковь – бесстолпный одноапсидный храм, сложенный из тесаного известняка. Первоначально имел восьмискатное покрытие, позднее оно было заменено четырехскатным. Прежняя форма покрытия восстановлена во время реставрационных работ. Древние храмы люди восстанавливают, реставрируют, и старые храмы обновляются и выглядят, как новые. Но и старые и новые храмы похожи. Что-то другое влияет на внешний облик и устроение храма. Что именно? Его значение, духовный смысл православного храма. Это значение приобреталось в давние времена, в глубокой древности и сохранялось в течение всей истории. Вот это и предстоит нам сегодня узнать: что означает храм, его особое назначение и устроение.
2. Объяснение нового материала.
Люди верующие понимают всю Вселенную, весь мир как храм Божий, как созданный Творцом и Им управляемый. Мир включает видимый физический мир и мир духовный, невидимый, но сильно влияющий на видимый физический мир. Мир земной люди стали называть Дольным (от слова – долина), а высший духовный мир, освящённый присутствием Господа, – горним, от слов «гора», то есть место очень высокое, возвышенное над окружающим. Когда человек думает о мире горнем, мысли и чувства его поднимаются над земными делами, над личными проблемами в духовное небо, в мир вечных духовных истин. Горний мир подобен вершине высокой горы, восхождение на которую связано с особым усердием, испытаниями, мужеством. Дольный мир широко и просторно раскинулся перед людьми на земле, как цветущая долина. Люди, любящие Бога, планируют и создают храмы, иконы, пишут картины, стихи, которые наполняют наш мир. (Показ слайдов 6-18)
3. Чтение статьи учебника и обсуждение прочитанного.
В процессе прочтения учебной статьи, попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Что есть Вселенная?
- Что такое дольний мир?
- Что значит мир горний?
- Что такое православный храм?
- Как устроен православный храм?
4. Чтение стихотворений и работа в тетрадях Н.М. Карамзина, Ф.И. Ленкевича, В.Г. Бенедиктова. Обсуждение прочитанного.
VI. Закрепление изученного материала.
Предлагаю вам ребята рассмотреть внутреннее устроение храма. Кто помнит как что называется.
Поисковое задание. Мы с вами были в храме. Перед каждым из вас находится набор фотографий храма. Необходимо внимательно послушать меня найти и показать мне фотографию отражающую услышанное вами.
Задание1. Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение – купола. Число куполов всегда символично, например: один – соответствует Божьему единству, три – символизируют Святую троицу, пять – Христа и четырёх евангелистов. (Показать фотографию.)
Задание 2. Во внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод, символизирующий духовное небо и сооружаемый таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовного мира. (Показать фотографию.)
Задание 3. Алтарь символизирует Небесное Божие царство. Входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него. Только в церковном облачении и только во время службы. (Показать фотографию.)
Задание 4. Алтарь закрывается от средней части храма иконостасом – стена, состоящая из икон. Иконостас имеет три двери. Средние двери называются «царскими вратами». Иконы на классическом русском высоком иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам. (Показать фотографию.)
Задание 5. Перед каждой иконой в храме висит лампада. (Показать фотографию.)
(Показ слайдов 19-29)
VII. Подведение итогов урока.
- Что вам особенно запомнилось на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Задания в тетради 1, 2, 3, 5, 7.