Цель:
- познакомить с понятием “портрет”, его значением для анализа литературного произведения;
- создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;
- развивать умение анализировать сказки.
Оборудование: учебник и хрестоматия по “Литературному чтению” для 3 класса, картинки – пазлы, интерактивная доска, кружки черного и белого цвета, карточки с заданием по русскому языку, звезды из бумаги.
Вид урока: мастерская
Ход урока
1. Стартер-упражнение.
– Соберите пазлы (работа по группам). Объясните связь между картинками.
(Дети собирают пазлы-картинки: О. Уайльд, мальчик, звезда, корона, зайчонок, злой волшебник и объясняют связь между ними).
– Какое произведение вы читали дома? Докажите, что это сказка. (Приложение 1, слайд 1)
– К какому виду относится сказка? Почему?
2. Работа над новым материалом.
– Что такое портрет? Где вы сталкивались с портретом?
– Что такое портрет в литературе? (с. 97, учебник, чтение определения самостоятельно.)
– Чем отличается портрет в живописи от портрета в литературе?
Работа по группам: найти в тексте описание портрета мальчика-звезды: 1 группа – в детстве, 2 группа – после первой встречи с матерью, 3 группа – после странствий и встречи с матерью. Все группы находят отрывок и зачитывают его. (Соответствующий текст появляется на доске, Приложение 1, слайд 2)
– Какие сравнения использовал автор? Зачем?
– А поступки мальчика-звезды соответствовали его внешности? Почему?
– Чем отличаются первый и третий портрет? Что имел в виду автор?
– В старину был обычай, при обсуждении человека или его поступков голосовать камешками: черными – если поступок дурной, белыми – если хороший. По наибольшему числу камешков определяли, наказать человека или нет.
Работа в группах: собрать бусы из черно-белых кружков в соответствии с поступками мальчика-звезды, объяснить выбор (Приложение 2)
– Почему бусы получились разноцветными?
– А если бы вы делали бусы о себе, какие кружки выбрали бы?
– Сделайте вывод: каким человеком был Мальчик-звезда? Может ли человек измениться и от чего это зависит?
3. Рефлексия.
– Говорят, что красота спасет мир. Какая красота может спасти мир: внешняя или внутренняя?
Самостоятельная работа: напишите синквейн к слову – мальчик-звезда.
Афиширование по желанию.
4. Интеграция с русским языком.
Индивидуальная работа по карточкам : найти имена существительные, определить склонение и падеж, выделить окончания.
“И они…осыпали его поцелуями и отвели во дворец, где облекли его в дивные одежды и возложили на его голову корону и дали ему в руки скипетр, и он стал властелином города, который стоял на берегу реки”.
– Проверьте свою работу по образцу (Приложение 1, слайд 3)
– Оцените свою работу по следующим критериям:
- Нашел все 11 существительных – 11 баллов (по баллу за каждое слово)
- Верно определил склонение – 10 баллов
- Верно определили падеж – 11 баллов
- Верно выделил окончание – 11 баллов
от 40-43 баллов – “5”
от 36-39 баллов – “4”
от 31-35 баллов – “3”
5. Итог урока. Рефлексия.
– Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки (Приложение 2) и послушайте стихотворение Александра Дольского:
Мне звезда упала на ладошку.
Я спросил её: “Откуда ты?”
“Дайте, я передохну немножко,
Я с такой летела высоты”
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
“Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас всего важней на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим”.
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не надо долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу чтоб …
– Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке. Приклеить звездочки на доску.