Валеологизация образовательного процесса в ДОУ на основе применения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема здоровья в наши дни особенна актуальна. Именно поэтому правительство Российской Федерации придает большое значение охране здоровья граждан, которое находит отражение в реализации государственной программы «Развитие здравоохранения». Тем не менее, в большинстве регионов России, в том числе и в Пермском крае, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детского населения. Так, в 2012 году по городу Березники Пермского края детей с первой группой здоровья составило только 18,1% от общего числа детей; 25% детей с нарушениями речи; 29% детей с нарушением осанки.

Практика многолетней педагогической работы с детьми-логопатами позволила выявить основные проблемы в здоровье детей: низкая работоспособность, повышенная утомляемость, непродолжительная концентрация внимания, неразвитая эмоционально-волевая сфера, высокий уровень заболеваемости. Решить данную проблему помогла валеолгизация образовательного пространства ДОУ, которая позволила воспитателям, специалистам, родителям спроектировать целостный, вариативный, здоровьесберегающий процесс, где были созданы педагогические условия, позволившие ребенку быть здоровым, максимально самопроявиться, развиться в разных видах детской деятельности и общении.

Для развития самостоятельности, активности, инициативности детей в своём здоровьесбережении группа превратилось в «Королевство Здоровья», девиз которого: «Мы себя любим! Мы себя знаем! Мы о себе заботимся!». В замках «Безмятежный сон» и «Уединение» в сопровождении релаксационной музыки дети приобретают умения психомышечного расслабления; в замке «Мойдодыра» совершенствуют навыки закаливания и личной гигиены, актуализируют валеологические знания через игры, этюды, тренинги, смехотерапию, детскую кулинарию, экспериментирование в замках «Весёлых игр» и «Полезной еды»; играют и танцуют, выполняют творческие двигательные задания в замке «Волшебных движений». В замке «Мастеров» рисуют, лепят, конструируют, чертят карты-схемы, реализуют свои замыслы, создавая индивидуальные и коллективные работы, общаются, договариваются, учатся взаимопониманию и сотрудничеству.

В групповой комнате подобраны книги для чтения, дидактические игры, пособия, энциклопедии валеологического направления. Также оборудованы музеи, аудио и видео центры, где дети с воспитателем могут воспользоваться DVD плеером для просмотра мультфильмов, фрагментов художественных и познавательных фильмов.

С целью закрепления пройденного материала («Система пищеварения», «Устройство человеческого тела», «Формирование гигиенических навыков») в развивающую среду вносятся схемы последовательности определённых действий (чистка зубов, сервировка стола, и т.д.); атрибуты к сюжетно-ролевым играм по темам, связанных со здоровым образом жизни (к сюжетно-ролевой игре «Зубной врач» - кресло, лампа, салфетки, зеркало, инструменты для врача), предметы-заместители (посуды, зубной щётки, продуктов питания, инструментов и т.д.).

Детей, привлекают необычные формы и красочность физкультурного нестандартного оборудования: косичек, ходуль, лыж, моталочек, бабочек и свистулек для дыхательной гимнастики, массажёров, цветочков для профилактики плоскостопия, султанчиков, массажных ковриков.

Ежедневно заполняя валеологический календарь «Моё самочувствие», дети учатся оценивать своё самочувствие и эмоциональное состояние.

Учитывая особенности эмоционально-личностного развития ребёнка, спроектированы «зоны приватности» - специальные места, в которых воспитанники хранят своё личное имущество для любимого вида деятельности, например, шкатулка с ароматическими запахами; сундучок с различными видами осязательных предметов – мягкими, шершавыми, гладкими, холодными, твёрдыми; корзина с мячиками-прыгунами, эспандерами, мини-тренажёрами и т.д.

Соблюдая принципы гендерного воспитания в группе подобрано оборудование и игры, которые отвечают интересам мальчиков и девочек: настольные игры - «Хоккей», «Футбол», «Теннис», «Баскетбол», «Мини-гольф», клюшки, шайбы, футбольные и баскетбольные мячи, скакалки, ленты, обручи; портреты спортсменов – мужчин и женщин; папки: «Мужские и женские виды спорта», «Спортивная одежда для мальчиков и девочек в разные сезоны»; картотеки «Игры разных народов для мальчиков и девочек».

Совместная деятельность педагога с детьми валеологической направленности в зависимости от цели и источников получения информации подразделяется на информационную, практическую и итоговую: «Соломенное чучелко» (знакомство детей со строением скелета человека), «Дышите – не дышите» (упражнение детей в профилактической гимнастике по методу А.Н.Стрельниковой, дыхании на улице в разные сезоны года), игры - соревнования «Путешествие на планету Спортландию». При закреплении пройденного материала используется метод моделирования, например, познакомив детей с конической моделью скелета человека, дети, впоследствии играя в валеологическое лото «Тело человека», переходят к условно-символическим изображениям отношений между объектами.

