Конспект занятия по ознакомлению с окружающим IV год обучения
Тема: Свойства песка и глины.
Цель: Воспитание любознательности, интереса к окружающему миру через проведение элементарных опытов с песком и глиной.
Задачи:
- Дать представления о свойствах сухого и мокрого песка. Учить определять сходства и различия песка и глины;
- Развивать познавательную активность детей через проведение элементарных опытов с песком и глиной. Учить устанавливать причинно-следственные связи между объектами неживой природы.
- Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование: емкости с сухим и мокрым песком; коробочки с песком и глиной по количеству детей; прозрачные закрытые емкости с сухим песком по количеству детей; трубочки; лупы; глина; фартуки; салфетки; стаканчики с водой; формы для песка; совки; емкость с водой; полотенце; тряпичная кукла, наполненная песком.
Ход занятия
Основные направления коррекционной работы | Содержание работы |
Актуализация внимания Тактильно-двигательное восприятие |
1. Оргмомент Педагог показывает детям тряпичную куклу, наполненную песком; предлагает потрогать ее и определить, чем наполнена эта кукла (песком). – Это песочный человечек, он живет в песочном городе. Там все сделано из песка и глины. Песочный человечек расскажет вам много интересного о свойствах песка и глины. |
Причинно-следственное мышление Зрительное восприятие Сравнение |
2. Знакомство со свойствами песка и глины – Сейчас мы познакомимся со свойствами песка и глины, но сначала надо надеть фартуки, чтобы не замарать одежду. Перед детьми коробочки с песком и глиной. Педагог предлагает потрогать песок руками и сказать, какой он на ощупь; взять небольшое количество песка в руки и аккуратно высыпать его на бумагу – что происходит с песком? (он легко сыпется, образует конус). Педагог предлагает взять глину и высыпать ее на бумагу (глина сыпется комочками). – Как вы думаете, из чего состоят песок и глина? Возьмите лупы и внимательно рассмотрите (песок состоит из мелких камушков – песчинок, они маленькие, круглые, не прилипают друг у другу – поэтому песок сыпется легко, глина тоже состоит из мелких камушков, только они очень тесно прижаты друг к другу). История 1: Как-то раз песочный человечек решил поиграть в песочнице. Вдруг подул сильный ветер, вокруг стало темно. Песочный человечек испугался и убежал домой. Как вы думаете, чего испугался песочный человечек? Давайте посмотрим, что происходит с песком, когда дует ветер. |
Причинно-следственное мышление Фиксирующая речь Нравственное воспитание |
– опыт 1 «Песчаная буря» Перед детьми закрытые прозрачные стаканчики с песком и трубочки. Педагог предлагает детям подуть в трубочки и посмотреть, что происходит с песком. Вывод: сухой песок, легкий – когда дует сильный ветер, песчинки поднимаются в воздух) Правила безопасности при работе с сухим песком: – нельзя играть в песочнице, когда дует сильный ветер – песок может попасть в глаза, в рот; – нельзя сыпать песок в глаза, в рот; – нельзя брать грязные пальцы в рот. История 2: Как-то раз песочный человечек гулял по песочному городу. Вдруг пошел дождь, песочный человечек спрятался в домике, а когда дождь закончился, песочный человечек увидел, что в некоторых местах появились лужи. Как вы думаете, почему? Давайте посмотрим, что происходит с песком и глиной, если их намочить. |
Причинно-следственное мышление Фиксирующая речь Нравственное воспитание |
– Опыт 2 «Где вода?» Дети выливают в коробочки с песком и глиной одинаковое количество воды. Что произошло в емкостях с песком и глиной? (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему? (у глины частички расположены ближе друг к другу и не пропускают воду). Вывод: Песок лучше впитывает воду. Педагог предлагает детям потрогать на ощупь мокрую глину и песок. Какие они? (песок слипается, а глина скользкая) Правила безопасности: – нельзя ходить по мокрой глине – можно поскользнуться и упасть; – надо посыпать мокрую глину сухим песком, чтобы вода впиталась. |
Общая моторика | 3. Физминутка «По ровненькой дорожке» По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. По камушкам, По камушкам. В ямку – бух! |
Причинно-следственное мышление Воспитание чувства прекрасного |
Песочный человечек предлагает детям построить из песка город. Перед детьми 2 емкости с сухим и мокрым песком. Проблемная ситуация: из какого песка будем строить город? Почему? (дети берут песочные формы и строят город, украшают его) – Молодцы ребята. Работали дружно, город получился красивый. Только наш песочный человечек почему-то загрустил. Как вы думаете, почему? (он один, у него нет друзей). Давайте слепим для песочного человечка друзей. Сначала подготовим наши пальчики. |
Мелкая моторика | 4. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный, И средний, Безымянный, И последний – Сам мизинчик – малышок Постучался на порог. |
Причинно-следственное мышление |
– опыт 3 «Волшебная глина» Перед детьми емкость с мокрым песком и кусочки глины. Педагог предлагает детям попробовать лепить из песка и из глины. Из чего лепить легче? Почему? (Легче лепить из глины. Песочные фигурки непрочные, быстро ломаются). Дети лепят человечков из глины. Аудиозапись «От улыбки» Вывод: глина эластичная, из нее можно лепить. Песочный человечек улыбается, у него теперь много друзей. |
Познавательный интерес | 5. Итог – чем отличается сухой песок от мокрого; – чем отличается песок от глины; – что можно делать с глиной. |