"Пластическое интонирование" в практике музыкального воспитания детей начальной школы

Разделы: Музыка


Современное общество нуждается в людях творческих, обладающих воображением, способных самостоятельно мыслить и решать различные жизненные проблемы, успешно взаимодействовать с окружающими, проявлять инициативу. Развитие личного творческого потенциала ребенка нельзя рассматривать как изолированный процесс. Формирование эмоционального восприятия прекрасного (музыки, живописи, литературы) у детей является не целью работы, а средством в общем развитии личности. Делясь опытом работы в этом направлении, считаю важным выделить начальный этап обучения – работу с младшими школьниками.

Для развития активного, деятельного восприятия музыки, необходимо на уроках поощрять естественную двигательную активность учащихся. Привлечение движений, как один из приемов работы на уроке, помогает активизировать слушание музыки, выявляя ее интонационно-образное содержание через жест, характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу «пластического интонирования» происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный в конечном счете на развитие музыкального восприятия.

Сегодня, подводя определенный итог педагогической деятельности по использованию метода «пластического интонирования», можно сказать, что он помогает:

  • активизировать познавательный процесс посредством высвобождения эмоционально-моторного комплекса;
  • направлять естественную двигательную активность детей в нужное эмоциональное русло;
  • развивать музыкальное восприятие через движение у детей младшего школьного возраста.

В педагогической практике как элемент урока метод «пластического интонирования» может быть использован любым учителем музыки при условии, что сам педагог должен быть эмоциональным, искренним (дети сразу улавливают фальшь) и активным в движениях человеком. Только такое отношение и настрой на каждый урок может дать положительный результат. На уроках музыки, используя данный метод, необходимо находиться в постоянном визуальном контакте с детьми. Петь, глядя на детей, играть, не поворачиваясь к ним спиной. В качестве дидактического материала можно предложить: яркие короткие ленты, газовые платки яркой расцветки, упругой структуры, фигурки зверей, вырезанные из картона, цветы, геометрические цветные фигуры, детские шумовые инструменты: ксилофон, металлофон, треугольник.

Метод «пластического интонирования» включает в себя ряд приемов, направленных на решение задач различного уровня и содержания. Поговорим о некоторых из них.

Прием «Зеркало».

Прием «Зеркало» является первой ступенькой в совместной работе: учитель-ученик на уроке музыки. Дети повторяют, как в зеркале, все движения учителя, а в движениях учителя отражается его восприятие музыки. Повтор музыкального материала влечет за собой повтор движений. Новая музыка – соответственно, изменение движений.

В «зеркале» отражается членение мелодий, симметричность музыкальных построений отражается в движении вправо и влево, вопросительная интонация (Д) и утвердительная (Т) – соответственно, «открытый» и «закрытый» жест.

Энергия музыки передается в более или менее размашистых движениях. Начало, кульминация, конец отражены в жестах. Это выражение через моторику восприятия музыки. В то же время дети учатся читать дирижерский жест. Вариант этой работы – ученик занимает место учителя. Плавный жест – тихая, спокойная музыка. Быстрый, энергичный – веселая, игривая. (Сначала репетиция движений без музыки.)

Предварительные музыкальные игры:

  1. «Курочка по зернышку»
  2. «Если весело живется»

Эти игры нужны для первоначальной организации движений детей, эмоциональной разрядки на уроке. Дети сами придумывают движения, благодаря этому образы радости и печали приобретают многообразие пластического выражения. В первый класс приходят дети с разным эмоциональным багажом и моторной активностью, и вышеуказанные игры помогают организовать движения детей и одновременно продиагностировать их способности к восприятию.

Прием «Импровизация».

Импровизация на уроке помогает воспитывать чувство соответствия и несоответствия музыки и движения. Дети определяют, чей шаг сопровождает учитель. Подходит ли музыка движению? (Учитель то соответствует своей музыкой, то нет.).

Игра «Музыкальная шляпа».

Группа сидит в кругу на стульях. На одном из детей – шляпа. В центре на столе или стуле сложены детские музыкальные инструменты. Все поют хорошо знакомую песню. В конце предложения ребенок со шляпой должен одеть ее на соседа и т.д. По сигналу учителя делают неожиданную остановку, и тот ребенок, на котором в этот момент оказалась шляпа, должен взять любой инструмент и своей игрой (ритмом) соответствовать музыке, которую исполняет учитель. Далее игра продолжается по кругу. Игры, подобные «Музыкальной шляпе», будят фантазию детей, развивают ритмическое чувство, умение играть на простых музыкальных инструментах.

Использование методики «пластического интонирования» можно направить на решение большого круга задач. Заставить младших школьников внимательно вслушиваться в мелодию новой песни без утомительного повтора можно через простые движения. Дети повторяют за учителем движения (а он поет песню) по фразам, предложениям, затем сами придумывают новые движения. Так, ребенок в игре, движении незаметно для себя заучивает и мелодию и текст.

Необходимо расширять набор движений (в разных направлениях, разными частями тела). Образные движения: дождя, ветра, великанов и гномов (можно в движении смоделировать начинающийся дождь, кульминацию, концовку, а затем сравнить со звучанием музыки и совместить то и другое), распускающегося цветка (П.И.Чайковский «Вальс цветов»), прорастание семечки, ростка, затем цветка.

