Теоретические аспекты формирования музыкального опыта подростков

Разделы: Музыка


Современный этап развития общества характеризуется потребностью в гармонически развитых личностях и в связи с этим повышением требований, предъявляемых к уровню образованности человека. Главная роль в достижении всестороннего развития личности принадлежит общеобразовательной школе, призванной осуществлять массовое музыкальное воспитание учащихся. Основной целью музыкального воспитания в школе является формирование музыкальной культуры детей, составным компонентом которой является наличие музыкального опыта.

Значительное воздействие на формирование опыта общения с музыкой в подростковый период имеет внешняя среда, в том числе средства массовой коммуникации, через которые распространяются произведения искусства и господствующие в обществе взгляды и предпочтения. При отсутствии целенаправленной продуктивной работы эти предпочтения учащихся формируются спонтанно, чаще всего в пределах массовой культуры. В связи с этим наблюдается противоречие между необходимостью воспитывать учащихся на высокохудожественных образцах отечественной и зарубежной музыкальной культуры и той музыкальной средой, которая подчас окружает подростка в повседневной жизни, оказывая влияние на формирование его музыкальных вкусов и предпочтений.

Проблема формирования музыкального опыта как части музыкальной культуры человека (и подростка в том числе) уходит в далекое прошлое и насчитывает более двух тысяч лет. На уяснение этой проблемы было направлено в течение многих веков внимание мудрецов всех эпох и народов. Она всегда была предметом внимания философов, психологов, педагогов, эстетиков, музыкантов, общественных деятелей.

Еще в античные времена музыка занимала значительное место в системе наук и была предметом обсуждения философских и эстетических работ, написанных Платоном Пифагором, Аристотелем и другими известными мыслителями того времени. Во времена расцвета эллинской философии и культуры музыка в гимнасиях считалась обязательным предметом (т.е. была частью человеческого бытия, продолжением человеческой личности), без нее древние просто не представляли себе воспитание человека-гражданина. В китайской философии музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые привносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры, иерархии, для гармонизации общественной жизни. Специфической особенностью эпохи Средневековья, наложившей отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека в то время, являлась руководящая роль церкви в политике, этике, искусстве и т.д.

Музыка также не избежала этой участи: она не была отделена от религии и имела, в основном, духовную функцию. Ее содержание, образность, вся ее эстетическая сущность воплощали отрицание ценностей земной жизни ради воздаяния после смерти, проповедь аскетизма, отрешенности от внешних благ. В средние века взгляды на музыкальную культуру разрабатывались в трудах музыкантов-теоретиков (наибольшую известность получили Боэций, Гвидо Арретинский, Царлино), а также музыкантов-философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона).

На русской почве идеи целенаправленного воспитания детей стали зарождаться в начале XVIII века. Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал просветитель, педагог и писатель Н.Новиков. Он считал, что без помощи искусства невозможно воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами. Влияние музыки благодатно, и чем раньше дети начнут испытывать его на себе – тем лучше. Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования В.Ф.Одоевский – выдающийся русский музыкальный ученый, публицист и общественный деятель.
Музыкальному развитию детей ученый придавал чрезвычайно большое значение. Он считал, что музыка является важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в общественном организме. Значимость духовно-нравственного воспитания и роль музыки в нем подчеркивал основоположник русской педагогической науки, талантливейший педагог-практик К.Ушинский. У всех этих педагогов было стремление воспитать и образовать детей на народном материале. Русская народная песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его труды, картины окружающей природы – вот материал, который определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовно-нравственные идеалы.

Начало XX века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной педагогике, в деле изучения музыкальной культуры. Появляются первые методисты-практики школьного музыкального образования и воспитания, такие как В.Н.Шацкая. Большое значение имеет ее положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы.

Величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания и образования школьников внес Д.Б.Кабалевский, создавший систему и концепцию музыкального воспитания,  определивший целью музыкального воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности. Значительное место вопросам формирования музыкальной культуры школьников-подростков отводят в своих трудах Ю.Б.Алиев, Л.В.Школяр, Г.В.Шостак, М.С.Каган, А.Г.Болгарский, Н.В.Гузий, З.К.Кальниченко. Все эти исследователи рассматривают различные составляющие музыкальной культуры и определяют наличие музыкального опыта  обязательным ее компонентом.

Педагогика музыкального образования ориентирована, прежде всего, на формирование основ музыкальной культуры школьника. Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в онтогенезе человека, он труден не только для самого подростка, но и для общающихся с ним. В этот период происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности – музыкальные вкусы и пристрастия.

Следует отметить, что интерес школьников-подростков к музыке чрезвычайно высок, она занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков.

В научной педагогической литературе утвердилась мысль о том, что основой эффективного общения с музыкой является музыкальный опыт как составляющая часть музыкальной культуры. Критериями наличия музыкального опыта у подростков, по мнению Л.В.Школяр, могут выступать:

– уровень общей осведомленности о музыке;
– наличие интереса к музыке, определенных пристрастий и предпочтений;
– мотивация обращения школьника к той или иной музыке, т.е. что подросток ищет в ней, чего ждет от нее.

