Урок русской словесности. О.Уайльд "Звездный мальчик". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3


Цель:

  • познакомить с понятием “портрет”, его значением для анализа литературного произведения;
  • создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;
  • развивать умение анализировать сказки.

Оборудование: учебник и хрестоматия по “Литературному чтению” для 3 класса, картинки – пазлы, интерактивная доска, кружки черного и белого цвета, карточки с заданием по русскому языку, звезды из бумаги.

Вид урока: мастерская

Ход урока

1. Стартер-упражнение.

– Соберите пазлы (работа по группам). Объясните связь между картинками.

(Дети собирают пазлы-картинки: О. Уайльд, мальчик, звезда, корона, зайчонок, злой волшебник и объясняют связь между ними).

– Какое произведение вы читали дома? Докажите, что это сказка. (Приложение 1, слайд 1)

– К какому виду относится сказка? Почему?

2. Работа над новым материалом.

– Что такое портрет? Где вы сталкивались с портретом?

– Что такое портрет в литературе? (с. 97, учебник, чтение определения самостоятельно.)

– Чем отличается портрет в живописи от портрета в литературе?

Работа по группам: найти в тексте описание портрета мальчика-звезды: 1 группа – в детстве, 2 группа – после первой встречи с матерью, 3 группа – после странствий и встречи с матерью. Все группы находят отрывок и зачитывают его. (Соответствующий текст появляется на доске, Приложение 1, слайд 2)

– Какие сравнения использовал автор? Зачем?

– А поступки мальчика-звезды соответствовали его внешности? Почему?

– Чем отличаются первый и третий портрет? Что имел в виду автор?

– В старину был обычай, при обсуждении человека или его поступков голосовать камешками: черными – если поступок дурной, белыми – если хороший. По наибольшему числу камешков определяли, наказать человека или нет.

Работа в группах: собрать бусы из черно-белых кружков в соответствии с поступками мальчика-звезды, объяснить выбор (Приложение 2)

– Почему бусы получились разноцветными?

– А если бы вы делали бусы о себе, какие кружки выбрали бы?

– Сделайте вывод: каким человеком был Мальчик-звезда? Может ли человек измениться и от чего это зависит?

3. Рефлексия.

– Говорят, что красота спасет мир. Какая красота может спасти мир: внешняя или внутренняя?

Самостоятельная работа: напишите синквейн к слову – мальчик-звезда.

Афиширование по желанию.

4. Интеграция с русским языком.

Индивидуальная работа по карточкам : найти имена существительные, определить склонение и падеж, выделить окончания.

“И они…осыпали его поцелуями и отвели во дворец, где облекли его в дивные одежды и возложили на его голову корону и дали ему в руки скипетр, и он стал властелином города, который стоял на берегу реки”.

– Проверьте свою работу по образцу (Приложение 1, слайд 3)

– Оцените свою работу по следующим критериям:

  1. Нашел все 11 существительных – 11 баллов (по баллу за каждое слово)
  2. Верно определил склонение – 10 баллов
  3. Верно определили падеж – 11 баллов
  4. Верно выделил окончание – 11 баллов

от 40-43 баллов – “5”
от 36-39 баллов – “4”
от 31-35 баллов – “3”

5. Итог урока. Рефлексия.

– Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки (Приложение 2) и послушайте стихотворение Александра Дольского:

Мне звезда упала на ладошку.
Я спросил её: “Откуда ты?”
“Дайте, я передохну немножко,
Я с такой летела высоты”
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
“Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас всего важней на свете.
Я могу желание исполнить, 
Путь неблизкий завершая этим”.
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не надо долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу чтоб …

– Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке. Приклеить звездочки на доску.