Использование метода проекта помогает выстраивать совместную творческую деятельность с детьми, сотрудниками ДОУ, с родителями: «Копилка здоровья», «Как мы отдыхаем», «Живая вода», «Любимая вкуснятина», «Как я устроен», «Ты другу сердце распахни», «Ах, эти добрые слова», «Радуга настроений», «Вылечим Незнайку», «Подари улыбку другу».

Участвуя в здоровьесберегающих акциях: «Свежий воздух», «Нет вредным привычкам!», «Бегом от болезней», дети приобретают установку на здоровый образ жизни.

Учитывая региональные и субрегиональные особенности Пермского края и города Березники, воспитанников знакомят с традициями закаливания жителей Прикамья: купание в снегу, баня; особенностями уральской кухни; проводятся экскурсии к спортивным объектам; организовываются встречи с известными спортсменами города и интересными людьми.

Включая детей в специально-созданные условия практической деятельности по отработке и автоматизации навыков и умений, проводятся игровые сенсомоторные тренинги: например, «Посидим в тишине», «Соноскоп» (цель: регулирование потока сенсорной информации, обострение ощущений, приведение в действие механизмов эмоциональной сферы).

Используемая система закаливания очень разнообразна: дети ежедневно в любое время года 15-20 минут выполняют игровые упражнения: «Я на солнышке лежу» (принимая солнечные ванны, ребята поют песенки о воде, ветерке, о солнышке и имитируют движения), «Волшебные капельки» (играют, брызгаясь водой, а затем обтирают друг друга), «Я - массажист» (попарно делают друг другу массаж спинки), «Босоножье» (бегают, играют, босиком), во время приема воздушных ванночек, эффективен поглаживающий массаж «Ласковый ветерок», который делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу.

Водные процедуры включают в себя: обширное умывание после сна, обтирание груди и спинки; полоскание горла прохладной водой — эффективная закаливающая процедура, особенно для детей с частыми простудными заболеваниями осуществляется через игру «Волшебный напиток».

Учитывая специфику контингента воспитанников группы, проводятся коммуникативные игры, в процессе которых создается приятная, тёплая, дружеская атмосфера, способствующая формированию у детей психологического комфорта, развитию у них чувства сопричастности и принадлежности к группе: «Пожелания», «Скажи доброе слово», «Клубочек», «Давайте думать вместе».

В центре работы по укреплению здоровья детей находится семья. Обеспечивая единое пространство развития ребенка в детском саду и семье, родителей вовлекают в валеолого-образовательный процесс через разнообразные формы работы: здоровьесберегающие акции: «Не проходите мимо!»; конкурсы макетов, плакатов, паблисити: «Домашняя аптечка друг – или враг?»; мастер-класс: «Оказание первой медицинской помощи», самомассаж активных точек; дегустации: «Полезные сладости»; ярмарки нужных, интересных и важных предметов для здоровья; видеожурнал: «Ответственность взрослого за жизнь ребёнка»; информационно-консультативное бюро: «Спрашивали – отвечаем»; презентации «Умейте сказать ребёнку: «Нет!». Действует «Агентство рекламы здоровья», сообщения для которого готовят не только взрослые, но сами дети. Источником информации для родителей в вопросах воспитания здоровья так же служит ежемесячно выпускаемая газета «Пилюлькин», в которой размещаются житейские советы по уходу за детьми и лечению. Развитию активности родительской позиции способствуют совместные семейные проекты: «Спортивная семья», «Мир волшебных движений». Установлению доверительных отношений, возможность оказать помощь родителям в воспитании здорового ребёнка помогает такая форма, как создание семейно-выходного клуба «Клухоня», где совместные мероприятия позволяют осуществить тёплые, неформальные отношения между детьми и взрослыми: праздники: «День здоровья», «Родительские посиделки».

Таким образом, валеологизация предметно-развивающей среды становится условием формирования интереса детей к здоровому образу жизни, тем зеркалом, в котором отражается жизнь группы, складываются традиции детского коллектива.

Учитывая федеральные и региональные приоритеты в области образования, социальный заказ общества и родителей, смоделирована педагогическая система воспитания, культуры здоровья дошкольников, основанная на современных валеологических подходах к организации педагогического процесса. Здоровьесберагающие технологии, инновационные формы и методы, позволили создать единое образовательное пространство развития валеологически компетентного ребёнка.

Представленная в данной работе здоровьесберегающая педагогическая система деятельности педагога в дошкольном образовательном учреждении может быть использована в практике работы других детских садов.

Презентация