Цели урока:
- Рассмотреть случаи сложения, в которых второе слагаемое число 4.
- Учить выполнять сложение вида +4. Совершенствовать навыки счета.
- Закреплять знание состава чисел.
- Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.
- Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Оборудование:
- В. Н. Рудницкая «Математика» учебник для 1 класса часть II;
- тетрадь по математике №3.
Технические средства обучения:
- музыка, 2 ноутбука, интерактивная доска;
- аншлаги, счётный материал, математический веер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей:
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание,
Помоги нам потрудиться,
мы пришли сюда учиться.
II. Зарядка для ума.
- Какое сегодня число?
- Из чего состоит число 29?
- Назовите соседей числа.
- Уменьшите число на 9.
- Уменьшите число на 20.
- Что интересного знаете о сегоднешнем дне 29 февраля? (Последний день зимы, високосный год.)
III. Устный счет.
Перед вами волшебный горшочек. В нём спрятано то, без чего у нас не может быть зимы.
- Хотите узнать, что в сундучке?
Игра «Данетка».
Вы можете задавать вопросы, на которые я Вам могу ответить только да или нет. Готовы. Начали!
(В горшочке спрятан снег.)
Помогите, отыскать предметы (в снегу запрятаны магнитные числа от 1 до 9). Поместите находку на доске. Прочитайте хором. Расположите числа в порядке возрастания.
- Назовите самое маленькое число в этом ряду?
- Самое большое?
- Для чего в математике нужны числа?
IV. Сообщение темы урока.
- Посмотрите внимательно на числовой ряд и скажите, с каким числом мы сегодня будем работать?
- Молодцы! Тема нашего урока прибавление числа 4.
- Чему бы вы хотели научиться на уроке? (Мы должны научиться прибавлять число 4 разными способами.)
- Ну что ж, за дело!
Физкультурная минутка для глаз – Снежинки.
Головоломка (работа в парах).
У вас на столах лежат карточки с зашифрованными примерами, работая в паре, попробуйте примеры расшифровать.
Рисунок 1
Проверка с интерактивной доской.
Заполните пустые окошечки, перетаскивая числа.
- У кого так же? Молодцы!
V. Изучение нового материала.
Какие красивые снежинки у нас получились!
- Что можно сделать из снега? (Ответы детей.)
- В новогодние каникулы в Перми состоялся «Парад снеговиков».
- А знаете ли вы, сколько снеговиков слепили на площади? (Около 600 снеговиков.)
- 13 января пермские школьники украшали снеговые скульптуры.
1) Практическая работа.
Рисунок 2
- Ребята, я предлагаю вам сосчитать снеговиков разными способами.
- Сколько снеговиков перед вами? (6)
- Сколько снеговиков мы будем прибавлять? (4)
- Скажите, пожалуйста, как можно прибавить число 4?
Пример на доске:
6 + 1 + 1 + 1 + 1
6 + 2 + 2
6 + 3 + 1
- Зачем мы учимся прибавлять частями?
Вот сейчас вы и попробуете применить свои знания.
2) Самостоятельная работа в тетради на печатной основе (с. 40 №4).
Откройте тетрадь на странице 40, найдите примеры 4. Решите их самостоятельно.
(Решение примеров самостоятельно (два ученика решают примеры на ноутбуках).)
Проверка с помощью документ камеры.
- У кого так же? Молодцы!!!
- Скажите, пожалуйста, зачем нам нужно было прибавлять 4 разными способами? (Удобнее добавить до десяти, а потом остальное.)
3) Решение устных задач. (Математические веера.)
- Прибавьте к числу ног паука количество колёс у машины. (8 + 4 = 12) Как считали?
- К количеству цветов радуги прибавьте количество лап кошки. (7 + 4 = 11) Как считали?
- К любимой оценке ученика прибавьте количество комков снеговика. (5 + 3 = 8)
Какие вы умные!
Ребята, а умеете ли вы лепить снеговика, давайте попробуем вместе!
Физкультурная минутка.
Снег пушистый нагребаем,
Лепим, лепим ком большой,
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком второй.
Лепим, лепим третий ком
Будешь ты, снеговиком!.
Глазки, глазки. Нос – морковкой!
Рот большой, наверх ведро!
Какие красивые снеговики получились!
VI. Игра «Шифровщик».
- Посмотрите на доску, узнайте, какие слова спрятались?
Расшифруйте слова
ПОРТО
ЛОМОТОК
НЕЙЛИКА
БАРУНОК
(Дети расшифровывают слова, добавляется картинка.)
- Нужны ли эти предметы для постройки снеговика?
- На какие группы можно эти предметы разделить? (Инструменты, школьные принадлежности.)
- В какой профессии используют эти инструменты?
- Что лишнего? Для чего нужна линейка?
Задание в тетради с. 43 №14.
- Выполните измерения, запишите результат.
- Назовите предметы, которые больше снеговика?
- Назовите предметы, которые меньше снеговика?
- Ребята, скажите, люди каких профессий не смогут обойтись без измерений?
- А кем хотите стать вы?
- Посмотрите на с. 43 задание 15. Кем хотят стать мальчишки?
- А сколько их на рисунке?
VII. Итог урока.
- Как можно прибавить число 4?
VIII. Рефлексия.
Устроим и мы парад снеговиков!
У вас есть снеговичок, найдите его. (Ищут снеговика на столе.)
- Какое настроение у снеговика?
- Дорисуйте красным карандашом ему улыбку, которая подходит к вашему настроению на уроке и прикрепите его на доску!
А вот и мой снеговик!
Вы старались очень слушать и решать,
Наш урок окончен, можно отдыхать?
Спасибо за урок!
Список использованной литературы:
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие. 1 класс (1-4). – Рост книга, 2005.
- Математика. 1-4 классы: упражнения для устного счета/ сост. М.В. Головач, Ю.К. Бондаренко. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.