Игра «Подарок учителя».

Учитель дарит каждому ряду (или отдельным ученикам) 3 разных произведения. Это могут быть марш, вальс и песня или разные по характеру произведения. Выбираются определенные движения на каждый фрагмент в начале урока, или дети сами их придумывают. Через некоторое время или сразу же учитель играет эти фрагменты. Каждый ряд должен определить свой подарок и начать двигаться под музыку.

Дети могут сочинять музыку ветра, снега, дождя на пианино, металлофоне, чтобы слушатели почувствовали, как в спокойной атмосфере вдруг зарождается явление, усиливается, достигает кульминации и снова затихает.

Развитие тембрового слуха

Развитие тембрового слуха помогает детям воспринимать окружающий мир, а затем и музыкальный мир во всем его многообразии. Процесс развития тембрового слуха не терпит суеты, но и задержки тоже. Его основы закладываются в начальной школе с простых упражнений в виде игр. Задания усложняются постепенно от класса к классу.

Вариант использования приема развития тембрового слуха №1.

Учитель играет на трех разных инструментах. Группа детей должна двигаться соответственно условиям:

  • вперед – слыша треугольник;
  • назад – под бубен;
  • вправо или влево – под барабан.

Голова всегда повернута в сторону движения. Дети кроме тембровых впечатлений осваивают пространство для движений. Позже можно давать в записи более сложные музыкальные инструменты.

Вариант использования приема развития тембрового слуха №2.

Каким способом учитель извлекает звук? Определить это с закрытыми глазами (шуршание пальцами по барабану, трель в углу треугольника и т.д.)

Ритмический прием «На балу».

1. П.И. Чайковский «Марш» (из балета «Щелкунчик»)

Учитель: Мы с вами на новогодней елке. Звучит удивительно красивый марш. Кто начинает, мальчики или девочки?

Дети:…

Учитель: Правильно, мальчики. Музыка вначале очень бодрая, четкая, энергичная. (Шаг исполняем ладошками по коленям, носочками ног о пол, стоя легко на носочках)

Учитель: Очень трудное задание: послушайте еще раз марш и поднимите руки, когда будут маршировать девочки.

Учитель: Правильно. А девочки маршируют так же четко, бодро, как мальчики?

Дети:…

Учитель: Верно. Очень легко, воздушно, полетно, изящно. (Подушечками пальцев по коленям, игриво; легко касаясь пола носочками ног - сидя; стоя – сначала выставляя носочек правой ноги, разводя руки в стороны, затем – левой ноги).

Учитель: Теперь все сначала, как в произведении, вступают мальчики, девочки, мальчики, девочки.

Учитель: Где танцуют дети под эту музыку: в опере, в балете, в симфонии?

Дети:…

Учитель: Конечно в балете. Мы с вами исполнили марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

2. Вальс из балета «Золушка» С.Прокофьева

Звучит вальс.

Учитель: Вам понравилась музыка? Вам всем хорошо?? Вы счастливы? А можно сказать, что счастье это когда вам хорошо? Значит музыка – это счастье. Покажем движениями рук, как вы счастливы (плавное движение рук вправо, влево).

Учитель: Вспомним героев сказок. Кто из них был счастлив?

Верно. Это Дюймовочка, Золушка. Если мы будем танцевать с Дюймовочкой под эту музыку, наши движения будут такими же маленькими?

Дети:…

Учитель: Верно. Танцевать будут только наши пальцы. Девочки будут Дюймовочками, а мальчики – эльфами (движение только пальцами).

Учитель: А сейчас закройте глаза. Я – волшебница. С помощью музыки мы окажемся где? (Звучит вступление, 6 тактов, на фоне вступления чтение из «Золушки»: «волшебница коснулась Золушки своей волшебной палочкой….» (нужно успеть сказать это до конца вступления).

(На фоне звучания вальса Учитель читает, как принц танцевал с Золушкой).

Учитель: Вы все были сейчас Золушками и принцами. Какой танец вы танцевали?

Дети:…

Учитель: Правильно. Вальс. А вальс вы танцевали где?

Дети:…

Учитель: Да. На балу. При помощи чего? (Учитель исполняет движение).

Дети:…

Учитель: Правильно. Через движение. Как передать чувства Золушки? Ваша душа была переполнена радостью, восторгом, счастьем. Давайте покажем движением счастье Золушки. (Звучит вальс с пластическим интонированием.)

Развитие эмоциональной сферы через движение.

  1. Мгновенная реакция на какую-либо постоянную ритм-интонацию:
    а) при появлении ритм-интонации поднять что-либо с пола;
    б) замереть на месте в определенной позе;
    в) превращение в фотографа под водой: передвигаться медленно, соответственно характеру музыки, и периодически «щелкать» фотоаппаратом. (К. Сен-Санс «Кукушка в лесу», «Кот и белая кошечка»).
  2. Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» - подхватывание верных определений.
  3. Э.Григ «Утро» слушание с распускающимся цветком. (В сжатых ладонях учителя в виде бутона скомканная яркая газовая косынка. По мере усиления музыки учитель отпускает пальцы ладоней, цветок распускается.

Самое сложное в работе учителя музыки научить детей эмоционально реагировать на музыку. Процесс этот долгий, трудный но радостный.