Мониторинг качества процесса обучения в деятельности учителя-предметника, учителя начальных классов

Разделы: Математика


В современном обучении произошли существенные изменения. Нет единых типовых программ и учебников, появились новые факультативы и элективные курсы, вводятся новые стандарты. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. Учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. В основу определения уровня личностного развития положены следующие критерии: способность ученика к самовыражению через понимание собственной индивидуальности и уникальности; степень ответственности за самого себя, свои поступки, адекватное реагирование на окружающий мир, самостоятельность в принятии решений, умение объяснять и доказывать свой выбор, умение прогнозировать возможные варианты развития поступков, степень зависимости в принятии решений и поступков от взрослых. Для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь, необходима система контроля качества образования. Новое, современное средство контроля, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс – это педагогический мониторинг.

Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из социологии. В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим, на мой взгляд, является следующее: “Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям”. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, дающая возможность прогнозирования развития педагогических систем.

Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов. Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса и их потребности Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию и анализируют ее.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Поэтому, я для себя, как учитель – предметник поставила следующие задачи: определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики; реализация индивидуальных возможностей учащихся; отслеживание результатов учебной деятельности по предмету. Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений учащихся.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Проведение коррекционной работы.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
  • Корректирование календарно-тематического планирования.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и “одного урока”.

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.

 

Результаты контроля

№ п/п Ф.И. входящий промежуточный итоговый вывод
1 Леонова К. 3 3 4 1уу
2 Толла Э. 3 4 4 2уу

Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов (Презентация, слайд 7).

Для того, чтобы правильно спланировать и организовать учебную деятельность, надо провести входящую контрольную работу, (особенно в новых для учителя), при этом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и его возможности, (по итогам контрольных работ) следующую таблицу (“Методика определения уровня обученности учащихся”, автор Третьяков П.И).

Ф.И. Сентябрь Май
Уровень обученности Рейтинг Отметка Уровень обученности Рейтинг Отметка
1 Грошев Г. 48,7% 1 3 51,4% 2 4
2 Ляличев С. 56,8% 3 4 56,8% 2 4
3 Леонова К. 50,3% 3 4 46,3% 1 3

Проведя сравнительный анализ по таблице, делаем вывод: к концу учебного года некоторые ребята остались на прежнем уровне, у кого то повысилась или снизилась степень обученности. Затем, чтобы получить ожидаемый результат, мною намеченный, после входящей контрольной работы определяю уровень ЗУН, планирую коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся. А в этом мне помогает уже тематический мониторинг. На каждого ученика я составила индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаю различные виды заданий для устранения данных нарушений. Например: при закреплении темы “Доли и дроби” использовала упражнение на межполушарное взаимодействие.

Начертите в тетради квадрат со стороной 6 клеток. Разделите его на три части, Заштрихуйте левой рукой треть квадрата, правой - две трети.

При изучении темы: “Десятичные дроби” использовала математический диктант на развитие слуховой памяти. Запишите в виде десятичной дроби числа: 7 целых 8 десятых, 4 целых 601 тысячная, 9 целых 3 сотых, 0 целых 5 тысячных, и т.д.

По теме: “Решение уравнений”, составляла упражнения на исключение причинно – следственных связей.

Решите уравнение
Образец Самостоятельно
(х + 35) * 2 = 84 Х + 35 = 84 : 2

Х + 35 = 42 Х = 42 – 35 Х =7

Ответ: х = 7

( у + 63) * 3 = 276

Далее выписываю анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты, диктанты с учетом индивидуальных особенностей детей. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний учащихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях.

Результаты учебных достижений оформляю в виде диаграммы качества знаний.

Данный мониторинг позволяет мне получить:

  • объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения;
  • возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
  • систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.

Для примера приведу мониторинг интегрированного урока математика – русский язык по теме: “Рациональные числа”, 6 класс.

Ф.И. Видеть ошибку Задать
вопрос
Предложить ход
(шаг) решения
Аргументировать Привести
пример
Другой
способ
решения
1 Грошев + + - - + +
2 Толла + + + + + +

Для “сильных” учащихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.

Для “слабых” учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”. Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика. Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом. В основе мониторинга лежит контроль. Процесс обучения немыслим без постоянно действующей обратной связи, информирующей преподавателя о состоянии знаний каждого учащегося, о трудностях, возникающих у обучаемых в процессе учения, об уровне усвоения ими знаний. Такая обратная связь устанавливается различными способами контроля. Контроль – это проверка процесса и результата труда, это система наблюдения. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную. В современном образовательном процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной. Основные три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Систему контроля образуют устный опрос, контрольные работы, семинары, зачёты, экзамены и др. При проверке качества успеваемости важно выявить, в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, важное значение имеет также то, как относятся школьники к учению. Всё это обусловливает необходимость применения различных методов проверки и оценки знаний. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда. Кроме того, повседневное наблюдение за учебной работой позволяет учителю составить представление о том, какова память, учебные склонности, интересы, способности школьников. И учитель, и ученик не могут успешно двигаться вперёд, не зная качественных результатов своих усилий. Учитель получает эти знания, систематически наблюдая за работой учащихся в ходе обучения. Успех в обучении определяется единством двух видов связи между учителем и учеником: от учителя к ученику и наоборот.

Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям – они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ. Одним из объективных средств контроля за результатами обучения учащихся является тестирование. Тест в общенаучном смысле – это краткое стандартизированное испытание, направленное на получение в сжатый срок времени наиболее существенной информации. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в знаниях учащихся по каждой теме и оперативно реагировать на них. Как итоговый контроль, тест позволяет проверить большой объём материала. Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о необходимости систематического тестирования учащихся, так как готовит их к формату ЕГЭ. Для учёта результатов я веду специальную ведомость,тетрадь, в которой знаками + или – отмечаю результат выполнения каждого задания. Конечно, это требует немало времени, однако усилия окупаются – значительно повышается эффективность индивидуальной работы с учащимися по восполнению обнаруженных пробелов, облегчается организация пересдачи нужных тем.

По результатам мониторинга составляются планы корректирующих и предупреждающих занятий для улучшения качества образовательной услуги.

Итак, основные цели мониторинга заключаются в следующем:

  • оценка результативности учебного процесса, организуемого каждым преподавателем и коллективом в целом;
  • оценка динамики изменений в учебной деятельности каждого учащегося, каждой группы по основным параметрам;
  • оценка соответствия педагогических приёмов, методик, технологий по предметам и циклам основной задаче образовательного процесса- обеспечению развития учащихся;
  • определение направления и объёма работы каждого педагога по своему предмету, а также всего педагогического коллектива в учебной работе с конкретными учащимися.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволила мне:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
  3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
  4. Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
  5. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Рекомендации:

  1. Учителям предметникам, учителям начальных классов регулярно осуществлять мониторинг достижений учащихся с целью повышения качества образовательного процесса.
  2. Формировать интерес учащихся к предметам через урок, книгу, внеклассную работу.
  3. Использовать современные педагогические технологии.

При формировании мониторинга школьного образования учитываются не только конечные результаты деятельности учебного заведения, но и факторы, влияющие на качество конечных результатов.

Остановлюсь подробнее на блоке “уровень обученности учащихся”. Качество обученности определяет:

  • уровень знаний, умений и навыков по предметам, классам, учителям, в целом по школе;
  • уровень реальных учебных возможностей класса;
  • качество формирования ведущих знаний и способов деятельности;
  • качественные характеристики ЗУН учащихся на основе итоговых срезовых работ;
  • качество сформированности умений и навыков на основе анализа промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Систему мониторинга качества математического образования можно представить в виде схемы (рис. 12).


Рис. 12 . Схема мониторинга качества математического образования

Дата проведения тестирования

Предмет

Кол-во уч-ся, выполнявших работу

«5»

«4»

«3»

«2»

% успеваемости

% качества

 

 

               

Темы курса (учебные элементы тем), по которым выявлены пробелы в знаниях учащихся

(% выполнения задания составляет менее 50)

Пути коррекции недостатков в знаниях учащихся
 

 

 
 

 

 

Разработка инструментария для проведения мониторинга, сбора и обработки информации.

Тест – бумажный или электронный вариант разрабатывают или выбирают из программы “школьный мониторинг” учителя-предметники совместно с заместителем директора по УВР или НМР. Тест должен содержать не менее 15 и не более 20 вопросов. Выполнение всех заданий должно быть рассчитано на 45 минут. Тест должен содержать следующие наименования:

  • Название предмета
  • Класс
  • Вариант № (желательно – не менее 3х вариантов)
  • Вид (тематический, рубежный, итоговый)
  • Примерные сроки проведения

Спецификация теста – составляют учителя-предметники совместно с зам.директора по НМР.

Пример:

Русский язык, 8 класс, рубежный контроль, февраль:

№ вопроса Проверяемое содержание
1 Пунктуация в предложении с причастными и деепричастными оборотами
2 ……….
3 ……….

Бланк правильных ответов (ключ для проверки) – составляют учителя-предметники.

№ задания 1 2 3                      
Правильный ответ 1 1 4                      

Критерии оценки – составляют учителя-предметники.

Критерии оценки всегда едины, что для ученика слабого, что для ученика сильного. Формирование критериев оценки результатов тестирования осуществляется только с учетом объема безошибочно выполненной работы. Измерение объема выполненной работы достигается с помощью оценивания в баллах каждого задания и теста в целом. Полученные результаты сводятся в оценочную таблицу теста:

Оценочная таблица теста

№ задания                              
Количество баллов за правильный ответ                              

Таблица системы оценок

Количество набранных баллов        
Оценка «5» «4» «3» «2»

Анализ результатов теста – составляют учителя-предметники совместно с зам. директора по УВР.

Класс: Предмет: Дата тестирования:


п/п
№ задания

Фамилия Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Общее
кол-во баллов
Оценка
1                                            
2                                            
3                                            
4                                            
5                                            
6                                            
7                                            
8                                            
9                                            
…. ................                                          
Общее кол-во правильных ответов*                                        
% выполнения задания