Цель урока: уметь находить и определять второстепенные члены в предложении, задавать к ним вопросы, обозначать графически, отработать постановку знаков препинания при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом, и при сравнительном обороте, формировать речевые навыки учащихся, развивать чувство прекрасного, любви к родной природе, повторить орфографии.
Орг. момент.
Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя:
Курс русского языка в 8 классе предполагает изучение синтаксиса. Мы уже изучили словосочетания, главные члены предложения. Сегодня будем изучать второстепенные члены предложения.
Наша цель - повторить и обобщить всё то, что мы изучили по теме “Второстепенные члены предложения”: умение находить и определять их, ставить к ним вопросы, графически обозначать, правильно писать и ставить знаки препинания.
Тематическая направленность нашего урока - осенняя природа, т. е. весь наш дидактический материал объединяет эта тема. Вспомним у А.С. Пушкина:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно...
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
(“Осень”)Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь у двора.
(“Евгений Онегин”)
Не всегда нас радует осенняя погода, но как сказал наш современник:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода - благодать,
Дождь ли, снег - любое время года
Надо благодарно принимать.
(стихи режиссера, драматурга и сценариста Эльдара Рязанова для кинофильма “Служебный роман”)
Учитель: А теперь словарный диктант. Я читаю стихотворение, вы выписываете все возможные словосочетания, обозначаете главное слово и изученные орфограммы.
Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работы кончил серп на нивах золотых,
И покраснел уже вдали ковёр лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
(Н.П. Греков).
(Учащиеся записывают словосочетания: желтый лист, на зелени дерев, работы кончил, на нивах золотых, покраснел вдали, покраснел уже, ковер лугов, зрелые плоды, висят в садах тенистых)
Учитель: А сейчас мы от теории опять перейдем к практическому занятию. А задание будет таким: произвести полный синтаксический разбор предложения.
Учащийся работает у доски:
Учитель: Следующее задание. Замените согласованные определения несогласованными, и наоборот, несогласованные – согласованными (задание ГИА):
Безмолвие леса (лесное безмолвие), листья берёзы (берёзовые листья), горные вершины (вершины гор), дубовые заросли (заросли дуба), осеннее золото (золото осени). Объясните, что изменилось в словосочетании? (при такой замене синтаксическая связь согласование меняется на управление и наоборот).
Учитель: Задание: графически обозначить второстепенные члены предложения. Прочитайте, пожалуйста, тексты.
1 группа:
Над плотным стареющим тыном
Всю ночь – от зари до зари
Багряные гроздья рябины
Качаются, как снегири.
(Б. Костров)
2 группа:
Октябрь шагал,
Дожди частили,
и мне представилось с земли,
Что, улетая из России,
Роняют слезы журавли.
(А. Богданович)
3 группа:
Суровой осени печален поздний вид,
Но посреди ночного небосвода
Она горит, твоя звезда, природа.
И вместе с ней душа моя горит.
(Н. Заболоцкий)
- Скажите, какой темой объединены эти стихи?
- Какова их главная мысль?
(Тема осени, главная мысль - великолепие, красочность осени и грусть, сопровождающая её.)
Учитель: Я думаю, что интересно каждому из нас побыть конструктором, смоделировать что-то новое и получить результат своих поисков. Итак, конструируем предложения.
Запишите 1-е предложение:
1. Осенью птицы улетают на юг.
Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного числа (“Осень”).
2. Осенний морозец разрумянил щеки.
Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени (“румянит”).
3. Кисти винограда свисают до земли.
Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения (“кисти”).
4. Рябины украшают наши леса.
Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже (“рябины”).
- Какое предложение у нас получилось? (Осень румянит кисти рябины.)
Подчеркните второстепенные члены предложения.
Учитель: Я думаю, что вам также интересно будет узнать, каким членом предложения может быть неопределённая форма глагола. Выясним это.
Учитель: А сейчас у нас самостоятельная работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, расставьте знаки препинания. Из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова.
В ра..крытое окно бе..звучно вл..тел и опустился на мои бумаги кленовый лист? Он был похож.., на л..донъ с широко ра..ставле..ыми пальцами. Словно чья(то) рука пот..нуласъ к столу и закрыла написа..ые строчки. ...Я закрыл свою тетрадь заложив на недописа..ой странице первый осенний лист и вышел в сад. В саду было (по)осенн...му тихо и пусто как в заколоче..ом доме.
III. Итоги урока
Итак, что мы сегодня повторили на уроке о второстепенных членах предложения?
VI. Выставление оценок.
V. Домашнее задание. Повторить тему, подготовиться к диктанту.
Вопросы для повторения: с. 84 учебника. Написать сочинение-миниатюру на тему “Осень”.