Формирование представлений о свойствах песка и глины у детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида через опытно-экспериментальную деятельность

Разделы: Коррекционная педагогика


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим IV год обучения

Тема: Свойства песка и глины.

Цель: Воспитание любознательности, интереса к окружающему миру через проведение элементарных опытов с песком и глиной.

Задачи:

  1. Дать представления о свойствах сухого и мокрого песка. Учить определять сходства и различия песка и глины;
  2. Развивать познавательную активность детей через проведение элементарных опытов с песком и глиной. Учить устанавливать причинно-следственные связи между объектами неживой природы.
  3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, доброжелательное отношение к сверстникам.

Оборудование: емкости с сухим и мокрым песком; коробочки с песком и глиной по количеству детей; прозрачные закрытые емкости с сухим песком по количеству детей; трубочки; лупы; глина; фартуки; салфетки; стаканчики с водой; формы для песка; совки; емкость с водой; полотенце; тряпичная кукла, наполненная песком.

Ход занятия

Основные направления коррекционной работы Содержание работы
Актуализация внимания

Тактильно-двигательное
восприятие
1. Оргмомент
Педагог показывает детям тряпичную куклу, наполненную песком; предлагает потрогать ее и определить, чем наполнена эта кукла (песком).
– Это песочный человечек, он живет в песочном городе. Там все сделано из песка и глины. Песочный человечек расскажет вам много интересного о свойствах песка и глины.
Причинно-следственное мышление


Зрительное восприятие

Сравнение
2. Знакомство со свойствами песка и глины
– Сейчас мы познакомимся со свойствами песка и глины, но сначала надо надеть фартуки, чтобы не замарать одежду.
Перед детьми коробочки с песком и глиной. Педагог предлагает потрогать песок руками и сказать, какой он на ощупь; взять небольшое количество песка в руки и аккуратно высыпать его на бумагу – что происходит с песком? (он легко сыпется, образует конус). Педагог предлагает взять глину и высыпать ее на бумагу (глина сыпется комочками).
– Как вы думаете, из чего состоят песок и глина? Возьмите лупы и внимательно рассмотрите (песок состоит из мелких камушков – песчинок, они маленькие, круглые, не прилипают друг у другу – поэтому песок сыпется легко, глина тоже состоит из мелких камушков, только они очень тесно прижаты друг к другу).

История 1: Как-то раз песочный человечек решил поиграть в песочнице. Вдруг подул сильный ветер, вокруг стало темно. Песочный человечек испугался и убежал домой. Как вы думаете, чего испугался песочный человечек? Давайте посмотрим, что происходит с песком, когда дует ветер.
Причинно-следственное мышление
Фиксирующая речь


Нравственное воспитание
– опыт 1 «Песчаная буря»
Перед детьми закрытые прозрачные стаканчики с песком и трубочки. Педагог предлагает детям подуть в трубочки и посмотреть, что происходит с песком.
Вывод: сухой песок, легкий – когда дует сильный ветер, песчинки поднимаются в воздух)
Правила безопасности при работе с сухим песком:
– нельзя играть в песочнице, когда дует сильный ветер – песок может попасть в глаза, в рот;
– нельзя сыпать песок в глаза, в рот;
– нельзя брать грязные пальцы в рот.

История 2: Как-то раз песочный человечек гулял по песочному городу. Вдруг пошел дождь, песочный человечек спрятался в домике, а когда дождь закончился, песочный человечек увидел, что в некоторых местах появились лужи. Как вы думаете, почему? Давайте посмотрим, что происходит с песком и глиной, если их намочить.
Причинно-следственное мышление
Фиксирующая речь



Нравственное воспитание
Опыт 2 «Где вода?»
Дети выливают в коробочки с песком и глиной одинаковое количество воды. Что произошло в емкостях с песком и глиной? (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему? (у глины частички расположены ближе друг к другу и не пропускают воду). Вывод: Песок лучше впитывает воду.
Педагог предлагает детям потрогать на ощупь мокрую глину и песок. Какие они? (песок слипается, а глина скользкая)
Правила безопасности:
– нельзя ходить по мокрой глине – можно поскользнуться и упасть;
– надо посыпать мокрую глину сухим песком, чтобы вода впиталась.
Общая моторика 3. Физминутка «По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
По камушкам,
По камушкам.
В ямку – бух!
Причинно-следственное мышление
Воспитание чувства прекрасного
Песочный человечек предлагает детям построить из песка город. Перед детьми 2 емкости с сухим и мокрым песком.
Проблемная ситуация: из какого песка будем строить город? Почему? (дети берут песочные формы и строят город, украшают его)
– Молодцы ребята. Работали дружно, город получился красивый. Только наш песочный человечек почему-то загрустил. Как вы думаете, почему? (он один, у него нет друзей). Давайте слепим для песочного человечка друзей. Сначала подготовим наши пальчики.
Мелкая моторика 4. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный,
И средний,
Безымянный,
И последний –
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Причинно-следственное
мышление
опыт 3 «Волшебная глина»
Перед детьми емкость с мокрым песком и кусочки глины. Педагог предлагает детям попробовать лепить из песка и из глины. Из чего лепить легче? Почему? (Легче лепить из глины. Песочные фигурки непрочные, быстро ломаются). Дети лепят человечков из глины.
Аудиозапись «От улыбки»
Вывод: глина эластичная, из нее можно лепить.
Песочный человечек улыбается, у него теперь много друзей.
Познавательный интерес 5. Итог
– чем отличается сухой песок от мокрого;
– чем отличается песок от глины;
– что можно делать с глиной.