Краткое описание урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок комбинированного типа. Использована интеграционная технология развивающего обучения.
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Планируемый результат:
Для успешности обучения школьников в усвоении новых знаний, формирования умений, большое значение имеют универсальные учебные действия. Это личностные универсальные действия: самоопределение, самооценка. Показателем развития является смыслообразование, стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений. В диалоге с учителем учащиеся учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Большое значение для успешности обучения школьников имеют познавательные и коммуникативные универсальные действия. Учащиеся осознают необходимость нового знания, учатся перерабатывать информацию для получения необходимого результата, Так как в классе есть ребята, которые могут раньше всех выполнить задание, то для них предусмотрены дополнительные задания и задания повышенной сложности. Эти задания выделены курсивом и имеют дополнительное обозначение. На каждом этапе урока обозначены свои критерии выполнения заданий (в баллах), отражающие успешность учебной деятельности учащихся.
По данному уроку разработана технологическая карта № 1 и технологическая карта № 2. В технологической карте № 2 указан № слайда, соответствующий этапу урока.
План-конспект урока
Цель урока
- Ознакомить учащихся с видами одежды, формировать понятие о процессе одежды, познакомить с профессиями по изготовлению изделий, закрепить знания коми орнамента.
- Обобщить и систематизировать ранее полученные теоретические знания продолжить формирование практических умений навыков во время работы в графическом редакторе Paint.
- Научить учащихся применять компьютер для выполнения и составления эскизов орнамента для моделей одежды (фартук) с помощью компьютерной графики.
Планируемый результат: использование коми орнамента для применения отделки изделия.
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся:
- Осознавать смысл изучения коми орнамента и успешного его использования в одежде.
- Понимать значимость орнамента.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
- Познавательные: ознакомить учащихся с видами одежды и профессиями по изготовлению швейных изделий.
- Коммуникативные: уметь грамотно использовать элементы коми орнамента для нанесения с дальнейшим использованием его как образца для создания электронных копий с использованием компьютера.
Предметные результаты: знать вид одежды, кто участвует в ее изготовлении, применять коми орнамент для изготовления одежды с использованием графического редактора.
Ресурсы:
Оборудование.
- Демонстрационный материал: мультимедийный проектор с экраном, компьютеры стенд “Коми край наш северный”, презентация “Одежда”, презентация “Коми национальный костюм”
Раздаточный материал:
- Рабочая тетрадь. Карточки с элементами коми орнамента. карточки опроса (технология), карточки для практической работы (карточки для нанесения коми орнамента)
Технологическая карта № 1
- по технологии (программа УМК “перспективная школа”)
Учебная тема “Конструирование”, 5 КЛАСС
Тема урока | “Использование графического редактора для выполнения эскизов моделей одежды с нанесением коми орнамента ”. | |||
Научиться | Получит возможность научиться | |||
Научиться применять компьютер для выполнения и составления эскизов орнамента для моделей одежды (фартук) с помощью компьютерной графики. | Самостоятельно подбирать элементы орнамента и правильно использовать их в одежде при использовании графического редактора. | |||
Умения | Предметные Знать вид одежды, кто участвует в ее изготовлении. Правильно выделять рисунок при помощи графического редактора. Уметь работать с компьютером. |
Универсальные учебные действия Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: Различать вид одежды, знать, кто участвует в ее изготовлении. Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение. |
Личностные Осознавать смысл изучения коми орнамента и успешного их использования в виде одежды. Значимость правильного применения графического редактора. |
|
Межпредметные связи Изобразительное искусство, Краеведение, Информатика, Технология. |
Базовая технология Интеграционная технология развивающего обучения |
Ресурсы Демонстрационный материал: мультимедийный проектор с экраном, компьютеры стенд “Коми край наш северный”, презентация “Одежда”, презентация “Коми национальный костюм”.диск с песнями о Печоре. |
Инструментарий оценки Рабочая тетрадь, Карточки с элементами коми орнамента. карточки опроса (технология), карточки для практической работы ( для нанесения коми орнамента), карточки для практической работы по информатике. На каждом этапе урока даны критерии выполнения задания ( в баллах) |