Музыкальный опыт как часть музыкальной культуры подростка формируется в процессе непосредственного общения ребенка с музыкой. Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности и т.д.), музыка оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. И этот потенциал музыкального искусства должен использоваться педагогом в воспитательных целях. Учитель должен помочь подростку научиться ориентироваться в сложном и многообразном мире музыкальных произведений, повышать общую музыкальную осведомленность ребенка, формировать, по мере возможности, его музыкальные вкусы и предпочтения.

Музыкально-эстетическое воспитание в подростковый период становится более глубоким. Оно включает в себя элементы напряженного внимания, проблемные вопросы, которые учащиеся разрешают самостоятельно. В процессе музыкальной работы со школьниками необходимо учитывать, что их интересы становятся более разнообразными, возникает интерес к общественной жизни. Поэтому разучивание разнообразного репертуара, проведение бесед должны в определенной степени отражать жизненные события.

Огромную роль в повышении мотивации учащихся играют личные успехи в музыкальном развитии. В подростковом возрасте это актуально в наибольшей степени. Поэтому так важно замечать и поддерживать даже самые скромные успехи учащихся. Методы музыкальной работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и творческую инициативу подростков.

Учитывая психологические особенности подростков, учитель музыки может предложить ребятам новые для них формы проведения уроков. Становится возможным проведение уроков-диспутов, уроков-турниров, насыщенных различными творческими заданиями. Ценным является привлечение учащихся к подбору художественного материала к урокам.

Работая с подростками, необходимо сочетать коллективную работу с постоянным изучением индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для ребенка этого возраста очень важно почувствовать свою индивидуальность, иметь возможность проявить себя, и учитель должен создать для этого наилучшие условия. В то же время, подросток стремится быть частью коллектива, группы и с удовольствием участвует в общем деле.

Осмысленное слушание, восприятие музыки и активное исполнение – это два пути формироввания музыкального опыта подростков, взаимно дополняющие друг друга.

Возможность восприятия музыки детьми шире, чем их исполнительские возможности. Поэтому на уроках музыки следует знакомить подростков с произведениями более сложными, чем те, которые они могут исполнить сами. Дети должны слушать симфоническую, камерную, оперную музыку, произведения русской и зарубежной классики, а также народную и качественную популярную музыку. Ю.Б.Алиев в своих работах доказывает, что в подростковом возрасте возможно восприятие музыки на более высоком уровне и предлагает использовать такие методы, как проблемное обучение, музыкально-творческие задания и т.д. Проблемы восприятия музыки старшими школьниками рассматривались и в трудах В.Н.Шацкой. Она уделяла особое внимание организации музыкально-просветительской работы, такой, как организация лекций-концертов, конференций, семинаров.

В средних классах учащиеся на более глубоком уровне знакомятся с жизнью и творчеством великих композиторов, что помогает им лучше понимать музыкальные произведения, музыкальные образы. Эффективной формой работы может стать постановка вопросов и заданий проблемного характера, создание проблемной ситуации (сравнения и сопоставления музыкального материала, средств музыкальной выразительности, произведений разных видов искусства и т.д.).

Среди исполнительских видов музицирования по-прежнему приоритетное значение имеет певческая деятельность ребят. Внимательного отношения учителя требует состояние певческого голоса подростков. В этот период мутация может проходить особенно болезненно у мальчиков, у них появляется хрипота, сипота, повышается голосовая утомляемость, появляются болезненные ощущения, сужается диапазон, резко падает сила звука. Однако и в вокально-хоровой работе с девочками, хотя у них мутация не так ярко выражена, требуется соблюдение щадящего певческого режима.

Несмотря на определенные затруднения, вызванные мутацией, подростки, как правило, любят петь и сочинять собственные, авторские песни. Именно в певческой деятельности наиболее успешно и наглядно проявляется их способность к собственной творческой интерпретации музыкальных образов.
Работа с подростками по формированию музыкального опыта как одного из компонентов их музыкальной культуры многопланова и не может ограничиваться только уроками музыки. Актуальной является внеклассная и внешкольная работа, включающая в себя самые разнообразные формы (тематические беседы о музыке, лекции, лекции-концерты, музыкальные гостиные, тематические музыкальные вечера, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, телепередач, публикаций в прессе, прослушанных записей и концертных программ). К подготовке таких мероприятий необходимо как можно активнее привлекать самих детей, что поможет им проявить свою творческую индивидуальность, продемонстрировать личностное, эмоциональное отношение к музыкальному материалу, значительно расширит их кругозор и углубит знания о музыке.

Таким образом, мы видим, что процесс формирования музыкального опыта у подростков, основываясь на общепедагогических принципах, имеет свои отличия и требует применения методов работы, соответствующих особенностям подросткового возраста, что позволит сформировать личную ценностную позицию учащихся в мире музыки.

Список использованной литературы:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.
2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, НПО «Модэк», 1998. – 352 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского – М.: Просвещение, 1987. – 344 с.
4. Гродзенская  Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Музыка, 1969. – 77 с.
5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
7. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.
8. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под ред. Л.В.Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
9. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.П.Барышникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
10. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
11. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы // Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М.: Просвещение, 1998. – 215 с.