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат этапа | Критерии выполнения
задания (в баллах) |
1. Организационный момент | Организация направленного внимания на начало урока |
Приветствие, доброе пожелание,
настрой на урок. Уточнить, как готовы дети к уроку. - Оцените свою готовность к уроку. |
Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку. | Личностные результаты: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Критерии: не готов к уроку – 0 б., готов к уроку -1 б. (порядок на рабочем месте, настрой на урок). |
2.Актуализация знаний | Мотивировать учащихся на изучение темы. | Учитель сообщает: - Ребята, вы наверно удивитесь, что урок у нас с вами проходит в кабинете информатики. Мы сегодня проведем нетрадиционный урок. Прочитайте тему нашего урока. (слайд № 1) Учитель: Одежда - одно из выражений, красоты. (слайд № 2) - Как вы думаете, почему именно с этих строк мы начали урок. Правильно. Сегодня вы узнаете, что такое одежда, на какие виды делиться одежда, кто участвует в процессе изготовления одежды. Учитель: Люди с древних времен носят одежду. Первобытные люди носили шкуры убитых животных. (слайд № 3) - Ребята, как вы думаете, что такое одежда? Учитель: А теперь проверим правильность ответа: Учитель: Одежду можно разделить на несколько видов. Как вы думаете, на какие виды можно разделить одежду? Какую одежду можно отнести к бытовой одежде? Учитель: К бытовой одежде, так же относиться торжественная одежда. Какую одежду можно отнести к торжественной одежде? Учитель: Какую одежду можно отнести к спортивной одежде? Учитель: Какую одежду можно отнести к форменной одежде? Учитель: Какую одежду можно отнести к производственной одежде? (слайд №4) Учитель: К этой одежде можно отнести и специальную- это одежда , которую носят пожарники, водолазы, космонавты. |
Учащиеся высказывают свои ответы: На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем что-то новое.
Учащиеся дают свои высказывания: Мы будем говорить об одежде, кто ее изготавливает.
Учащиеся высказывают свои ответы: одежда - это то, что покрывает тело человека
Учащиеся высказывают свои ответы: - бытовую, -спортивную, -форменную, -производственную - к бытовой одежде относится- одежда, которую мы носим с вами дома , торжественная одежда – это, которую мы одеваем на праздники, торжество, приемы. спортивная одежда - работы спортом. предназначенная для занятия спортом. форменная одежда- это одежду которую носят полицейские, военные, курсанты военного, речного и морского училища. Производственная одежда которую надевают для работы -каменшики, столяры, сварщики, повара. |
Предметные результаты: понимают
задание, как его надо выполнить, Метапредметные результаты: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Критерии: Дано правильное значение всех слов – 2б, допущена неточность в значении 1 слова – 1б., допущена неточность в значении -2 слов - 0 б. |
3. Первоначальное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Познакомить учащихся с учебной задачей | Учитель: - Вам сегодня предстоит сделать открытия. Вы, как учёные, которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.. -Ребята, а вы знаете - кто участвует в создании, разработке и пошиву одежды? Учитель: Правильно. В процессе изготовления одежды участвуют специалисты, о которых мы сегодня поговорим с вами. Учитель: Художники- модельер, который придумывает новые модели и воплощает их в эскизы готовых изделий. -художник- конструктор, воплощает идеи художника- модельера в чертежи и выкройки (лекала). -Технолог швейного производства, определяющий способ изготовления швейного изделия с учетом сложности фасона, свойства ткани и современной технологии пошива изделия. - Швея, непосредственно выполняет швейные операции. (слайд №5) |
Учащиеся дают свои высказывания:
Учащиеся дают свои высказывания: Слушая друг – друга В разработке участвуют: - художник - модельер, - швея. |
Метапредметные результаты: Aнализируют учебную задачу и принимают ее, сравнивают ответы ответами одноклассников, слушаю друг друга.; Умеют выражать свои мысли. Познавательные: различать схематические рисунка . Коммуникативные: Уметь работать, внимательно слушать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Критерии: ответа все ответы правильно – 2 б., допущены 3 ошибки -1 б., 4 ошибки и более |
4. Постановка учебной задачи. | Обобщать полученные знания учащихся при выполнении учебной программы. | Учитель спрашивает: Кто догадался, о чём мы будем говорить дальше? - Кто сможет сказать? - Правильно,. (слайд №6) Продолжим наш урок и поговорим о национальной одежде: Учитель: Каждый национальный костюм разнообразен. Но единое целое составляет фартук. Отделка фартука может быть самая разнообразная: тесьма. декоративная строчка, отделочная ткань. В костюме народа Коми сосредоточенны черты и особенности народного создания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых использованы художественные средства. Это – композиция и цвет, ритмическая система построения ,реализованные в крое одежды, орнамент. (слайд №7 Учитель: Скажите, пожалуйста “Что такое орнамент?” Правильно. Существует много различных видов орнамента, с которыми вы белее познакомитесь на уроке изобразительного искусства. Учитель: Что чаще всего изображают в орнаменте народа Коми? Учитель: Правильно. Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов При изготовлении Коми национальной одежды применяли различные отделки, с учетом национальных традиций. Учитель: Сейчас проведём с вами игру. Я буду загадывать загадки, а вы пользуясь карточками будите показывать мне ответ: 1.По горам, по долам 2.Стройный. быстрый, 3.Её всегда в лесу найдешь. 4.За зверем он плетется 5.Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, Не пекарь, а печет. 6. В доме лишь одна стена, 7.Белокрылая птица |
Высказывают свои ответы: -Мы узнаем, что-то новое на уроке. -Будем говорить о национальной одежде и нанесем рисунок на изделие при помощи графического редактора.
Учащиеся дают свои высказывания:
Орнамент-узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначается для украшения различных предметов
Учащиеся дают свои высказывания В орнаменте - народа Коми , изображают: еловые шишки, фигуры оленей, солнце, ягоды, чум, птиц, рога оленя. Учащиеся отгадывают загадки ,показывая ответ карточками на которых изображены графические рисунки ответа на загадку.
Ответы к загадкам 1.Баран, 2.Олень, 3. Ель, 4.Следы, 5 Солнце. 6.Чум, 7. Чайка |
Метапредметные результаты: Анализируют учебную задачу и принимают ее, сравнивают с ответами одноклассников слушая друг друга. |
Критерии: ответа все ответы правильно – 2 б., допущены 3 ошибки -1 б., 4 ошибки и более - 0 б. |
5. Динамическая пауза | Дать возможность детям отдохнуть | Учитель: (Проводит физ. минутку вместе с учащимися) Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперёд, руки опущены.Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться ( 10-15 сек.) И.П- сидя на стуле, руки на поясе. 1.-руки к плечам, кисти на поясе. 2.-руки вверх, потянуться, кисти выпрямить; 3.-руки к плечам, кисти в кулак. 4.-“ уровень” руки вниз(Темп медленный, повторить 3-4 раза) И.П- сидя на стуле, руки опушены.1-2 раза -поднять плечи, подтянуть плечи, пытаясь коснуться мочек ушей;(Темп средний, повторить 4-6 раз). |
Учащиеся делают физ.минутку вместе с учителем. Внимательно слушают задания учителя. | Метапредметные результаты: Регулятивные: Оценивать ход и результат выполнения задания. Познавательные: Знать правильность выполнения. |
Критерии: Правильность выполнения и меньше допускать ошибки. |
6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания | Учитель: И наша задача нарисовать орнамент. Орнамент, как вы знаете бывает односоставной, где повторяется только один элемент орнамента, либо двухсоставный, где чередуются два элемента орнамента. Учитель информатики: Ребята, перед тем, как начать выполнять практическую работу, вы должны подумать и подобрать такие элементы на ваш фартук, которые вы бы могли нанести с помощью графического редактора на изделие.( Во время пр.ра-ты звучит музыка о Печоре) (Слайд№ 8) |
Учащиеся выполняю практическую работу |
Метапредметные результаты: Самоопределяются УД. Личностные результаты: Осознают смысл изученного материала, понимают правильность выполнения. |
Критерии: Правильно выполняют задания 3б-все выполнили правильно, 2б-допушено 2-3 ошибки, 1б- более 3 ошибок |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков. | Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков. | Учитель информатики: На первом уроке, вы познакомились с видами одежды, национальной одеждой; попробовали себя в роли художника – модельера. А сейчас перенесёмся в другой зал нашей мастерской. На дворе 21 век. Большинство предприятий используют компьютерную технику для производства. Представьте, что вы директора швейной фабрики. Запускаете в массовое производство одежду с вышивкой национального орнамента. Есть два варианта для достижения поставленной цели: “Как вы думаете, кто является исполнителем нанесения орнамента на изделие?” (Человек или машина). Учитель: Почему? |
Учащиеся самостоятельно выполняют
работу. Самоконтроль и самооценка.
Учащиеся высказывают свое мнение- Машина.
Устное высказывание учащихся: Выбор второго варианта наиболее рационален и выгоден для фабрики. |
Метапредметные результаты: Сформулированный способ деятельности. Личностные результаты: Самоопределение к деятельности, способность самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Критерии: 3б-все выполнили правильно, 2б-допушено 2-3 ошибки, 1б- более 3 ошибок. |
8. Контроль за процессом и результатом учебой деятельности. | Проконтролировать умении учащихся использовать полученные знания и умения | Учитель: Для достижения этой цели вам надо создать эскиз орнамента,(учащимся выдают задания №1) Учитель: Посмотрите на свои эскизы и скажите “ К какому виду информации ,относится орнамент?” Учитель: Правильно. На предприятиях, где используются машины с программным управлением, работают компьютерные дизайнеры .Их задача, создание электронного эскиза. Далее программисты пишут программу для нанесения данного эскиза, а затем эта программа используется для переноса данного рисунка на изделие. Вы согласны попробовать себя в роли компьютерных дизайнеров? Учитель: Но в начале, вспомним инструменты графического редактора.(задание №1”
|
Учащиеся выполняют практическую
работу(наносят рисунок на макет
фартука)-задание №1
Устное высказывание учащихся: Орнамент относится к -графической информации.
Устное высказывание учащихся: -Графический редактор Paint. Устное высказывание учащихся: - Да! На столе у учащихся лежат листочки с заданиями (задание №1”
|
Метапредметные результаты: Сформулированный способ деятельности. Личностные результаты: Самоопределяются в УД
|
Критерии: 3б-все выполнили правильно, 2б-допушено 2-3 ошибки, 1б- более 3 ошибок. |
Учитель: Прежде, чем приступить к работе за компьютером, мы должны составить порядок действия. “Что вы должны создать за компьютером?” Учитель: Правильно. “Что мы для этого будем использовать?” Учитель: Обратите внимание на изделие фартука .Фартук не имеет орнамента . Ваша задача: создать орнаментальную полоску, которая у вас изображена на эскизе Орнамент будете создавать на ободном месте фартука.. Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить рисунок. Учитель: По завершению работы , вы должны отправить файл на для рабочий стол учителя. Для демонстрации ваших работ, через проектор. |
Устное высказывание учащихся: -Орнаментальный мотив.
Устное высказывание учащихся: -Графический редактор. Учащиеся выполняют практическую работу, пользуясь опорными карточками.№2
Учащиеся выполняют практическую работу: По завершению работы, файлы отправляем на рабочий стол учителя, и |
||||
9. Рефлексная деятельность | Сформулировать личную ответственность за результаты своего труда | Учитель информатики: (Пока учитель информатики собирает файлы через сетевое окружение, учитель технологии подводит итоги с учащимися.) |
демонстрируют через проектор Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок |
Личностные результаты: Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные: оценить результат работы своих одноклассников |
Критерии: Самореализация, самоопределение, рефлексия. |
10. Домашнее задание | Дать инструктаж выполнения домашнего задания. | Учитель: (Записать домашнее задание на доске). -Прочитайте домашнее задание про себя. - На, что особо надо обратить внимание при выполнении этого задания. На этом наш урок завершен. Благодарим вас за хорошую работу. |
Учащиеся читают задание про себя.
Задают вопросы по выполнению задания. Понимают ,как надо выполнить домашнее задание. |
Метапредметные результаты: Регулятивные: Оценить результат выполнения задания; сравнить свои ответы с ответами одноклассников. Личностные результаты: Осознавать смысл изученного материала, понимать значение национального достоинства. |
Критерии: Самореализация, самоопределение. |